25% с высшим образованием?

Станислав Маслаков

25% с высшим образованием?

Теперь уже бывший лидер «Правого дела» Михаил Прохоров заявил, что стране необходимо вернуться к модели, при которой высшее образование получает не более четверти населения. Для остальных нужно создать высококвалифицированные рабочие места. Это не самое резонансное высказывание олигарха поднимает, несомненно, одну из наиболее важных и острых проблем современности.

Конечно, сокращение числа россиян с высшим образованием – это не так круто, как 12-часовой рабочий день. Здесь поводов для истерии меньше, а проблема куда более фундаментальная. Каждому будет полезно задуматься над ней и предложить своё решение.

Точное количество жителей России, имеющих высшее образование, не знает никто. По разным данным, оно колеблется от 38 до 43%. Что интересно, те же 38%, согласно опросам фонда «Общественное мнение», считают, что специалистов с высшим образованием у нас слишком много. Разумеется, если бы учитывалась только молодёжь, то эта цифра была бы гораздо выше. Сейчас редкий выпускник школы не становится студентом вуза. Подавляющее большинство этих студентов впоследствии работают не по профессии и на должностях, не соответствующих уровню образования. Как правило, этот уровень, в свою очередь, чаще всего не соответствует заявленному. Дипломированные юристы, не владеющие государственным языком даже на разговорном уровне, и врачи, знающие о медицине меньше любого из своих пациентов, - норма наших дней. Высшее образование, став, по сути, всеобщим, потеряло свою суть. На днях МГУ последним из российских университетов покинул сотню лучших вузов мира.

Так что проблему надо решать. Но что именно стоит за предложением олигарха и какие выходы могут быть из нашего образовательного тупика?

Вариант первый. Имени Мадлен Олбрайт и Гитлера. В России слишком много специалистов с высшим образованием и людей вообще. Для обслуживания газовой трубы хватит пары десятков миллионов. Поэтому количество вузов механически сокращается впятеро. Оставшиеся становятся полностью платными и сосредотачиваются в столицах и мегаполисах. В итоге доступ к высшему образованию получают только дети богатых (но не настолько, чтобы учить отпрысков за границей) родителей. Качество этого образования будет выше, но доступно оно лишь избранным. Удел простых россиян – деградирующая школьная программа, которая сведётся в итоге к урокам послушания, элементарному счёту и чтению, а также обязательному религиозному воспитанию. В результате мы имеем деморализованных и лишённых самого шанса на будущее людей с фрагментированным мировосприятием и средневековой ментальностью. Такое население будет послушно выполнять несложную работу за гроши, будет бесцельно жить, рано умирать и плохо размножаться. Что полностью соответствует чаяниям фашистов и русофобов всех времён.

Именно в этом обвиняет Прохорова подавляющее большинство критиков. Впрочем, как и в случае с 12-часовым рабочим днём (который на деле был лишь попыткой легализовать сверхурочный труд, а вовсе не отменой завоеваний последних двух веков), обвиняют огульно, не разобравшись в сути предложений. А они заключаются в создании высококвалифицированных, а следовательно – высокооплачиваемых рабочих мест. Специалисты с высшим образованием, в свою очередь, должны работать именно по специальности. «Эта одна из форм национальной катастрофы, когда больше половины студентов не работают по профессии. Это проблема номер один», – заявил Прохоров. А теперь скажите, всё это вам ничего не напоминает?

Вариант второй. Имени В.И. Ленина. Да, как ни удивительно, но предложения олигарха всё более похожи на возврат к советским традициям. На что может опираться создание высококвалифицированных рабочих? Помимо возрождения самой промышленности, разумеется. На качественное, всеобъемлющее и универсальное среднее образование с переходом на среднее специальное. То самое, которое существовало в СССР и уничтожалось в последующие годы. Бетон месить может и безграмотный гастарбайтер. А вот управиться с современным программируемым станком по силам только хорошо обученному, чистоплотному специалисту, способному не просто выполнять механические действия, а обладающему определённой культурой и творческим подходом к решению задач.

Таким образом, до высшего образования следовало бы разобраться со средним. Причём глубокое реформирование его свести к отмене большинства реформ последних двадцати лет. А сокращение числа вузов провести самым безболезненным способом. По-настоящему строгая переаттестация, в итоге которой оставить искомую четверть вузов (но дающих действительно качественное образование), а остальные сделать техникумами, колледжами. Перекос в специальностях решить воссозданием системы госзаказа и распределения. Хочет человек выучиться вопреки всему на юриста – пожалуйста, только за свой счёт. А экзамены будут независимыми и строгими.

Это, вероятно, наиболее благоприятный сценарий для России. Но, помимо запущенности болезни и неспособности к реформам подобного уровня, он сталкивается с ещё одной проблемой. Стране не нужны три четверти населения в качестве рабочих.

