Берегись… автосалона!

Лариса Денежная

Берегись… автосалона!

Вы собираетесь купить новый автомобиль? Уже планируете поход в автосалон? Нужная сумма в кейсе или на банковской карте – не повод расслабляться. Краевую службу Роспотребнадзора в последнее время завалили жалобами на автосалоны – за полгода их приняли почти пятьдесят.

Вот одна из историй. Елена Викторовна Х. – военнослужащая, служит по контракту в одной из северокавказских республик. В очередной приезд в Ставрополь (здесь живут ее родители) женщина направилась в автосалон. Елена Викторовна заключила договор на поставку автомобиля KIA стоимостью без малого миллион рублей. Внесла предоплату и здесь же оформила на остальную сумму автокредит. Через 20 рабочих дней согласно договору Елена Викторовна должна была забрать долгожданную машину. Пришел срок. Но машину женщина не получила. Работники салона объяснили: мол, вот она, KIA, но забрать ее нельзя – не пришел на технику паспорт. Надо бы еще подождать 20 рабочих дней. Женщина пошла навстречу автосалону. Но документ на машину и в этот срок не пришел. Паспорт припозднился на неделю.

Женщина написала жалобу в Роспотребнадзор. Специалисты ведомства провели проверку автосалона. Помимо нарушения сроков передачи автомобиля были выявлены и «неправильные» пункты в договоре – с точки зрения права они квалифицируются как условия, ущемляющие права потребителей. Так, вместо 0,5 процента неустойки, как устанавливает закон, за каждый день просрочки поставки предварительно оплаченного автомобиля автосалон самостоятельно снизил ее в разы – до 0,01 процента от суммы предоплаты. Кроме этого изменил и подсудность для обращения в суд – только по месту нахождения автосалона, хотя закон предоставляет потребителю право выбора, в том числе и по месту его жительства. Для Елены Викторовны этот момент – принципиальный, поскольку она проживает в одной из северокавказских республик.

По результатам проверки Рос-потребназор привлек к ответственности автосалон. А Елена Викторовна обратилась с иском в суд о взыскании неустойки – дело будет рассматриваться по месту жительства женщины. Медлительность продавцов дорого им обойдется – расчет неустойки составил около 33600 рублей. Немалая сумма набежала за недельное опоздание! Кроме этого Елена Викторовна требует выплаты морального вреда. Придется автосалону заплатить еще и штраф в размере 50 процентов от присужденной судом суммы за отказ удовлетворить законные требования в добровольном порядке.

Подобная история – не единичная. Основные причины обращений потребителей в Роспотребнадзор – нарушение сроков передачи автомобиля с прилагающимися к нему документами (в том числе с документом, удостоверяющим право собственности на транспортное средство); включение в договор условий, ущемляющих права потребителей – уменьшение предусмотренной законом неустойки (пени), удержание штрафных санкций при расторжении договора купли-продажи, определение подсудности дел, связанных с защитой прав потребителей; отсутствие в предварительных договорах информации о сроках передачи предварительно оплаченного товара потребителю.

К лицам, допустившим нарушения, управлением Роспотребнадзора применены меры административного реагирования. Выданы предписания, представления об устранении нарушений. К автосалонам применены и штрафные санкции – на сумму более 200 тыс. рублей. Тем не менее проблема сохраняется и сегодня.

Что же делать потребителю, если срок передачи автомобиля со всеми прилагающимися к нему документами уже истек?

В первую очередь, необходимо обратиться в автосалон с письменной претензией. В ней выставляете требование о передаче автомобиля со всеми прилагающимися к нему документами, установив при этом конкретный срок. Кроме того, на основании ст. 23.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе в случае нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара потребовать от продавца неустойку (пени) в размере половины процента суммы предварительной оплаты товара за каждый день просрочки передачи автомобиля.

При заключении договора купли–продажи внимательно изучайте условия договора. Во многих случаях продавцы включают в договор условия, ущемляющие права потребителей, и в разы уменьшают установленную законом неустойку.

Потребитель вправе вместо предъявления вышеперечисленных требований потребовать возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом, а также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара.

В случае неудовлетворения продавцом требований потребителя в добровольном порядке данный спор может быть рассмотрен в рамках гражданского судопроизводства. Потребитель вправе предъявить иск в суд по своему месту жительства или по месту пребывания, либо по месту нахождения ответчика, либо по месту заключения или исполнения договора. При обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав (если цена иска не превышает 1 000 000 рублей), и вправе потребовать компенсации морального вреда, размер которой определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

При обращении потребителя в суд, в соответствии с взаимосвязанными положениями ч. 1 ст. 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и п. 3 ст. 40 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», управление Роспотребнадзора по Ставропольскому краю как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей может быть привлечен судом к участию в деле или вступить в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей. Самый простой способ привлечь управление к участию в гражданском деле – сразу включить его в состав участников в исковом заявлении.
Если вы уже подали иск и он принят судом к производству, еще не поздно подать заявление в суд о привлечении управления Роспотребнадзора к участию в гражданском деле для дачи заключения.

Также на базе ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае» функционирует консультационный центр, где потребителям могут бесплатно оказать помощь по подготовке искового заявления в суд. Находится он по адресу: г. Ставрополь, пер. Фадеева, 4, каб. № 202.

Выпуск подготовлен совместно с отделом защиты прав потребителей краевой службы Роспотребнадзора (телефон общественной приемной –
28-11-56).

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Уголок потребителя»

Ростелеком. Международный конкурс журналистов