Безграничная любовь к "рогатому"

Тамара Коркина

Горожане горой встали на защиту троллейбуса.

Когда нам невмочь пересилить беду

Троллейбус придает городу шарм, подчеркивает его цивилизованность и вносит поэтичность. « Я в синий троллейбус сажусь на ходу, в последний, случайный…» Думаю, Булат Окуджава своими пронзительными строчками про то, когда нам невмочь пересилить беду, обеспечил этому безропотному «рогатому» перевозчику почти бессмертие. Невозможно даже представить, что вот в городе жил-был троллейбус, и вдруг его не стало. Умер, погиб безвозвратно.
И горожане, слава Богу, не представляют. Пронесшаяся по СМИ информация о том, что троллейбусы 20 февраля перестанут ходить, поскольку будет обесточено питание, подняла на дыбы весь город.
«Вечерний Ставрополь» расположен в здании этого предприятия, и мы тоже вкусили от безграничной народной любви к «синему». Люди шли, звонили, предлагали начать собирать деньги, лишь бы не лишиться своего любимца. Горожанка Нина Федоровна Панькова предложила взнос в три тысячи рублей — «Для меня это большие деньги, но всем миром мы спасем троллейбус!»
Сейчас в профкоме троллейбусного предприятия — буквально устрашающая гора подписных листов. За два дня семь тысяч горожан поставили свои подписи в защиту «рогатого» троллейбуса. В листах все честь по чести: имя отчество, фамилия, адрес. Свою волю выразили студенты, медики, учителя, горожане. На редакцию, троллейбусное предприятие обрушился шквал звонков. Трезвон стоял везде: в приемной предприятия, отделе кадров, профсоюзном комитете.

Наши люди в Москве

Коллектив предприятия тоже, конечно, борется, переживает. Главная трагедия здесь — даже не задержка зарплаты, не отведенная сегодня надежному и респектабельному перевозчику роль пасынка. Вся 45-летняя история предприятия — это наработка опыта, профессионализма, мощного кадрового состава. Недаром десятки наших водителей с руками-ногами забрала столица. Спрашиваю про своих газетных героев, о которых когда-то писала, они, оказывается, все в Москве. Мы, тысячу раз познавшие, что разрушить легко, восстановить трудно, снова пошли по пути разрушения.
Троллейбус в Ставрополе начинался с одного маршрута, с нескольких машин, впервые тронувшихся по линии на Осетинку с десятками ликующих горожан. С тех пор он не запятнал свою трудовую биографию ни единой аварией на дорогах! А вот масштабы, объемы его год от года росли. В Ставрополе построено 10 тяговых подстанций, 103 километра контактных сетей, это огромное богатство, которое создавалось горожанами и должно на них работать.

Бесплатные перевозки

Троллейбусу мы должны поставить памятник за то, что в капиталистическом хаосе девяностых годов он безропотно, покорно, надежно взял на свою покатую спину основные перевозки горожан. Исправно доставлял нас на работу, учебу, в поликлиники, к родным и так далее. К тому же — трудился фактически бесплатно, перевозя 46 категорий льготников! Тогда и начал неизлечимо хиреть. Он один отдувался за все — за раздрай в государстве, за криминализацию общественного городского транспорта, за дележку маршрутов. За то, словом, о чем написал один из посетителей сайта «Вечернего Ставрополя»:
«С каких это пор и в какой стране общественный транспорт прибыль приносит? Он существует для перевозки граждан к местам работы, учебы и т.д. Коммерсанты доумничались до ручки, Адамы Смиты ставропольского разлива».

