Без просвета. Рекламные щиты закрыли город от горожан

Михаил Василенко

В День края, после салюта, проехал я по нескольким магистральным улицам Ставрополя. И порадовался за наш город — ухоженный, чистый, с аккуратными газонами, с яркими огнями новой праздничной иллюминации. Пусть такой порядок наведен еще далеко не везде, но тенденция к нему уже обозначилась.

Но вот что бросилось в глаза: не увидел я мало-мальского городского пейзажа, не обремененного присутствием одного, а то и сразу нескольких рекламных щитов исполинского размера.
Это, конечно, не новость. Просто то, на что в суете буден не обращаешь особого внимания, то, что примелькалось и приелось, слишком уж контрастировало с праздничным видом краевого центра.
Следующим днем, уже при солнечном свете, вгляделся я попристальней в рекламные конструкции и огорчился еще больше. Ну, для начала сам вид многих из них... На одних — выцветшие полотнища. С других свисают и колышутся на ветру какие-то веревки, ошметки холста. У третьих — давно не крашенные и не чищенные металлические конструкции. А некоторые установлены на торчащие над газоном бетонные блоки, которые своим видом никак не украшают уличный ландшафт.
Но это полбеды. Куда безобразнее, что вся эта какофония цвета, картинок, надписей не просто отвлекает внимание водителей, в первую очередь на перекрестках, где щитов, как правило, особенно много, но и порождает, выражаясь языком ученых, визуальное загрязнение. Ежедневно получая мегадозы этого загрязнения, горожанин испытывает дополнительную нагрузку на мозг, на психику, на нервную систему.
Ведь чем по-настоящему было дорого нам уникальное зеленое убранство Ставрополя? Да тем, что глаз отдыхал. Тем, что природная зелень деревьев создавала особое настроение, ощущение гармонии. Тем, что было красиво, уютно, комфортно. Пишу об этом в прошедшем времени, потому что сейчас краевой центр изуродован. Рекламные щиты при многолетнем попустительстве властей бесцеремонно заслонили от нас успокаивающую, умиротворяющую красоту городского пейзажа.
Раньше, проезжая по улице Ленина мимо Ботанического сада, всегда любовался разнообразием его деревьев. Посмотрел вчера — беспросветный ряд щитов-исполинов, отстоящих друг от друга на расстоянии 15 - 20 метров, за которым сад скрылся из виду.
Этот пример не исключителен. Рекламные конструкции, где бы ты ни стоял на основных городских магистралях, всегда попадают в поле зрения. Как будто живем на бесконечной ярмарке, в балагане, стены которого сплошь заклеены торговыми афишками.
Все не так безобидно, как может показаться. Во многих европейских странах (и не только европейских) давно поняли, что визуальное загрязнение уродует архитектурно-ландшафтный облик городов, который сам по себе является достопримечательностью, радующей местных жителей и привлекающей туристов. Поэтому там нашествие рекламных монстров успешно отражено.
Но это не все. Ученые бьют тревогу: визуальное загрязнение создает дополнительную стрессовую нагрузку на население мегаполисов. Со всеми понятными последствиями. Не случайно в мире стали появляться примеры, когда органы местного самоуправления городов-миллионников полностью запрещают использование наружной рекламы, будь то на щитах, на домах, на крышах - где угодно. Тамошние жители, если верить телерепортажам, говорят, будто заново увидели свою малую родину.
К столь крайним мерам нам прибегать, может, и не следует, но вернуть город горожанам просто необходимо, сократив щитовую и нещитовую «наружку» на порядок.
Припомнилось недавно увиденное мною в Одессе, на одной из ее центральных улиц. Стендов для наружной рекламы немного — по два на квартал. Все они выполнены в едином стиле; не таких охальных размеров, как у нас; застекленные, с внутренней подсветкой; конструкции аккуратно покрашены. И самое главное: одна сторона отдана коммерческой рекламе, а другая — непременно социальной, посвященной истории города и его достопримечательностям, поддержке благотворительных акций, борьбе с наркоманией, информированию о важнейших решениях городской власти. И вы знаете, ничего, живет Одесса и процветает, а одесситы иногда даже шутят. Но вот где наружной рекламы много, так это возле Привоза, знаменитого рынка. Что логично и оправданно.
Думаю, отцам нашего города стоит от слов перейти к делу и раз и навсегда остановить рекламную вакханалию. Сколько ж можно терпеть такое неуважение к Ставрополю и ставропольцам?

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

Неизвестный
Слава Богу, г-н Редактор, что вам хотя бы рекламные щиты разрешают критиковать!
Неизвестный
Это отец города Хасаныч попросил.
1

Другие статьи в рубрике «Колонки»

Ростелеком. Международный конкурс журналистов