Ахтунг-ахтунг! Спиваемся втихую!

Ольга Токмакова
Согласно уставу одного из женских монастырей в средневековой Англии монашке в день было положено чуть более 3,4 литра крепкого пива. По данным ставропольской статистики, примерно столько же в крае сейчас приходится на душу населения абсолютного алкоголя, но только в год. Однако немецкая газета «Зюйддойче Цайтунг» считает, что нам далеко до средневековых монашек, а российская статистика лукавит - в стране пьют гораздо больше, причем преимущественно водку.

Официальная статистика ни самогон, ни левую водку, конечно, не учитывает. Кстати, не учитывает и инфляцию. С января по июнь этого года по статистике на 20,3 миллиарда рублей в крае куплено продовольствия (44,5 процента от общего оборота розничной торговли), что на 12,5 процента выше прошлогоднего показателя. За это же время через розницу и всевозможные общепиты продали на 4,4 миллиарда рублей алкоголя и пива (выходит примерно пятая часть объема продаж), что на 12,6 процента больше, чем в прошлом году. Примерно половина среднестатистического населения края покупают водку и ликероводочные изделия, свыше четверти приходится на пиво. Но значит ли это, что люди в этом году больше покупают? Ведь в первом полугодии 8 процентов составляет ползучая инфляция (непрерывный рост цен). А к концу года предрекают инфляцию до 14 процентов, те самые, на которые по нашей статистике больше купили товаров.

В расчете на душу населения один житель края покупал на 2,8 тысячи рублей товаров в месяц. А минимальная потребительская корзина, куда не входят многие услуги и товары, тот же алкоголь, составляет в среднем по России 2,4 тысячи рублей. Значит, на все про все - одеться, обуться, окультуриться - остается 400 рублей. Вряд ли этого хватит среднестатистическому покупателю, чтобы приобретать алкоголь. Исходя из данных российской статистики, получается немногим более 100 рублей в месяц россиянин расходует на алкоголь, а из ставропольской статистики (мы грубо поделили миллиарды рублей, потраченные в крае на алкоголь, на численность населения) следует, что каждый житель края в среднем тратит на спиртное 125 рублей в месяц. Значит, наши люди могут купить всего несколько бутылок недорогого пива. А по статистике алкоголь занимает аж пятую часть от всего объема продаж в крае!

Сейчас далеко не те цифры, которые показывала советская статистика. Как мы пили когда-то, пьют сейчас в самом пьющем государстве Европы - Люксембурге, это 12 абсолютных литров в год, а значит, примерно 30 литров водки. В советское время на юге страны на душу населения приходилось 9,6 литра чистого алкоголя, а в центральной России и вовсе 12-13 литров. Значит ли это, что в России пить стали меньше? На вопрос ответила немецкая газета «Зюйддойче Цайтунг». В недавно опубликованной статье журналисты газеты делают вывод, что в России проблемы с алкоголем, потому что в официальных данных не учтены два важных источника - самогоноварение и контрабанда (имеется в виду «левая» водка). Заграничные эксперты считают, что фактическое потребление алкоголя в России не 8 чистых литров (статистика по России), а 15-19 литров на душу, и 85 процентов российских мужчин регулярно пьют водку. В крае же, получается, пьют совсем уж скромно: в расчете на душу населения потребление составило 3,5 литра абсолютного алкоголя.

На самом деле в России любят поесть-попить, хотя сложно «на глаз» дать оценку общего уровня «приемов на грудь». Зато невооруженным глазом заметно, что хронические алкоголики остаются одним из наших главных зол. В российских городах и весях по-прежнему полно «синяков» и «синеглазок», от 35 до 50 тысяч граждан в год гибнут от суррогатного алкоголя, а за 15 лет - по данным Росстата - от отравления алкоголем в стране умерли более полумиллиона человек. Хотя умирают люди, прежде всего, от суррогатов - технического спирта, антифриза, антиобледенителей, продающихся под видом алкоголя. По расчетам Российской академии сельскохозяйственных наук, каждый год в России реализуют примерно 600 миллионов литров только самогона. В нынешнем августе первый заместитель министра МВД Александр Чекалин публично заявил, что планируется ужесточить законодательство в отношении тех, кто готовит спиртное дома.

