Абстракции монетизации

Валерий Манин
В Государственной думе Ставропольского края состоялось расширенное совместное заседание комитета по социальной политике, науке, курортам, работе с общественными организациями и казачеством и комитета по бюджету, экономической политике, налогам, собственности и инвестициям. Вели заседание председатели этих комитетов Виктор Лозовой и Алексей Яшкунов. Рассматривался ход реализации мер социальной поддержки работников бюджетной сферы, проживающих и работающих в сельской местности. В разговоре приняли участие первый заместитель председателя Думы Любовь Волошина, депутаты, вице-губернатор края Борис Калиничев, заместитель председателя правительства Николай Пальцев, краевые министры здравоохранения Сергей Вардосанидзе и образования Алексей Шабалдас, руководители и представители ряда краевых ведомств, муниципальных районов, отраслевых профсоюзов.

Проблема льгот для сельских бюджетников на местах носит весьма острый характер. Элемент кон-

фликтности придали изменения в порядке их предоставления, установленные пресловутым Федеральным законом № 122-ФЗ, напрямую коснувшимся многочисленных российских льготников.

До нынешнего года сельские бюджетники, а также члены их семей и вышедшие на пенсию работники сельских учреждений здравоохранения, фармации, ветеринарии, образования, социальной защиты населения, культуры пользовались натуральными льготами по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг. Причем по отраслям эти льготы были не одинаковыми.

С нынешнего года по закону

№ 122-ФЗ предоставление и финансирование льгот этим категориям федерация переложила на регионы. Причем законодательно закрепила установку: положение льготников не должно ухудшиться. А как их предоставлять: в натуре или деньгами - дело региона.

Исполнительная власть края подготовила законопроект, по которому сельские бюджетники, работающие в государственных учреждениях, переводились на денежную компенсацию льгот. Сумма по отраслям варьировалась от 114 до 195 рублей в месяц на человека. Но в законопроекте не были предусмотрены члены семей сельских бюджетников и те, кто вышел на пенсию. Кроме того, расчетные суммы не опирались на обоснованные нормативы, отвечающие нынешним реалиям.

При этом законопроект предлагал органам местного самоуправления принять аналогичные решения в части работников муниципальных учреждений бюджетной сферы.

С учетом положений этого законопроекта были заложены средства в проект бюджета края и бюджеты муниципальных образований. Но на заседании Думы депутаты не пошли на монетизацию. Вместо этого в марте нынешнего года они вписали в статью 25 закона о бюджете края положение, по которому для работников государственных учреждений социальной сферы на селе оставили прежнюю, натуральную форму предоставления льгот. Закрепили это право и за нетрудоспособными членами их семей, и за бюджетниками-пенсионерами.

Однако в муниципальных образованиях бюджетные расходы на льготников остались увязанными с теми самыми фиксированными суммами от 114 до 195 рублей. И вовсе не имели в виду членов семей и пенсионеров. Более того, оказалось, что из-за непредвиденного роста коммунальных тарифов эти суммы не покрывают положенной доли оплаты. А в иных муниципалитетах «льготные» средства вообще были направлены на другие нужды.

Словом, принцип: «положение льготников не должно ухудшиться» был нарушен. И основательно.

Люди в бюджетной сфере работают в основном грамотные, образованные. Но и они многое не могли взять в толк. Во-первых, почему сельских бюджетников разделили на государственных и муниципальных? Условия работы и жизни одинаковые, а льготы - разные. И по форме предоставления, и по объему. «Государственные» получают «в натуре», а муниципальные - деньгами. Если еще вообще получают. Во-вторых, почему сельский учитель получает большую компенсацию, чем, скажем, библиотекарь? За свет, газ, воду платят по одному тарифу, товары покупают в одном и том же магазине. В чем же разница?

Эти и другие недоуменные вопросы селян озвучили на совместном заседании думских комитетов главы муниципальных районов Сергей Винников, Александр Перевертайлов, Андрей Чуриков. Станислав Губренко.

Суммирующим стало выступление главы администрации Андроповского района Виктора Рогачева. Он предложил пересмотреть объемы финансирования льгот сельским бюджетникам, положив в основу расчетов нормативы потребления услуг по действующим тарифам, а также уйти от деления сельских бюджетников на муниципальных и государственных при определении порядка и объемов компенсации льгот.

Кстати, прецедент есть. Когда решался вопрос по компенсации льготного проезда в городском транспорте, спикер Думы Юрий Гонтарь настоял, чтобы и краевые, и федеральные льготники получали одинаковую сумму. Так и сделали.

Аналогичная ситуация и с сельскими бюджетниками. Она требует скорого и разумного решения. Иначе недовольство людей будет только накапливаться на радость тем, кто не жалеет сил для нарушения стабильности в регионах, кто, как выразился Борис Калиничев, мечтает о «бархатной революции» в России.

Федеральный закон говорит о том, что меры и условия социальной поддержки работников государственных учреждений определяет регион, а муниципальных - соответствующие органы местного самоуправления. То есть одним законом края установить единообразный порядок нельзя. Но одинаковый порядок на всей территории края вполне возможен. Пусть он будет введен и разными документами. В чем здесь проблема? Нет проблемы, считают большинство участников дискуссии. Пример согласованных действий - равный отраслевой уровень оплаты труда, установленный в крае как для государственных, так и для муниципальных бюджетников.

На этих принципиальных позициях и сошлись участники разговора. Правительство, по сообщению заместителя министра финансов Ларисы Калинченко, готовит законопроект, регулирующий порядок социальной поддержки работников государственных учреждений социальной сферы. Он будет внесен в Думу в ближайшее время. Одновременно планируется найти решение и по дополнительным финансовым ресурсам.

Депутаты, со своей стороны, обязались принять этот важнейший документ в первоочередном порядке, до ухода в отпуск.

А дальше дело за муниципальными руководителями. Им предстоит принять свои решения и утвердить регламентные бумаги, определяющие порядок предоставления льгот работникам муниципальных учреждений бюджетной сферы.

Как подчеркнула Любовь Волошина, главное во всем этом деле - уважительное отношение краевых властей к органам местного самоуправления, оказание им не на словах, а на деле всемерной помощи и поддержки в решении важнейшей социальной задачи.

П.Озеров.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1
Ростелеком. Международный конкурс журналистов