Вариант третий. Имени восходящего солнца. Если бы Россия не выбросила себя из цивилизационного процесса и продолжала развиваться вместо застоев, перестроек и прочих ужасов, то сейчас бы мы жили в постиндустриальном обществе. Да, промышленный бум прошлого века – это великое достижение. Но оно осталось в прошлом. Сейчас всё в мире производит Китай, и это нормально. Даже если в нашей стране восстановить всё производство, его продукция окажется неконкурентоспособной. Потому что китайцев больше, они готовы очень много работать за очень маленькие деньги, и система планетарного распределения труда уже сформирована без нас. Европа, США и Япония создают технологии, Китай производит на их основе продукцию, а мы лишь поставляем энергоресурсы. Если так будет продолжаться, в итоге мы реализуем-таки первый вариант. Второй в полной мере уже невозможен. Но есть и третий – то, что делает сейчас Япония и к чему бы пришёл СССР, не впади он в кому.

Он сводится к тому, чтобы превратить Россию в страну учёных, инженеров, философов и художников. Вопреки предложениям Прохорова, оставить всеобщее высшее образование, но сделать его полноценным, настоящим. Разумеется, на базе не менее качественного среднего. Воскресить науку и возвести её в ранг главной производящей силы. Когда одни совершают открытия, другие находят им практическое применение, третьи создают опытные производства, в результате которых появляются готовые технологии, и уже они продаются в тот же Китай для массовой промышленности. А ещё четвёртые и пятые – менеджеры, организующие работу столь развитого общества, и гуманитарии, создающие для него необходимую культурную среду.

