Белгород – вотчина мракобесов?

Станислав Маслаков

Белгород – вотчина мракобесов?

Белгород и Ставрополь часто называют городами-близнецами. Практически одинаковая численность населения, похожая архитектура, да и проблемы зачастую те же. Правда, подход к их решению весьма разный. И если иногда ставропольским властям советуют перенять опыт коллег из других регионов, то это явно иной случай. Беспрецедентные действия белгородских властей по введению цензуры и нарушению конституционных прав своих граждан должны стать примером для всех: как делать не надо!

Лет десять назад мои друзья поехали в Белгород на уникальный, особенно по тем временам, концерт группы «Ария» с симфоническим оркестром. Они вернулись полные впечатлений, а мы завидовали этим счастливчикам и самим жителям Белгорода – потому что у них проводятся такие мероприятия. Но с прошлого года поводов для зависти не осталось, а белгородцам впору сгорать от стыда за действия своих властей.

Всё началось с документа, принятого в марте прошлого года. На него белгородские власти постоянно ссылаются, но показывать не любят. Слава интернету, текст мы нашли. А в нём – много любопытных моментов. Называется он официально «Мероприятия по обеспечению духовной безопасности в Белгородской области на 2010 год. Во исполнение поручения губернатора Белгородской области Е. С. Савченко», но чаще говорят просто: «закон о духовной безопасности». Он удивляет с первых строк. В «шапке» справа написано: УТВЕРЖДАЮ – и подпись первого заместителя губернатора области О. Полухина, а слева – БЛАГОСЛОВЛЯЮ – архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн. Вот такая симфония духовной и светской власти, а по сути – нарушение Конституции России, где чётко и однозначно прописано отделение церкви от государства. То ли запамятовали белгородские властители, то ли решили, что тренд сейчас такой, а значит, можно и наплевать на Основной Закон страны.

Сами мероприятия, прописанные в документе, в основной своей массе сколь безвредны для общества, столь и неэффективны. Проведение конференций и «круглых столов» на тему духовной безопасности, выпуск некоторого количества макулатуры, бесконечные пропагандистские мероприятия с характерными названиями «Святость семьи – святость материнства», «День любви, семьи и верности» и тому подобное. Как говорится, чем бы дитя ни тешилось. Народных денег на всю эту ерунду жалко, но особой опасности для прав и свобод граждан эти меры не несут. А вот первым по-настоящему интересным стал пункт 2.4 – «Приобрести для библиотек и для практического использования в работе несколько экземпляров книги Андрея Игоревича Хвыли-Олинтера «Духовная безопасность и духовное здоровье человека, семьи и общества». Провести семинары и презентовать в ведущих библиотеках области данную книгу». Причём ответственность за исполнение ложится в том числе и на самого автора этой книги.

А личность он довольно колоритная. Окончил физмат с отличием, работал на секретных предприятиях (и по молодости создавал проекты идеального общества под управлением искусственного разума), затем ушёл в московскую милицию – криминалистом. В 45 лет он принимает крещение, некоторое время активно борется с религиозными сектами (особо прославилась его вендетта кришнаитам). После ряда скандалов Олинтер (приставку Хвыля в честь расстрелянного деда он стал использовать позже) уволился из МВД, бросил дом и семью в Москве и стал диаконом в Белгородской семинарии. Андрей Игоревич убеждён, что «Все крупные войны последних столетий имеют одну цель — уничтожение православия» и что многие секты в России не запрещают именно потому, что «некие структуры в США зорко отслеживают соблюдение в нашей стране «свободы совести и прав человека» и, чуть что, грозятся перекрыть кредитные каналы МВФ…».

Многие белгородцы убеждены, что именно этот человек является идеологом развёрнутой местными властями борьбы за духовность и против свободы совести. Итак, что же угрожает духовной безопасности граждан? Разумеется, тлетворное влияние Запада посредством сект и современного искусства, а также «неродных» для России традиций и праздников. Буквально следующим пунктом после всеобщего изучения великого труда А. И. Хвыли-Олинтера значится: 2.4 «Не допускать в образовательных, культурных и других подведомственных учреждениях городов и районов области празднование Дня святого Валентина и Хэллоуина. Провести разъяснительную работу в СМИ области об особенностях данных праздников, противоречащих традиционной русской культуре». Ответственность возлагается на глав муниципальных районов и округов. Из интересных пунктов закона можно выделить ещё последний: «С целью обеспечения духовной безопасности организовать работу среди высших образовательных учреждений области по направлению в управление информации и массовых коммуникаций администрации губернатора области общего списка и одного экземпляра всех издаваемых пособий, книг, справочников, сборников материалов конференций духовно-нравственного, культурологического, философского, теологического и религиоведческого содержания для последующего изучения членами Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Управлении Министерства юстиции РФ по Белгородской области».

Текст говорит сам за себя. Но куда интереснее творческий подход местных властей к его исполнению. Первым досталось любителям тяжёлой музыки. Всем культурно-увеселительным заведениям области была спущена бумага за подписью крупного областного чиновника: «во исполнение поручения губернатора… прошу вас не допускать выделения помещений для проведения концертов тяжелой рок-музыки в стиле Heavy Metal». В принципе, нашим рокерам к гонениям не привыкать. Об них обломали зубы и советская пропагандистская машина, и современная индустрия массовых развлечений. Рок и металл в стране популярны как никогда, тем более в Белгороде это движение традиционно было мощным. Теперь же, когда его ещё и запретить пытаются, тем самым возвращая любителям настоящей музыки романтический ореол гонимых борцов за свободу, их ряды в области растут в геометрической прогрессии.

Куда сильнее досталось обычной, «формальной» молодёжи, которой запретили праздновать любимые всеми студентами Хэллоуин и День святого Валентина, ввели принудительный курс «Общественная безопасность» во всех образовательных учреждениях, а на закуску ещё и перекрыли доступ к современному театральному искусству. Собственно, этот скандал и ославил наконец Белгородскую область на весь мир.

Местному институту искусств запретили делать постановки современных драматургов — Ивана Вырыпаева, Вадима Леванова, Андрея Крупина и ряда других. Под раздачу попал и совершенно безобидный спектакль по пьесе Евгения Гришковца «Планета». Причём сами члены худсовета обескуражены не меньше актёров и режиссёров: им приказали снять спектакли «сверху», под угрозой увольнения. Без объяснения конкретных причин.

Это, разумеется, не полный перечень того, что успели начудить за прошлый год белгородские власти. Но есть надежда, что вскоре этот бал мракобесия в отдельно взятом регионе прекратится. Всё-таки так нагло издеваться над людьми и нарушать Конституцию не принято даже в нашей стране. Общественность возмущена, Интернет встал на дыбы. Хочется верить, что по рукам им так или иначе надают.

Но как бы ни развивались события, «белгородское позорище» войдёт в историю надолго. Не только как пример вопиющего превышения местными властями своих полномочий, но и как сигнал для каждого. Мракобесие, как и фашизм, нельзя победить до конца. Но надо быть начеку и вовремя загонять всю эту нечисть в самый дальний и тёмный угол. Иначе они загонят туда всех нас.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Общество»