27 марта – Международный день театра. ''Нет в мире ничего более материального, чем воображение''

Ольга Метёлкина
Театральная гримерка встретила нежилой прохладой и звуком протекающего крана. О том, что здесь обитают герои классических драм, напоминали развешанные костюмы разных стилей, времен и всякие мелочи, позволяющие чувствовать себя комфортнее в казенной обстановке. Передо мной был синьор Джакомо Казанова. А может быть, Петр I? Или князь Потемкин?

Эти уважаемые господа, как, впрочем, и многие другие герои, сыгранные на театральной сцене заслуженным артистом России Михаилом Михайловым, незримо населяли пространство гримерки…

'Родился я в Саратовской губернии, в старинном купеческом городке Балаково, где церквей было больше, чем домов, - рассказывал Михаил Павлович. – В пятнадцать лет поступил в Саратовское театральное училище'…

Любопытно, что поступал будущий заслуженный артист России Михайлов в это училище дважды. Вышло так, что недоучившегося студента сначала забрали в армию. После судьба забросила в Ростов, где, поработав на заводе, Михаил решил все-таки возобновить постижение сценических премудростей и поступил в местное театральное училище. Однако это учебное заведение явно проигрывало саратовскому. Поняв, что от судьбы не уйти, Михаил Михайлов вновь оказался в Саратове. В приемной комиссии его уже знали и в порядке исключения приняли сразу на второй курс…

Мне всегда было интересно знать, как у творческих людей, особенно актеров, происходит 'рождение в профессии'. Лечь спать обычным человеком и проснуться артистом - это было бы так просто и неинтересно. Возможно, актеры рождаются подобно тому, как из глыбы мрамора в результате отсечения всего лишнего появляются скульптурные шедевры?.. К счастью, Михаилу Михайлову не пришлось ничего 'отсекать'. Природа одарила его 'набором' качеств, которые пришлись как нельзя кстати на подмостках. А что же касается рождения Михайлова как актера, то, когда оно 'случилось', не может точно сказать даже он сам. Может быть, в детстве, когда он погружался в книги и рисовал в своем воображении то, что автор оставил за рамками повествования.

'Старшая сестра ввела меня в мир литературы, отец помогал в этом разбираться, расшифровывал непонятные вещи, порой страшные для детского ума, он меня не щадил'…

А может быть, Михайлов-актер появился… в пути. Да-да, именно в дороге из города в город, когда пешком измерил Поволжье - от Жигулей до Астрахани. Сейчас сам удивляется: зачем ходил? что искал?.. Должно быть, это был особый, приемлемый только для него способ познания бытия и приобретения жизненного багажа… Кроме Поволжья были еще Казахстан, Киргизия, гастроли в больших и малых городах, в селах, на полевых станах. Было в этих 'гастролях' что-то пилигримское. Незнакомые места, новые люди и впечатления, желание каждой клеточкой ощущать свободу творчества и радость земного существования.

'Сила, выносливость, жажда жизни были неимоверные. И при этом неимоверная неразбериха: я никак не мог понять, для чего я на этом балу'…

Ставрополь в судьбе Михаила Михайлова появился нежданно-негаданно. В Курган, где в начале 80-х работал артист, приехал ставить спектакль 'Мы, нижеподписавшиеся' режиссер из Москвы. Как-то раз в разговоре он заметил: 'Пора бы тебе уже иметь более солидный профессиональный вес', и посоветовал Михайлову ехать в Ставрополь. В это время из Ставропольского театра ушел ведущий актер Александр Михайличенко, и на весь его богатейший репертуар пришел Михаил Михайлов. В таких случаях говорят: звезды сошлись счастливым образом...

Кстати, о звездах. Гороскопам я по большому счету не доверяю, однако любопытства ради показала опытному астрологу метрические данные Михаила Павловича (разумеется, не говоря, о ком идет речь). Результаты астрологического 'обследования' лишь подтвердили правильность выбранного актером профессионального пути. Цитирую: 'Сатурн в доме духовных даров очень хорошо аспектирован Венерой и Нептуном: это дает романтизм, тягу к художественному творчеству, облагораживание и углубление чувств. Популярность в народе, преуспевание в 'изящном' труде. Ждут почести, оценивающие способности к остроумию, однако тайные преследования конкурентов сводят на нет предполагаемое от этого удовлетворение. Юпитер в секстилях с Луной и Солнцем дает личную притягательность, часто враги становятся друзьями, успех в благотворительной деятельности и индивидуальной работе'.

Есть и другие совпадения, но это уже очень личное…

За что люди любят театр?.. У каждого, кто испытывает внутреннюю дрожь при виде раскрывающегося занавеса, наверное, есть свое объяснение этому феномену. Непреодолимое магическое притяжение подмостков, которое испытывают актеры, невольно передается и зрительному залу. И чем сильнее магнетизм сцены, тем меньше у зрителей шансов увидеть фальшь в игре актеров. Наверное, этим можно объяснить и популярность спектаклей, в которых занят Михаил Михайлов. Его имя на афишах, как правило, залог аншлага. Его герои, будь то дон Хуан из спектакля 'Последняя женщина сеньора Хуана' или простой работяга Дергачев из 'Валентины', император Петр I из 'Шута Балакирева' или Саша из постановки 'Я стою у ресторана…', Каренин из сценического изложения толстовского романа или профессор Хиггинс из 'Пигмалиона', 'вылеплены' с такой искренностью, что забываешь о том, что образы созданы драматургами, а события нереальны. Но недаром же устами Казановы Михаил Михайлов говорит: 'Нет в мире ничего более материального, чем воображение'. А от себя добавляет: 'В нас есть все – от сатаны до Бога. Артист ли, художник – все это большой 'склад', неисчерпаемая эмоциональная память, которая ничего никогда не теряет. Надо достать, найти, подать, отточить в работе ту грань, которая нужна. В том-то наша профессия и заключается'.

Со стороны Михаил Павлович создает впечатление человека, который владеет некой тайной мудростью, прозорливостью, позволяющей ему при любых обстоятельствах сохранять философское спокойствие, слегка ироничную улыбку и интуитивное ощущение, что все идет как надо. На самом деле только ему самому известно, что кроется за этой внешней невозмутимостью. Загадочная актерская душа! На сцене он может быть законченным злодеем, а после спектакля – находить отдохновение, бродя по Архиерейскому лесу или погружаясь в духовную литературу…

'В общении с людьми, как бы это ни было печально, чувствуется какой-то тупик, конец дороги. А в духовной литературе ощущается бесконечность. Я пытаюсь быть верующим. Пытаюсь, потому что, наверное, невозможно до конца быть им. Я, как и многие, нахожусь в пути: к вере, к любви… И часто просто прошу Господа Бога помочь мне'…

Как-то раз заслуженная артистка России Светлана Колганова в одном из своих интервью 'Вечерке' обмолвилась, что Михаил Михайлов ее крестный отец. Я, честно говоря, сначала подумала, что это образное выражение. Но нет, Светлана Георгиевна подтвердила, что принимала православное крещение в 'осмысленном' возрасте, и на тот момент именно Михаил Павлович оказался тем человеком, которому можно было доверить столь ответственную миссию. То же касается и крестного 'отцовства' в профессиональном отношении. По словам Светланы Колгановой, Михаил Михайлов не просто талантливый актер, но замечательный учитель и партнер по сцене. Его мастерство, чувство юмора, способность импровизировать на ходу не раз спасали спектакли.

…Переступая порог гримерки, я снова становлюсь больше зрителем, чем журналистом. Пусть далеко не все вопросы заданы, не все ответы получены. Осталось желание в который раз смешаться с потоком зрителей, устремленных к парадному подъезду театра, и вновь увидеть на сцене заслуженного артиста России Михаила Михайлова. Хорошо бы еще - в новой роли…



Последние новости

Все новости

Объявление