Алексей Шабалдас: «За тех, кто из профтех!»

Лариса Ракитянская
Завтра исполняется 65 лет со дня создания государственной системы «трудовых резервов», позже названной профессионально-техническим, а сейчас - начальным профессиональным образованием.

В истории страны оно сыграло огромную роль - в годы Великой Отечественной войны, после Победы…

И сегодня не менее двух третей представителей рабочего класса края получают путевку в жизнь именно в этих образовательных учрежденях.

В канун праздника наш корреспондент встретился

с министром образования Ставропольского края Алексеем

ШАБАЛДАСОМ.

- Алексей Егорович, что такое сегодня профтехобразование?

- Сейчас в подчинении министерства образования края находится 29 учреждений профессионального образования. Они «куют» кадры более чем по сотне профессий и специальностей для строительства, машиностроения, электроэнергетики, автомобильного и железнодорожного транспорта, связи, радиоэлектроники и вычислительной техники, сельского хозяйства, нефтедобычи, химической промышленности, торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

- Систему много раз «ломали и строили». Что мы потеряли в ходе реформ?

- Нам удалось сохранить учебно-материальную базу училищ. Но перемены были. За последнее 10 лет проведена заметная реорганизация. Например, на базе ПУ-13 г. Невинномысска создан государственный институт для подготовки инженерно-педагогических кадров для учреждений профессионального образования; 12 училищ реорганизованы в региональные колледжи, 10 - в профессиональные лицеи, столько же – в филиалы лицеев и колледжей, 6 – объединены с более крупными, 2 - переданы в состав высшего учебного заведения федерального подчинения.

Тут важно главное: оптимизация сети учреждений начального профессионального образования практически не уменьшили числа ученических мест.

- Профтехобразование всегда сетовало на недостатки в учебно-производственной базе. Как сейчас?

- Учреждения профессионального образования сегодня располагают основными фондами на общую сумму 1 миллиард 435 миллионов 155 тысяч руб. В 2000 году основные фонды составляли менее 662 миллионов рублей. Как видим, это солидная разница. За счет средств бюджета края приобретено и поставлено 43 трактора, 11 зерноуборочных комбайнов, 82 единицы навесного и прицепного сельхозоборудования, 41 автомобиль «Москвич» с фургоном, 56 деревообрабатывающих станков, 287 единиц современного сварочного оборудования, 41 компьютерный класс, а также частично обновлено оборудование и инвентарь столовых. В этом году приобретен один автобус, в стадии завершения находится обеспечение наглядными пособиями, ученической мебелью. Будем приобретать еще два автобуса. Так что образовательные учреждения располагают хорошо оборудованными учебными кабинетами, лабораториями и учебно-производственными мастерскими.

И все же вы правы: в большинстве своем учебно-материальная база требует серьезного укрепления и обновления, с учетом требований современных производственных технологий.

- Учебная литература тоже была проблемой…

- Она и сейчас остается довольно острой. Но библиотечный фонд на начало 2005 года составляет около 200 тысяч экземпляров на общую сумму не многим менее 25 миллионов рублей. Он ежегодно обновляется и пополняется учебной и методической литературой нового поколения. С 2000 года обновление составило более 30 процентов.

- Кадры?

- Головная боль. Но все же люди у нас есть. Обеспеченность учреждений профессионального образования педагогическими и инженерно-педагогическими кадрами составляет около 77 процентов. При потребности 3723 человек общее число руководящих, педагогических и инженерно-педагогических работников составляет 2840 человек.

- А сколько учится бесплатно?

- Общий контингент составляет около 35 тысяч человек, в том числе обучающихся за счет средств бюджета по дневной форме обучения – более 25 тысяч. Ежегодный выпуск рабочих и специалистов составляет в пределах 20 тысяч человек, в том числе по рабочим профессиям - около 15. Средний годовой прием на обучение рабочим профессиям в группы дневного отделения бюджетного финансирования составляет в пределах 10 тысяч человек.

Но в условиях недостаточного финансирования мы видим выход и в привлечении внебюджетных средств. Объем доходов, полученных от предоставления платных образовательных услуг, производственной, коммерческой деятельности, по итогам 2004 года превысил 157 миллионов рублей, или 43,7 процента к объему бюджетного финансирования. А в первом полугодии 2005 года уже получено 81,4 миллиона. Эти средства направляются на оплату и стимулирование труда работников и учащихся, на обеспечение образовательного процесса, на укрепление и обновление учебно-материальной базы, на частичную оплату коммунальных услуг, на выполнение работ по текущему и капитальному ремонту зданий и сооружений и прочие расходы.

- Отличники есть?

- А как же! Из общего числа выпускников групп дневного отделения бюджетного финансирования ежегодно около тысячи ребят получают дипломы с отличием, более полутора тысячи выпускников присваивается разряд (класс, категория) выше установленных. Да и результаты участия во всероссийских конкурсах профессионального мастерства говорят о хорошем качестве знаний. За последние 5 лет представители наших училищ, лицеев и колледжей становились победителями и призерами всероссийских конкурсов 9 раз. Это столяры, сварщики, штукатуры, мастера растениеводства, портные и трактористы-машинисты.

- Как трудоустраиваемся?

- В последние годы наметилась тенденция к увеличению числа выпускников, трудоустраиваемых на работу по освоенным профессиям или специальностям. В текущем году данный показатель составляет 42 процента. Для сравнения: в 2000-м было только 38. Значительно возрос процент выпускников, продолжающих обучение в вузах и ссузах: с 8,3 процента в 1995 году до 24,3 - в 2005-м.

Немаловажным фактором в развитии системы НПО является то, что мы одними из первых в России приступили к реализации многоуровневых учебных планов и программ в стенах одного учебного заведения: лицея, колледжа, института. Сегодня в большинстве наших учебных заведений можно получить профессиональное образование от уровня профессиональной подготовки до среднего профессионального в лицеях и колледжах и высшего профессионального - в Невинномысском государственном гуманитарно-техническом институте. Стало обыденным делом применение в образовательном процессе новых педагогических технологий, например, компьютерной техники. Это позволило улучшить качество подготовки рабочих и специалистов, повысить их конкурентоспособность на рынке труда края.

- Вы нарисовали весьма радужную картину…

- Лучше сказать, праздничную. Мы реально смотрим на жизнь. В системе профессионального образования края, несмотря на позитивные результаты ее развития, есть целый ряд проблем, которые предстоит решать. Министерство образования края видит эти задачи. Мы работаем над обновлением содержания профессионального образования, развитием социального партнерства - с работодателями. Это - приоритеты на ближайшую и среднесрочную перспективу. Они заложены в правительственную программу края «Кадры».

В канун двух праздников – юбилея начального профессионального образования и Международного дня учителя - хочу высказать искренние слова благодарности всем ветеранам и работникам системы начального профессионального образования края за их благородный труд, за преданность и любовь, за уважение к своим ученикам. Дорогие коллеги, крепкого вам здоровья, жизненного благополучия и творческих успехов во всех начинаниях!

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Образование»

Ростелеком. Международный конкурс журналистов