До сих пор самогонщиков могли привлечь к административной ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность, то есть за продажу, а уголовная ответственность предусматривается за крупную продажу. В июле этого года в российском парламенте принят закон, усиливающий государственное регулирование оборота спирта. А с 2006 года введут запрет на продажу алкогольной продукции, изготовленной дома. Тем, кто будет продавать самогон, брагу, чачу, домашнюю водку, придется платить большой штраф. Хотя гораздо страшнее самогона «левая водка» - незаконное производство спирта в промышленных масштабах.

Чтобы прояснить реальную ситуацию в Ставропольском крае, пришлось потрудиться, и по большому счету прояснить ее не удалось. Из источника, заслуживающего доверия, известно, что цифры потребления алкоголя в ряде районов края крайне низкие. Но это вовсе не значит, что там не пьют - пьют «левое» и нигде не учтенное зелье, то есть дешевый «теневой», не обремененный налогами и акцизами алкоголь. Ситуацию на алкогольном рынке в плане объемов потребления вообще-то изучает министерство экономического развития края (МЭРТ), но обращение в отдел контроля качества алкогольной продукции МЭРТ оказалось безрезультатным. В телефонном разговоре начальница отдела сказала, что это неофициальные данные и отослала редакцию просить разрешения у другого должностного лица. Однако «лицо» так и не удалось застать. Прав «Зюйддойче Цайтунг» - проблемы у нас с алкоголем.

Впрочем, в ГУВД края в информации не отказали, более того, даже помогли советами, куда лучше обратиться. Правда, здесь располагают цифрами только по незаконному обороту алкоголя. Данные, которые предоставил начальник управления по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка Николай Попов, впечатляют - за первое полугодие 2005 года изъято более 100 тысяч литров незаконного алкоголя. Это примерно две железнодорожные цистерны. Их, слава богу, так и не выпили. Причем 86 процентов изъятого зелья - спирт. Сбывают водку, которую самым что ни на есть дешевым способом получают из спирта. Самогон в чистом виде, если не считать суррогатные напитки, потерял актуальность по сравнению с фальшивой водкой, с тех пор как сахар подорожал. А «левая водка», которая вдвое дешевле «правой», появляется благодаря нынешней экономической политике. Законная водка, себестоимость которой также невысока, стоит дорого - налоги и акцизы платит, по сути, покупатель спиртного. Незаконный же спирт активно «гонят» две спиртные державы: Северная Осетия и Кабардино-Балкария. Этой неучтенной водкой уже залили не только юг, но и Москву, и даже Дальний Восток.

На водке - как законной, так и незаконной - делаются деньги. Алкоголь хорош не только для карманов теневиков, но для бюджета страны, региона, города, для бюджета торговой организации. Заметьте, к примеру, в Ставрополе трудно найти кафе, где не предлагалось бы спиртное. Сплошные «забегаловки», скажем, у Дворца культуры и спорта, в парке Победы. При этом у Дворца из 6 торговых точек разрешение на продажу имеет только одна.

Спаивать людей выгодно, в том числе и государству. Например, удивляют показатели ничего не скрывающей и далеко не лидирующей по пьянству в Европе Великобритании: на приобретение напитков с градусами англичане тратят около 36 миллиардов фунтов стерлингов в год, а на культурную программу - в пять раз меньше. По данным специального анализа, проведенного аудиторско-консалтинговой компанией ФБК, с учетом «серого» рынка россияне тратят на алкоголь 23,3 миллиарда долларов. Исследовав рынок, ФБК приходит к выводу, что в России сознательно занижаются расходы населения на алкоголь.

Правительство России утвердило новую потребительскую корзину. Среди прочего туда входят шесть пар обуви на три года, 4 шампуня и пять пар колготок на год, а также продукты и услуги. К примеру, мяса положено 146 граммов в день, а приобщаться к культуре можно на 50 рублей в месяц. Алкоголь в этот «минимум» не включается.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1
Ростелеком. Международный конкурс журналистов