А «правильные» цены – в кассе?!

Лариса Денежная
Атрибуты современной торговли часто сродни сети, которую плетет из пушистой шелковой нити самка паука гладиатора. Сложенная прямоугольником, она вдруг раскидывается над головой ничего не подозревающей жертвы, превратившись в ловушку. Нечто подобное происходит в супермаркетах и магазинах самообслуживания, когда покупателям на кассе озвучивают сумму покупки. При сверке цен в чеке выясняется, что стоимость товаров выше, чем указанная в ценниках на стеллажах и прилавках.

Одни покупатели, боясь показаться «мелочными», предпочитают уйти из магазина молча. Понятно, что обида остается. Другие, воспылав праведным гневом, пытаются «качать» права. Администраторы в таких случаях «валят» вину на продавцов: дескать, это они, безалаберные, не поменяли ценники. Или «давят» на психику покупателей, рассказывая о проблемах крупного магазина: продавцов мало, товаров – тысячи наименований, не успевают девчата. Они ведь и продукты фасуют, и проверяют, не вышли ли сроки реализации у скоропортящейся продукции, выставленной на полках… Наш народ, конечно, терпеливый и жалостливый. Но до поры до времени.

Когда Юрию П. в магазине выдали на руки кассовый чек, у мужчины кровь прилила к вискам. Он обнаружил, что «пробитая» в нем стоимость некоторых товаров оказалась выше указанной в ценниках, на которые он ориентировался. Так, минеральная вода «Меркурий»

1,5 л обошлась ему в 12 рублей 30 копеек вместо девяти с полтиной. Разница в цене за две бутылки – 5,60. За «Ставридку серебристую солено-сушеную» ЗАО «Золотой терем» он заплатил 19 рублей 90 копеек. А ведь ценник предлагал этот товар на восемь рублей с копейками дешевле! Пиво «Брама» оказалось на 90 копеек дороже. П., естественно, возмутился. Последовала сцена: а подать сюда администратора! Ему ответили, что такового уже нет. Время-то 19.15. А «правильная» цена та, что «выдает» кассовый терминал. Никаких извинений со стороны работников магазина не последовало, тем более предложения отказаться от покупки….

Есть расхожая фраза: не ошибается тот, кто не работает. Сделали ли должные выводы работники торгового предприятия после того, как им «освежили» память? Мы появились в магазине на следующий день после инцидента, произошедшего с Юрием П. Время было далеко не утреннее, на часах – 11.30. И, нужно отметить, полагали, что продавцы, по крайней мере, «проблемные» ценники уже обновили. Увы.

Прямо под «ставридкой» обнаружили старый ценник, с цифрой в 11.80 руб., а немного в стороне – еще один, на 19.90. Решили поинтересоваться у работников магазина, какой же из них «правильный». Молодой человек, сняв с прилавка первый, удалился: мол, выяснит на кассе. Каков последовал ответ, нетрудно догадаться. Поспешно снятый ценник на стеллаж больше не вернулся. Опасаясь, что от нас ускользнут таким же образом и другие – на пиво «Брама» и минералку «Меркурий», мы поспешили положить «контрольные» товары в корзину.

Получив на руки чек, удивились. Разница в стоимости пива оказалась аналогичной в случае с П. А вот «Меркурий» подешевел на два рубля. Хотя стоимость по кассе все равно была выше указанной в ценнике. И снова возник вопрос: какая цена «правильная»?

На просьбу позвать администратора кассир заявила об отсутствии такового на данный момент. А охранник ответил отказом: мол, не может он покинуть свое рабочее место. Вот она, незавидная роль рядовых покупателей. К тому же унизительная. Как тут не «закипят» нервы? От чувства собственного бессилия, от наглости и откровенного вранья тех, кто, вроде бы, должен любого покупателя встречать с распростертыми объятиями: каждый из них деньги несет. Опять-таки и на зарплату тому же кассиру, охраннику. Кстати, тот же Юрий П., с которым так бесцеремонно обошлись, месяц назад как вышел из кардиодиспансера. Кто ответил бы за то, если бы (не дай Бог!) от подобного обхождения работников магазина, очень даже неделикатного, у мужчины не выдержало сердце?!

