Берегите детей!

Валерий Манин

Только что отшумела череда майских праздников. Виктор П., соскучившись за дни бездействия по машине, с удовольствием сел за руль своего «Опеля». Редкая для нынешней весны теплая, солнечная погода, на короткое время посетившая Ставрополь, располагала к благодушию. И водитель спокойно катил по проспекту Юности. И вдруг, как раз на пешеходном переходе, словно чертик из табакерки, перед его иномаркой возникла крохотная детская фигурка. Опытный шофер успел среагировать, нажав на тормоз и резко крутанув баранку влево. Однако столкновения избежать не удалось. Когда Виктор выскочил из салона, то чуть не закричал от жалости и возмущения одновременно — у обочины, корчась от боли, лежала крохотная девчушка. Как позже выяснилось, восьмилетняя Люда бежала из школы без сопровождения взрослых. Прибывшая «скорая помощь» с закрытой черепно-мозговой травмой отвезла девочку в больницу.

Увы, это случай не единственный. Только за первый квартал 2009 года на территории Ставропольского края зарегистрировано 42 ДТП с участием несовершеннолетних, в которых три ребенка погибли и 41 был травмирован. Большая часть пострадавших детей — пешеходы.
При этом надо заметить, что все это произошло зимой и весной, которая в этом году была холодной, а значит, количество детворы на улицах в силу объективных причин меньше, чем обычно. Но ведь через месяц — летние каникулы, и ребята выйдут на улицы, оседлают велосипеды, а то и мопеды, «скутеры», на долгое время окажутся без наблюдения взрослых.
Как уберечь детей от беды на улицах? Этот и другие вопросы повышения безопасности дорожного движения были рассмотрены на очередном заседании за «круглым столом» газеты «Вечерний Ставрополь», в котором принимали участие: заместитель директора комитета городского хозяйства Ставрополя Андрей Лазуткин, начальник отдела ГИБДД отдела внутренних дел по Ленинскому району подполковник Александр Зайцев, исполняющие обязанности начальника ОГИБДД ОВД по Промышленному району капитан Алексей Поляков, по Октябрьскому району — старший лейтенант Вадим Гордеев, старший государственный инспектор дорожного надзора капитан Роман Алехин, заместитель начальника управления образования администрации Ставрополя Ольга Попцова, руководитель штаба юных инспекторов дорожного движения Евгения Терехова, председатель Ставропольского отделения всероссийского общества автомобилистов Александр Жихарев, инспектора по пропаганде Отдельного батальона ДПС УГИБДД ГУВД по Ставропольскому краю и районных ОВД.
В результате полуторачасового обсуждения собравшиеся пришли к выводу, что основными причинами, влияющими на безопасность дорожного движения, являются:
а) отсутствие уважения участников движения друг к другу. Действительно, сколько раз все были свидетелями, когда машины мчатся, обгоняя друг друга, а их водители и не смотрят на идущих даже по «зебре» пешеходов. А разве редко бывает, когда пешеходы, что называется, вразвалочку движутся по пешеходному переходу и не думая ускориться, чтобы пропустить поток транспорта? Да и сами водители не особенно церемонятся друг с другом. Скажем, уперлись два авто друг в друга и, матерясь на чем свет стоит, не хотят уступить стоящему напротив. А за каждым из упрямцев уже выстроилась целая колонна яростно гудящих машин. Ну что стоит уважить другого участника движения? И многие проблемы снимутся, как по мановению волшебной палочки;
б) неудовлетворительное состояние дорожного покрытия. Ну кто из нас не видел, как машины, объезжая выбоины, то резко тормозят, то бросаются из стороны в сторону?

Комментарий А. Лазуткина:
– Действительно, такая проблема есть. Но всем известно, что ремонт дорожного покрытия — дело затратное. Однако уже сейчас процентов на 80 закончен так называемый ямочный ремонт на магистралях, по которым идет общественный транспорт. И эта работа будет продолжаться до самых холодов.
Другое дело капитальный ремонт и реконструкция, которая просто необходима, скажем, в районе перекрестка улиц Тухачевского — Доваторцев — Космонавтов. Уже есть проектно-сметная документация. Основные средства придется вложить в перенос коммуникаций. Но все равно, делать будем. Ждем федерального софинансирования. Таких же затратных узлов и развязок в Ставрополе еще приблизительно пять - шесть. Выискиваем возможности для реконструкции, так как понимаем, что дело это первостепенной важности;
в) рост количества автотранспорта. Это проблема, которую в одночасье не решить. Все знают, во сколько раз стало больше машин на улицах даже в последние лет пять - шесть. А возможности города, особенно его старой части, которая строилась изначально как крепость, весьма ограничены. Тут простого решения нет. Возможно, придется и частично (насколько это возможно) расширять проезжую часть, и несколько ограничивать движение транспорта по некоторым магистралям, и увеличивать количество подземных стоянок. Но, подчеркиваю, дело это нескорое;
г) невнимательность водителей, которые не умеют прогнозировать поведение детей на улице.

