Бeглeц

Наталья Буняева

6 сентября 1976 года плановые полёты на Дальневосточном аэродроме Чугуевка были неожиданно прекращены: один из находившихся в воздухе истребителей­перехватчиков МИГ­25, пилотируемый старшим лейтенантом Виктором Беленко передал сигнал бедствия и исчез с экранов радара. Это могло означать всё что угодно, вплоть до самого худшего. Но от лётчика не поступало никаких тревожных сообщений, значит, он контролировал ситуацию и, скорее всего, катапультировался. Самолёт, предполагалось, разбился. Но боялись не этого. Высказанная кем­то версия о том, что самолёт мог сбиться с курса и приземлиться на территории чужого государства, повергла всех в трепет…

Пропавший летчик, пропавший самолет

Исчезнувший самолет был уникальным по своим тактико­техническим и военным данным, не имеющим аналогов в мире, и держащим весь Запад в страхе. В министерстве обороны США существовал документ, в котором отмечалось, что «советский истребитель является таким грозным оружием, что увеличение его производства может повлечь за собой коренные изменения в вооружении и стратегии Запада». Почти десять лет иностранная агентура безуспешно охотилась за любыми сведениями о «летающей лисице», как называли американцы сверхскоростной супервысотный истребитель­перехватчик МИГ­25.

Поэтому даже сама мысль о том, что самолёт вдруг попадёт к противнику и будет рассекречен, военным руководством Советского Союза не допускалась…

Командование полка немедленно организовало поиск пропавшего самолёта и лётчика, но безуспешно. Прибывшие из военного округа высокие чины тщательно изучали все команды с земли, доклады лётчика, проводку по карте. И высказали предположение, что самолёт сбился с курса и приземлился в Японии. Очень скоро их догадка подтвердилась.

...Виктор Беленко родился, жил и учился в Нальчике. Он выделялся среди своих сверстников настойчивостью, даже строптивостью, желанием лидировать. Был хорошо развит физически, что позволило ему сравнительно легко поступить в Армавирское лётное училище. После учёбы служил в Ставропольском военном лётном училище, обучая курсантов на аэродроме в Сальске. Но служба лётчиком­инструктором его не прельщала. Амбициозный, с авантюрными наклонностями, он забросал рапортами командование училища с просьбой перевести его на лётную работу в боевую часть. И добился своего: после четвёртого рапорта Беленко перевели на Дальний Восток, на аэродром Чугуевка. Друзья недоумевали, зачем ему такое захолустье, ведь у него ребёнок и жена, которая считала Чугуевку ссылкой. Но Беленко ни на что не обращал внимания: для себя он уже все решил...

Выше, дальше, быстрее

История создания МИГ­25 удивительна, как удивительно и притягательно всё, что создаётся впервые, будь то искусственный спутник Земли, атомный ледокол или сверхзвуковой сверхвысотный самолёт.

В середине прошлого века гонка вооружений только набирала обороты. Основной ударной силой и СССР, и США были стратегические бомбардировщики, несущие на борту ядерное оружие. И с той, и с другой стороны они отличались несильно: одинаковая скорость до тысячи километров в час, потолок высоты до 15 километров. Они были уязвимы для систем ПВО обеих стран. И там, и там искали варианты создания таких типов самолетов, которые могли бы стать эпохальными в истории авиации. Перед конструкторскими бюро была поставлена задача создать машины, способные в три раза обогнать звук и подняться на высоту более 20 тысяч метров.

Перед самым новым, 1958 годом в США началась разработка сверхзвукового бомбардировщика Б­70 «Валькирия». По замыслу военных, самолёт должен был стать основным средством нападения на Советский Союз. Машина была способна перелететь океан и сбросить термоядерную бомбу мощностью 10 мегатонн. Но чтобы разведать и наметить стратегические цели, была необходима глубокая разведка. Специально для этого в США был создан сверхвысотный самолёт­разведчик У­2, который несколько лет был недосягаем для нашей ПВО. Но 1 мая 1960 года ракетным комплексом пират был уничтожен, а лётчик Пауэрс получил десять лет лагерей. Хрущёв и раньше отдавал предпочтение ракетам, считая их более эффективным средством защиты, чем самолёты. А после инцидента под Свердловском и вовсе уверовал в их мощь.

Министр обороны США Макнамара тоже выступал против бомбардировщиков, а успешные испытания межконтинентальных баллистических ракет «Атлас» и «Титан» закрыли проект «Валькирия».

Печальная участь У­2 заставила Пентагон сделать ставку на разрабатываемый новый сверхзвуковой самолёт­разведчик СР­71 «Чёрный дрозд». Эта машина проектировалась под двумя главными требованиями: незаметность для радаров и тройная скорость звука. Однако незаметности достичь не удалось, а сверхскорость, при которой корпус нагревался до вишнёвого цвета, вынудила делать самолёт из титана. Это было дорого даже для Америки. В итоге было запущено в производство всего несколько десятков машин, и проект тоже закрыли.

Как ни старались американцы, о «Чёрном дрозде» стало известно в военных кругах СССР. Требовались ответные действия, и в начале 1962 года постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР предписывалось начать работу по созданию высотного сверхзвукового самолёта в двух вариантах: перехватчика и разведчика. Разработку проекта поручили конструкторскому бюро Артёма Микояна. В итоге на свет появился не похожий ни на один истребитель мира МИГ­25.

В начале июля 1967 года он был впервые показан широкой публике на авиапараде в Домодедово. Появление в небе невиданных доселе машин потрясло зрителей, особенно американцев. Они понятия не имели, что в СССР на вооружении имеется такой самолёт. Полёт чудо­машины тщательно фотографировали, но снимки мало что могли дать зарубежным спецслужбам. Конкретно о самолёте ничего не знали. «Самолёт­ракета, которому крылья необходимы только при взлете и посадке», — примерно так описывал Артём Иванович Микоян истребитель­перехватчик будущего.

Такого в стране еще не было. К реализации проекта были подключены все институты авиационной, металлургической и химической промышленности, создавалось уникальное сборочное, литейное и сварочное оборудование. Впервые вместо традиционной клёпки самолёт собирали сварочным методом. Металл, стекло, резина, гидравлическая жидкость разрабатывались и производились по новейшим технологиям.

Во время испытательных полётов на Ахтубинском полигоне одновременно находилось более десяти самолётов, а специалистов и обслуживающего персонала было до тысячи человек. Самолёт поражал простотой эксплуатации и надёжностью в самых жестких режимах.

Но были и некоторые накладки. Самолёт, прозванный техническим составом «гастроном», нёс в себе 240 литров спирто­водяной смеси для охлаждения некоторых агрегатов. Жёны, чьи мужья по долгу службы имели доступ к притягательной жидкости и не упускали случая отметить очередное достижение в испытаниях, написали Микояну письмо с просьбой найти замену этой «гадости». Артём Иванович понимал, что в войсках это будет существенной проблемой, и дал команду на изменение технологии. Но инженеры пришли к заключению, что решение по применению спирта было единственно верным. Микоян был весёлым человеком, любившим застолье и хорошую шутку. Говорят, что женщинам он ответил: «Если Родина потребует, то самолёт будет заправляться армянским коньяком».

Государственные испытания закончились в 1969 году. Самолёт отвечал всем требованиям, заявленным в известном правительственном постановлении. МИГ­25 был запущен в серию...

Григорий Варлавин.

Продолжение следует.



Последние новости

Все новости

Объявление