Анатолий Иванович с улицы Бурмистрова

Ольга Метёлкина

В журналистской практике нам доводится общаться с разными людьми. С одними просто приятно беседовать, с другими ­ интересно спорить, с третьими – что называется, «приходится» контактировать только в силу профессионального долга. А встречаются люди особенные, от общения с которыми становится теплее на душе. Открывается дверь, а на пороге седовласый ветеран с неповторимой улыбкой: «Здравствуй, родненькая!». Так поприветствовать может только Анатолий Иванович Бурмистров. И как будто весеннее солнышко выглянуло из серой пелены!

Как­то всё не получалось за годы нашего знакомства с этим известным и уважаемым в городе человеком сесть и спокойно поговорить о нём самом. Анатолий Иванович всегда рассказывал об отце – знаменитом герое­подводнике, его сослуживцах, о войне в Испании, а сам обычно оставался в тени.

Откуда

в Ставрополе взялись Бурмистровы?..

О происхождении своей фамилии Анатолий Иванович слышал в детстве от деда. Тот рассказывал, что его предки жили в Смоленской губернии на хуторе Чудово, от названия которого и происходила их фамилия. Одного из Чудовых еще в XVII веке помещик назначил бурмистром – сельским старостой из числа крепостных крестьян. А вскоре и старосту, и его отпрысков стали величать Бурмистровыми.

Первым из той родовой ветви освоился на ставропольской земле дед Анатолия Ивановича – Алексей Евдокимович. В самом конце позапрошлого века он с семьей поселился на Заташлянской улице в маленьком саманном домике. Он и представить тогда не мог, что земляки переименуют ее в честь сына­героя, а его потомки будут жить на улице Бурмистрова...

С биографией деда Анатолия Ивановича связано много семейных преданий, основанных на реальных событиях. Рассказывали, как во время оккупации Ставрополя в его доме определился на постой фашистский офицер. Среди местных жителей нашлась женщина, которая «проинформировала» немца о том, что в семье Бурмистровых старший сын – Герой Советского Союза, который воюет против Германии. Офицер отреагировал на новость совершенно неожиданно: пришел к Алексею Евдокимовичу выразить свое уважение. Когда же оккупационные войска собирались покинуть Ставрополь, он посоветовал Бурмистровым на время покинуть свой дом, на случай если полевая жандармерия заинтересуется семьей Героя Советского Союза.

Морская путеводная звезда

Анатолий Бурмистров в юности не выбирал профессию. Его судьба сама распорядилась – сын подводника от моря никуда не денется. Начало Великой Отечественной войны застало 14­летнего паренька в пионерском лагере, в Одессе. До 43­го года он следовал за отцом. Сначала в Геленджик, где Иван Алексеевич служил старшим морским начальником, затем – в Самарканд, куда Бурмистрова­старшего направили в эвакуированную из Ленинграда морскую академию. А в феврале 1943­го Анатолий решил, что пришла и его пора защищать Отечество. Совсем мальчишкой он прибыл в Поти, в бригаду подводных лодок, в которой когда­то служил его отец. Моряки взяли его к себе воспитанником, сделали рулевым­сигнальщиком на подлодке Д­4. Потом была военно­морская спецшкола в Баку, затем – морское подготовительное училище, и, наконец, ­ легендарное Ленинградское военно­морское училище имени Фрунзе (которое много лет ранее окончил отец Анатолия Ивановича, а после войны там же и преподавал).

Любопытно, что свои родственные отношения в училище Бурмистровы не афишировали. О том, что они отец и сын, даже преподаватели не сразу догадались спросить. Анатолий изо всех сил старался учиться, чтобы Ивана Алексеевича никто не мог упрекнуть за воспитание сына. Должно быть, трудно с самого детства осознавать, что твой отец – настоящий герой, человек, на которого с восхищением смотрят все вокруг. Не греться в лучах отцовской славы, а сверять каждый свой шаг, каждый поступок с неписаным бурмистровским кодексом чести морского офицера. Так было в юности, ничего не изменилось и с годами. Редко встретишь человека, который так трепетно на протяжении десятилетий не просто хранит память об отце, но и несет ее, как неугасимую лампаду со священным пламенем.