Комментарий А. Жихарева: 
– Невнимательность в большей степени определяется отсутствием должной квалификации у водителей. Да откуда ей взяться. Если сейчас до 90 процентов транспорта находится в частных руках. Даже те, кто за рулем лет по тридцать, и то позабыли детали правил дорожного движения, которые регулярно изменяются. Ведь, например, учителя через определенное время проходят переподготовку. Ну а кто слышал, чтобы шофер, получивший права четверть века назад, подтверждал свою квалификацию?
Ну ладно, эта категория участников движения в той или иной степени выкручивается хотя бы за счет своего огромного опыта. А что делать с начинающими водителями, которых все больше и больше? Ведь нынешняя программа подготовки водителей в автошколах, не поверите, даже не предусматривает детального изучения правил дорожного движения! Вместо этого введено какое-то размытое понятие как «Основы законодательства на транспорте».
Далее, на изучение дорожных знаков отведено четыре часа. Что это значит? А посчитайте сами. Ныне используется 292 знака. Разделите 240 минут на 292 и получится менее минуты.
Мы сами увеличили время обучения на 32 часа. Конечно, досталось за самовольство, но качество обучения несколько повысилось.
Но этого мало. Надо открывать больше автошкол, строить полигоны для обучения курсантов, а для этого муниципалитеты должны отводить землю. Есть и другие проблемы, но вышеназванные — первоочередные, позволяющие повысить уровень подготовки водителей.
Не секрет, что некоторые особо инициативные жители своими силами пытаются повлиять на безопасность движения на отдельно взятых улицах и перекрывают их так называемыми «лежачими полицейскими» кустарного изготовления. Может быть, они и несколько снижают скорость движения транспорта по этим участкам города, но наносят огромный вред и самому дорожному покрытию, и транспорту, вынужденному по ним двигаться. Участники «круглого стола» навскидку назвали места размещения такого самодеятельно-дорожного творчества: улица Балахонова (между Лермонтова и 8 Марта), улица Павлова (между Серова и Шпаковской), улица Чайковского (между Шпаковской и Новой) и так далее.

Комментарий Р. Алехина: 
– В народе называемые «лежачими полицейскими» искусственные дорожные препятствия в некоторых случаях благоприятно влияют на снижение аварийности. И отказываться от них полностью смысла нет. Однако для них существуют жесткие требования ГОСТа, соблюдать которые при строительстве могут только специализированные организации. Поэтому после проведения ревизии самодельные неровности будут снесены. Поскольку их авторы вряд ли отзовутся, делать это все-таки придется коммунальным структурам муниципалитетов. Но в дальнейшем за дорожный «самострой» надо привлекать к ответственности как за умышленную порчу проезжей части.
В Ставрополе появилось немало новых светофоров, которые хорошо видны даже при прямом попадании на них солнечного света. По мнению собравшихся, это помогает ориентироваться участникам дорожного движения.

Комментарий А. Лазуткина: 
– В краевом центре более 100 светофоров и половина из них уже заменена на новые, светодиодные. Обновление будет продолжено. А часть старых, после надлежащего ремонта, передадим (по их просьбе) отрядам ЮИД.
Да и само управление светофорами улучшается из года в год. Сейчас мы установили АСУ дорожным движением «Мегаполис» — это самое современное на сегодняшний день программное оборудование. Пока оно проходит тестирование и настройку на двух магистралях, но потом к ней подключатся все без исключения светофоры.
Теперь о дорожных знаках. Их в городе около 10 тысяч. Срок службы каждого не превышает трех лет. Благодаря краевым субсидиям в прошлом году удалось обновить более 10 процентов из них. Но эти темпы сохранить сейчас не удастся. Все знают почему. Однако за счет собственных резервов обновим штук 120.
А вот работу по обустройству дорог ограждениями, особенно вблизи школ, продолжим во что бы то ни стало. Эскизы разработаны.
В связи с повышением наказания за пренебрежение дорожной разметкой, возросла ее роль. В минувшем году в этом направлении проделана огромная работа. Идет она и сейчас. Но краску наносить можно только на сухое покрытие. А вы сами видите, какая нынче погода. Можно, конечно, использовать полимерные материалы, но тогда выделенных средств хватит, чтобы разметить лишь процентов 15 от необходимого. Вот и вынуждены использовать краску.
Поднималась роль общеобразовательных учебных заведений в обучении школьников законам дорог.

Комментарий О. Попцовой: 
– Обучение ПДД входит в школьные планы и выполняется неукоснительно. Ведется и внеклассная работа, особенно там, где есть уголки, залы, кабинеты, площадки по безопасности дорожного движения.
Регулярно проводятся в городе и районах конкурсы по проверке знаний ПДД, привлекаются к этому родители, сотрудники ГИБДД. Дважды в году — весной и осенью — вместе с милицией проводим акцию «Внимание, дети!».
Но не плохо бы, как это сделано в других городах, на магистралях возле школ устанавливать соответствующую информацию, в том числе на больших щитах, плакатах. Я знаю, что хороший результат дают знаки, где символы размещены на желтом фоне. Они привлекают повышенное внимание, а значит, и работают на снижение детского травматизма.
Кроме основной темы были затронуты и частные вопросы, которые по каналам прямой связи задавали жители Ставрополя и Шпаковского района.

Безопасность

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Происшествия»

Последние новости

Все новости
Ростелеком. Международный конкурс журналистов