Бензин до кризиса доведет?

Вадим Дубило
Последний месяц лета ознаменовался самым существенным с прошлого года подорожанием нефтепродуктов. Но это еще не конец.
В регионах цены выросли по­разному. Например, на Кубани литр бензина стал стоить на 50 копеек больше, а в нашем крае, напоминающем рай, повышение на ряде заправок до рубля доходит. Цена самого ходового 95­го вплотную приближается к отметке 19 рублей за литр.Причин происходящего, по мнению председателя совета Союза нефтегазопромышленников России Юрия Шафраника, несколько. Это, во­первых, рост оптовых цен на горючее, во­вторых, завершение девятимесячного ценового моратория, объявленного крупными нефтеперерабатывающими компаниями, и, в­третьих, непрекращающийся рост цен на нефтепродукты на зарубежных рынках. Все большая доля российской нефти идет на экспорт. За последние годы объем экспортных поставок «черного золота» рос в пять раз быстрее, чем объем наращивания нефтедобычи и производства нефтепродуктов для внутреннего рынка. Это привело к тому, что цены на бензин в Нью­Йорке и Москве практически сравнялись. Чего не скажешь о зарплатах и экономической мощи вообще. А по последнему показателю уместнее сравнивать крупнейший город США даже не со златоглавой, а с Россией в целом. Следовательно, подорожание энергоносителей бьет по нашей экономике сильнее, чем по американской. Не случайно тот же Ю. Шафраник заявил, что если топливные цены приблизятся к отметке 20­21 руб. за литр, в стране не исключено наступление кризиса. До 1998 года не дотянем, но радует это все­таки мало. А по прогнозу президента Московской топливной Ассоциации Евгения Аркуши, критического уровня цены могут достигнуть уже в сентябре.

Тем временем ВЦИОМ провел в 153 населенных пунктах страны опрос 1600 автовладельцев: при какой цене на горючее вы поедете не на собственном авто, а на общественном транспорте? Результаты впечатляют: 18 процентов граждан поставят своих «железных коней» на прикол при цене в 20 рублей за литр, 19 процентов готовы затянуть пояса до преодоления 30­рублевой отметки. Еще по 10 процентов автовладельцев могут позволить себе покупать бензин за 40 и 50 рублей соответственно. Ну а за 30 процентов наших сограждан можно просто порадоваться – им любое подорожание нипочем.

Впрочем, среди экспертов есть и оптимисты. Так, начальник аналитического отдела компании «БрокерКредитСервис» Максим Шеин заявил, что не склонен драматизировать ситуацию. «Раньше все говорили о том, что если нефть будет стоить 60 долларов за баррель, то мировая экономика неизбежно загнется. Сегодня нефть стоит уже 75 долларов, а с экономикой, как видим, пока все в порядке, ­ отмечает аналитик. – Хотя надо выделить одно условие – не должно быть резких ценовых скачков. То, что нефть в обозримом будущем будет дорожать, понятно всем. Это как инфляционные ожидания – все возможные издержки закладываются заранее, благодаря чему экономика успевает приспособиться». Учитывая то, что государство держит руку на пульсе, а крупный бизнес чувствует свою ответственность, резкий скачок цен вряд ли произойдет. Кроме того, «скоро выборы», напоминает Шеин.

В любом случае можно констатировать, что правительство вряд ли сможет кардинально повлиять на ценовую политику на топливном рынке – это приведет лишь к дефициту бензина, т.к. его будет выгоднее продавать за границу. Поэтому в лучшем случае нас ждет очередной ценовой мораторий. А ведь могли бы нефтяникам задать, к примеру, такой вопрос: почему они не занимаются техническим перевооружением отрасли? Доходы­то позволяют. Ведь в то время как в США из тонны нефти получают до 400 литров продуктов, у нас – не более 140! Такие данные приводит президент Союза нефтегазопромышленников РФ Геннадий Шмаль.

Наконец, во всей этой ситуации хуже всего то, что Россия не заинтересована в снижении цен на нефть, т. к. кроме «черного золота» предложить мировому рынку нам, по большому счету, нечего. Такую экономику построили… А простым гражданам остается ждать, когда рост цен на бензин скажется на подорожании и без того дорожающих товаров.

 


Последние новости

Все новости

Объявление