Выглядит как фантастика в духе Стругацких. Особенно на фоне нынешней безнадёги. Для реализации такого сценария нужен невероятный волевой порыв всего народа и нужны способные направить этот порыв лидеры. Пока ничего подобного не наблюдается. Представить, что все или хотя бы большинство граждан вдруг стали интеллектуалами, тоже трудно. Но, возможно, у нас не остаётся иного выбора. В конце концов, выходить победителями из безнадёжных ситуаций нам не впервой.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Ох да, последний вариант вызывает такие блаженные мечтания, что объевшийся сметаны кот может позавидовать моей улыбке. Конечно же нужно однозначно отказаться от роли поставщика сырья - мы-то на этом ничего не имеем, ну разве что деньги у кого-то-там оседают, а на деле невыгодное дело; понятно, что образование в полной заднице, тут и говорить нечего - а вот что делать? Госзаказ - это как-то слишком жёстко, а вот воссоздать техникумы, колледжи и прочее - замечательная идея, преподавательский состав не хочется выгонять на улицу голодными, нужно с учётом их существования решать. А начинать по-хорошему нужно со школы, и с садов: увеличить качество воспитания и образования, привить культуру. Кстати, как насчёт идеи отказаться от жвачки и проводить политику "окультуривания" населения? Думаю, чтоило бы, разобраться с писателями, урезать по возможности выпуск соплей и дать возможность талантливым и мыслящим людям говорить без оглядки на то, чем платить за квартиру и кормить себя и, мало ли, детей. Вот только погрязли мы малость (да куда там малость!) в коррупции, в местничестве и своячестве, конструктивные идеи тонут, и реализовать их на всех уровнях такого раздутого аппарата управления такой большой страны крайне сложно. Но ведь возможно, надеюсь.
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Эх, какой прекрасный был бы третий вариант. Добрая, хорошая сказка. Мечта. Хотя, на фоне того, во что может развиться нынешняя ситуация, первые два варианта тоже позитивнее возможного развития событий... Вообще идея о сокращении хорошая. Ведь и правда, ну не многие пользуются своим высшим образованием (еще вопрос о качестве, к слову, важен) по назначению. А смысл иметь «корочку» ради ее самой? Правильно, по традиции. Когда-нибудь пригодится. С нынешними тенденциями... Они («корочки») вообще не нужны. Да и само отношение к образованию и к человеку, его получившему всегда иное, чем к бездипломному. Хотя, на мой взгляд, далеко не всем надо иметь диплом. Обязательно ВУЗ должен закончить врач (хотя, скорей всего все равно будет «врачем», а не врачем), инженер, юрист (среди коих надо (на мой взгляд) вообще жестчайший отбор проводить (как и среди финансистов, менеджеров и т. д.))... Но вот ни разу не уперся диплом дизайнеру (пром, интерьер и иже с ними не в счет, так как это инженерия, связанная с безопасностью потребителей), писателю, журналисту... Да любому, кто работает не по специальности. Знания нужны. Бесполезных знаний небывает. Но получать их надо в среде профессионалов своей сферы, в процессе работы непосредственно... Но нет. Пусть выпускник ничего не может делать по сути, но хорошо умеет размышлять о своей специальности (т. е. от него ноль толку, но есть диплом (и таких, к сожалению, очень много)) — он уже (априори) привлекательней человека, который на самом деле может многое, но не является специалистом дипломированным. В общем, если голова растет из шеи и нет стремления стать физиком-ядерщиком, хирургом, конструктором автомобилей и т. д. — то, мне думается, лучше (очень) высококачесвенное среднее образование. И чуть не сюда, но.. Идея о 12 часах работы вместо 8 — это мечта. Это действительно отличная идея. Очень хотелось бы, чтобы ее реализовали. И тут цитатка понравилась очень: «Но штука в том, что особенно удлинять рабочий день некуда. Многие профессии фактически переведены на ненормированный рабочий день: от милиционеров до журналистов. Учителя и врачи, чтобы заработать, трудятся на полторы-две ставки. У бюджетников есть даже поговорка: «На одну ставку есть нечего, а на две - некогда». Удлинить смену менеджеру? Но у нас не Германия, и рабочий день большинства менеджеров определяется не часами, а сделанной работой: не успел — оставайся и доделывай. Рабочие на заводах действительно трудятся от гудка до гудка, но еще в прошлом году многих, наоборот, переводили на неполную неделю — кризис!» Но это отдельная тема. Стас, нет желания написать об этом?
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Нормальное образование в России? Ха, это уже практически миф. Осталось совсем немного качественных учебных заведений. Практически по пальцам пересчитать. Остальные учреждения больше похожи на кровососущих блох и клопов, маскирующихся под бабочек – такие же красивые снаружи, но бесполезные, даже вредные, внутри. В этих местах сейчас реализуется мощный план по созданию бездумных штамповок в виде многочисленной армии менеджеров, врачей, юристов (с корочками об образовании, но пустыми головами) и еще большого количества людей с малопонятными профессиями и невнятными должностными обязанностями. Неприятно так же сознавать то, что в серьезных университетах и школах (с углубленным изучением различных наук) есть негласное распределение мест, в основном за деньги и, если очень повезет, пара бесплатных, которые достаются действительно талантливым детям. Боюсь, что сказочно прекрасный путь создания хорошего образования с качественными школами, университетами и колледжами (техникумами, проще говоря) и, как следствие, появление устойчивой системы, где развиваются науки и искусство, производство, создается множество новых технологий на благо народу и государству, маловероятен. Была создана по наипростейшей доступной на тот момент схеме труба, которая позволила качать ресурсы и деньги. К сожалению, в развитии отстает вся Россия, в том числе большая часть чиновников и крупные бизнесменов, которые владеют всеми ресурсами, поэтому им сложно понять, что более сложные и новые варианты производства приносят куда больше денег, нежели простая продажа нефти и угля. Что ж, остается надеяться на самих себя, всевозможными способами совершенствоваться и помогать в этом другим. Кроме нас, «сарай», в котором мы сейчас живем, в «дом» не превратить.
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Цитата: «К сожалению, в развитии отстает вся Россия, в том числе большая часть чиновников и крупные бизнесменов, которые владеют всеми ресурсами, поэтому им сложно понять, что более сложные и новые варианты производства приносят куда больше денег, нежели простая продажа нефти и угля» Нееееееееееееееее... )) Понять-то, как-раз не сложно, но вот это ж ведь делать надо.. А тут пока еще и углеродные ресурсы есть...
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Из пустого - в порожнее... За лопаты и вилы пора браться! И свергать короткоруких невротиков
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Поспорю про 12-часовым рабочим день ("который на деле был лишь попыткой легализовать сверхурочный труд, а вовсе не отменой завоеваний последних двух веков". Это далеко не так !!! Нет ничего проще, чем легализовать сверурочный труд. Но откуда этот сверхурочный труд идет? От небольшой зарплаты, из-за которой человек рад работать сверхурочно. При нормальной зарплате перерабатывать мало кто захочет. А найти человека на половину ставки при необходимости легко (если эта половина будет достаточно хорошо оплачиваться). После легализации у работодателя стимула увеличивать зарплату будет еще меньше. Зачем, если уже не надо будет бояться проверок и наказаний за нарушение закона? А рабочий будет вынужден работать сверхурочно уже законно. Так и по поводу высшего образования. Можно высшее образование и для рабочих предусмотреть. Высшее образование, между прочим, заключается не только в получении специальных высокотехнологичны навыков, а еще и в общем развитии человека (в отличии от профтехучилищ). И во времена СССР получение образования было ограничено желанием человека, а не установкой в какое-то количество процентов (так как на многие специальности на вечерней и заочной форме обучения конкурс был очень маленький, достаточно было удовлетворительно экзамены сдать).
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
"Он сводится к тому, чтобы превратить Россию в страну учёных, инженеров, философов и художников." Автор развлекается словоблудием... Тем временем читатели бегут.. Тираж газеты падает до неприличных значений.. Кормушка скудеет... В философы податься, думает? Авось...
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Интересно, зачем получать второе высшее человеку, который и от первого-то только поглупел? Ась?
1

Другие статьи в рубрике «Образование»

Ростелеком. Международный конкурс журналистов