Незадолго до 100­летия со дня рождения почетного гражданина Ставрополя Ивана Бурмистрова Анатолий Иванович написал книгу «Флагман». В ней он собрал воспоминания об отце, о людях, которые его окружали. А в 2003 году по его инициативе библиотеке на Ташле было присвоено имя Героя Советского Союза И. Бурмистрова. Вместе с библиотекарями и сотрудниками краеведческого музея на базе этого скромного очага культуры он работал над созданием музейной экспозиции. Так в сугубо «сухопутном» городе родилась уникальная морская библиотека­музей. Как говорит ее заведующая Елена Руднева, здесь Анатолия Ивановича очень любят и считают не просто «своим», а фактически пятым сотрудником. Это он передал большинство экспонатов для создания экспозиции. Никто лучше и эмоциональнее Анатолия Ивановича не проведет здесь экскурсию. Ведь каждый предмет, фотография или документ, о которых он рассказывает, тем или иным образом связаны с судьбой отца, других моряков­подводников, его собственной. Поэтому и ребятишки, пришедшие на экскурсию, слушают его, раскрыв рот.

«Зачем казакам торпеда?..»

Кстати, музейная тема в жизни Анатолия Ивановича Бурмистрова идет, как по алфавиту, сразу же после морской. Отслужив почти на всех классах кораблей на Тихоокеанском, Черноморском и Балтийском флотах, он и в отставке не ушел из профессии: был инженером по подготовке гидронавтов в специальном экспериментальном конструкторском бюро, затем ­ первым помощником капитана научно­исследовательского судна «Одиссей». После советско­норвежской научной экспедиции в Северной Атлантике Анатолия Ивановича приняли в Норвежское Королевское общество «Полярные Медведи».

Вернувшись на родину, в Ставрополь, в 1986 году А. Бурмистров стал… младшим научным сотрудником краеведческого музея. «Следы» его деятельности на новом поприще мы можем обнаружить и сегодня. Причем даже в экспозиции. Я уже много раз слышала историю о том, как Анатолий Иванович привез в Ставрополь универсальную торпеду «53­38», но прошу его рассказать снова. Ведь помимо всего прочего, и рассказчик он отменный.

Анатолий Иванович вспоминает, как тогдашний директор музея Вениамин Вениаминович Госданкер дал добро на командировку в Севастополь. Благо в то время Украина еще не была «самостийным» государством.

Приехал Анатолий Иванович в штаб Черноморского флота, прямо к командующему. Тот прочитал письмо и удивился: «Зачем степным казакам морская торпеда?..». Анатолий Иванович не растерялся и доложил командующему, что в нашем крае только среди Героев Советского Союза каждый десятый ­ моряк. И стал перечислять знаменитых земляков, воевавших на флоте. Командующий проникся и дал распоряжение начальнику штаба: «Дать ему всё, что попросит!».

Анатолий Иванович даже не мечтал, чтобы ему «презентовали» не какой­нибудь «металлолом», годами ржавевший на минно­торпедном складе, а только что прошедшую испытания, свеженькую торпеду! Ободренный душевным расположением командующего, он присмотрел еще несколько потенциальных экспонатов, а среди них «рогатую» мину образца 1908 года, которая сегодня вызывает восхищение посетителей краеведческого музея­заповедника имени Прозрителева и Праве.

Доставляли «арсенал» на
КамАЗе Ставропольского завода автокранов, который должен был возвращаться домой порожняком. Сохранились фотографии, на которых запечатлен момент «торжественного вноса» торпеды в окно третьего этажа. Правда, когда выяснилось, что эта махина весит более двух тонн, пришлось убрать ее во внутренний двор музея от греха подальше. Но когда отмечалось 300­летие Российского флота, торпеда заняла почетное место у входа, где пользовалась огромной популярностью, особенно у ребятишек.

Кстати, о ребятишках. Из той крымской командировки Анатолий Иванович привез 8 ящиков с флотским обмундированием для кардоникской школы. Дело в том, что в станице жил бывший матрос подводной лодки, которой командовал Иван Бурмистров. Его рассказы о морской службе завораживали школьников, и парадная морская форма стала для них бесценным подарком.

* * *

Сегодня Анатолий Иванович отмечает юбилей. Не берусь даже предположить, сколько поздравлений он услышит в этот день от родных, друзей, бывших однокашников, сослуживцев, просто знакомых! Их будет просто море. Коллектив городской газеты «Вечерний Ставрополь», в свою очередь, хочет пожелать Вам, Анатолий Иванович, крепкого здоровья и неувядаемой бодрости. А тем, кто любит и ценит Вас, ­ почаще слышать: «Здравствуйте, родненькие!».

.

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление