А будет квартирный ответ?

Разговоры о том, что квартирный вопрос у нас в стране нужно решать как можно скорее, ходят давно. В последнее время они наконец-то начали получать продолжение в реальных действиях. Значительная часть жилищного фонда, который до сего момента зижделся на советских «хрущевках», понемногу преображается благодаря программам реконструкции этих самых «хрущевок». Перспектива же строительного бума и как следствие бума демографического, по мнению государственных чинов, заключается в доступности жилья для молодежи... 
Речь идет о федеральной программе поддержки молодых семей. О том, как она реализуется на Ставрополье и какие шансы есть у желающих воспользоваться господдержкой, мы узнали, встретившись с заместителем министра строительства и архитектуры края Алексеем Бутенко.

Для тех, кто не знает сути программы, вкратце разъясним. Молодые люди, решившие построить или купить свой семейный уголок, могут рассчитывать на помощь государства. При взятии ипотечного кредита или при покупке жилья они безвозмездно получают 40% (если семья состоит из 3 человек) от оценочной стоимости жилья. А для этого необходимо, чтобы возраст каждого из супругов не превышал 35 лет, молодая семья была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и ее финансовые возможности позволяли бы приобрести квартиру.
По словам заместителя министра, с момента запуска программы 2050 молодых семей смогли улучшить свои жилищные условия. Однако 7 тыс. еще продолжают стоять в очереди. Некоторые из них ожидают счастливого момента по нескольку лет. Нередко это оставляет участников программы за определенной законом возрастной чертой. Так что у тех, кто разменял четвертый десяток, шансы воспользоваться своим правом практически равны нулю (при достижении хотя бы одним из супругов 35 лет семья автоматически исключается из программы).
Тем временем очереди из желающих не упустить свою жилищную удачу растут в геометрической прогрессии, а финансирование программы остается на прежнем уровне. Мировой финансовый коллапс заставил правительство лимитировать субсидирование проекта. В нынешнем году из федерального бюджета на эти цели Ставропольскому краю было выделено 138 миллионов рублей.
Сумма небольшая. Если перевести ее на потребность в квадратных метрах одного члена семьи (в нашем крае это 18 кв. м из расчета на одного человека) и умножить на среднерыночную стоимость (20 тыс. руб. за 1 кв. м), получится, что в этом году только 498 семей смогут рассчитывать на получение заветных свидетельств (кстати, размеры выплат и количество участников определяются пропорционально спискам и стоимости жилья в отдельно взятом населенном пункте, поэтому продвижение очереди в крае происходит равномерно).
Снизившаяся платежеспособность населения тоже увеличила число оказавшихся за бортом программы. Если вначале подавшие заявки могли подтвердить свои возможности хорошими зарплатами, то сейчас все выглядит иначе.
По-настоящему в кризисную ситуацию попали те, кто все-таки получил свидетельства (срок действия которых 9 месяцев), но по перечисленным выше причинам не смог ими воспользоваться. Второго шанса для них больше не будет.
— Конечно, критерии участия в программе довольно жесткие. Когда ее только запустили, в ней участвовали 12 регионов, но начиная с 2008 года она заработала по всей стране. Естественно, что федеральный бюджет не справляется с такой нагрузкой. А людям приходится подолгу ждать, — поясняет Алексей Бутенко. — Да и бесконечное колебание очереди заставляет министерство каждый раз перераспределять средства, а это очень долгая процедура.
Наряду с этой программой существует еще ряд подобных социальных проектов.
Мысль о том, что в складывающихся экономических реалиях целесообразно снизить их количество и объединить со схожими (к примеру, связать ее с программой поддержки молодых специалистов на селе), неоднократно высказывалась на заседаниях правительства края. Но, к сожалению, пока все так и осталось на уровне предложений.
Одна из проблем, с которой сталкиваются координаторы программы (за ее выполнение отвечают региональные министерства строительства и Минрегион России), заключается в сложной системе организации выплат. Во-первых, перед тем, как заявка попадет в министерство архитектуры, ее нужно подтвердить договором купли-продажи жилья. Затем молодая семья отдает ее в местную администрацию, и только потом заявка рассматривается министерством. Во-вторых, слаженной работе мешает молчаливое саботирование программы частью муниципальных органов власти. Дело в том, что в ее субсидировании участвуют бюджеты всех уровней, в том числе и муниципальные.
— Главы местных администраций должны подавать нам списки нуждающихся в жилье молодых семей и подтверждать их участие своими средствами. Программа ведь реализуется на условиях софинансирования и формируется на каждый год. Однако по непонятным причинам некоторые главы муниципалитетов не делают это своевременно. Особенно сложная ситуация складывается в селе. Жилье там стоит намного меньше, чем в городе, и найти, к примеру, 100 тысяч, я думаю, для местного главы не так уж и сложно, — поясняет замминистра.
Квартирный вопрос в России, безусловно, когда-нибудь, да решится. Но пока участникам программы остается надеяться и ждать, задавая один-единственный вопрос — доведется ли им в молодые годы справить новоселье?
Андрей Цындрин



Последние новости

Все новости

Объявление