Что ж, наступило время нам представиться: журналисты из городской газеты, среди нас — помощник депутата Госдумы России. Сообщили, что будем вести съемку в торговом зале без разрешения администратора, если таковой не появится…

В это время чуть поодаль от кассы мы обратили внимание на пожилую супружескую пару. Женщина рассматривала кассовый чек и что-то возбужденно говорила мужу. Оказалось, Елена Алексеевна взяла шесть пасхальных куличей, прельстившись их невысокой стоимостью, указанной на ценнике. Когда покупка прошла через кассу, выяснилось, что продукт стоит почти в два раза дороже. «Если бы я раньше знала, в другом магазине куличи бы купила», — поделилась женщина с нами. Узнав, что есть возможность решить проблему с руководством, которого мы ожидаем, Елена Алексеевна немного успокоилась.

Появившемуся администратору мы сразу задали вопрос, сколько же стоит «Меркурий» — 12,50, 10,30 или 9,50? Оказалось, «правильная» цена та, по которой мы купили минералку. Ее снизили с 21 апреля

(т. е. в день нашего визита. – Л. Д.). По чьему распоряжению?

- Это коммерческая тайна, но вам я могу сказать… — начала администратор и замешкалась. – Это внутренний приказ центрального офиса…

Завесу над «коммерческой тайной» развеяла управляющая магазином, которая подошла к нам с бумагами в руках. На одном листке были еще не разрезанные ценники. Другой оказался приказом генерального директора фирмы, согласно которому должны были произвести снижение цен на несколько видов товаров. В списке значился и «Меркурий».

По словам управляющей, этот документ получили накануне вечером. Переоценку товара сделали две минуты назад, когда ввели новую стоимость в кассовую программу. Новый ценник еще не успели вывесить. А тот, который укреплен на стеллаже, – вообще на другую воду, продавцы попутали. «Пивной» просто забыли снять. Управляющая тут же подошла к прилавку – и ценника как не бывало. Он остался лишь в воспоминаниях покупателей и… в цифровой памяти фотоаппарата. Успел-таки наш фотокор заснять «улику»!

Увы, на стеллаже, где стояли пасхальные куличи, купленные Еленой Алексеевной, от прежнего ценника остался лишь «липкий» след. Пока мы выясняли судьбу других, на полках успели передвинуть выпечку. «А вы не допускаете, что кто-то из покупателей посмотрел кулич и поставил его сюда?» — заявила администратор. То есть под другой ценник.

На наше замечание: мол, женщина-то купила шесть 200-граммовых куличей, переставить которые из одного места в другое просто невозможно (стеллаж и так заставили весь под «завязку»), ответа не нашлось. Управляющая, правда, сообщила: покупатели могут вернуть товар, если его стоимость выше, чем указанная в ценнике.

Как реально обстоят дела с возвратом, прочувствовали на себе герои нашей публикации – и Юрий П., и Елена Алексеевна. Получила ли женщина обратно деньги, если бы не оказались рядом журналисты «Вечерки»? Вопрос риторический. Мы сознательно не называем магазин. Виновники, допустившие подобные нарушения, уже наказаны. Недостатки устранены. А описанные нами факты могут произойти в любом магазине. В теруправление Роспотребнадзора по Ставропольскому краю, например, регулярно поступают жалобы на «неправильные» цены. Специалисты этой службы составляют протоколы об административных правонарушениях. Торговые предприятия уплачивают штрафы. На какое-то время исправляются. Но ненадолго.

Можно ли как-то повлиять на эту ситуацию? Можно. Если мы преодолеем ложную скромность. Если будем знать и отстаивать свои права. Согласно Закону РФ «О защите прав потребителей» продавец обязан предоставить достоверную и полную информацию о товаре, в том числе и о его стоимости. В противном случае потребитель имеет право расторгнуть договор купли-продажи и потребовать возврата уплаченных денег.

Кроме того, Правилами продажи отдельных видов товаров предусмотрено, что продавец обязан обеспечить наличие фирменных или единообразных и четко оформленных ценников на каждый вид реализуемых товаров с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица, печати или штампа организации (кроме фирменных ярлыков цен), даты оформления ценника. Есть законные основания и материально наказать должностных лиц. Эти нормы прописаны в Кодексе об административных правонарушениях. Напомните это продавцам. Ссылка на Закон иногда действует магически.

А давайте представим просто гипотетически: если каждый покупатель (а таковых за день в магазине обслуживаются сотни), отстаивая свои права, откажется от покупки. Любому супермаркету есть что терять. А еще вспомните аллегорию о пушистой шелковой сети, которую плетет самка паука гладиатора. Не уподобляйтесь ее жертвам…

Лариса ДЕНЕЖНАЯ.

Фото

Юрия РУБИНСКОГО.

--

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Последние новости

Все новости
Ростелеком. Международный конкурс журналистов