Печальное «сегодня»

Сейчас из 12 троллейбусных линий работают всего пять, и то полный пробег делает только «восьмерка», остальные троллейбусы ходят по укороченному маршруту. В Северо-Западный микрорайон вообще на троллейбусе не уехать, машины идут до СтавНИИГиМа. От электроэнергии отключены подстанции №№ 2 и 4, питающие нижнюю часть города, и северо-западный район. Обесточена диспетчерская на конечном пункте маршрута № 1. После каждого рейса водитель должен зайти сюда, выпить чаю, отдохнуть. Так требует забота о безопасности горожан. А сейчас людям нечем даже «анаком» залить, чтобы хлебнуть горячего.
Как рассказывает председатель профкома Любовь Гамбурцева, люди увольняются с предприятия со слезами и оговоркой: «Как станет чуть лучше положение на предприятии, так вернусь». И то сказать, сейчас выдают зарплату за декабрь.
Сумма всех задолженностей предприятия составляет сегодня 45 миллионов рублей. Из них 13 миллионов — долг за электро-энергию. И он будет неуклонно расти. В январе поток пассажиров уменьшился на 20 процентов. А вот цена на электроэнергию выросла ровно вполовину.

Солидарность растет и крепнет

Безусловно, ситуация сложилась трудная. Вот уже больше года троллейбусное предприятие — частное. Решение о его акционировании приняли депутаты городской Думы. Теперь думцам надо подумать о том, как не допустить полной гибели экологически чистого перевозчика. Да и не только об этом. С утра весь город превращается в последователей Ильича: горожане устремляются с характерным жестом — вытянутой рукой, чтобы остановить «маршрутку». Маломестные машины, как правило, после нескольких остановок идут заполненными. Люди мечутся стаями, толпами, кучами — недостойная, в общем-то, картина.
Читаю торопливые, на ходу, надписи на подписных листах в защиту троллейбуса: «Пусть сделают 15 рублей для «маршруток» — и все пересядут на ваш удобный транспорт», «Уберите «маршрутки» с линий, это очень опасный транспорт, сажаешь ребенка в школу - и сердце в пятках: доедет ли?», «Ставрополь без троллейбусов — что большая деревня» и так далее.
Солидарность горожан в отношении троллейбуса и радует, и обнадеживает. Пора нам научиться выражать свою гражданскую позицию грамотно, веско и твердо. В защиту троллейбуса идут коллективные обращения.
Одно из них подписали П. Новосельцев, К. Подрез, В. Савин, В. Афонин и другие члены правления Ставропольской городской общественной организации инвалидов - жертв политических репрессий. Они пишут о том, что горожане звонят в управление соцзащиты (в этом здании расположена и организация), выражают обеспокоенность судьбой экологически чистого транспорта. Люди просят возобновить маршрут № 11- от рынка Тухачевского до железнодорожного вокзала, побеспокоиться о других.
«В городе единственная детская городская больница на бывшей партшколе и городской диагностический центр на Серова — необходим маршрут № 5». Пишущие приводят в пример Пятигорск, где «проведена жесткая транспортная корректировка движения, там трамвай с двумя вагончиками бежит - и впереди ни одной «Газели». Просьба - восстановить движение по ранее существующим маршрутам».
В чьей собственности быть троллейбусу - людей не сильно волнует. Главное - чтобы он не исчез с лика города. Горожане просят об этом губернатора, мэра Ставрополя, городскую и краевую Думы. Просят и надеются.
А что касается «шапки по кругу», то ее не запустили, и, скорее всего, до этого дело не дойдет. Разве что какие-нибудь мошенники сядут на эту жилу - но тут уж давайте бдеть все вместе.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Не горожане встали на защиту троллейбуса,а заинтересованные лица пытаются манипулировать общественным мнением.С таким-же успехом статью можно озаглавить - "Горожанам давно уже до лампочки судьба троллейбусного парка,и его хозяев"
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Михаил явно владеет маршрутом, а может и не одним. Это не первое его высказывание. А статья правильная, спасибо Тамаре Коркиной. Сегодня дущат троллейбусное, кто будет следующим? Довели до банкротства предприятие городские власти, ежу понятно, выжали все соки, а теперь можно и на свалку...
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Нынешний хозяин троллейбусного - компания по производству и реализации водочной продукции. Это все равно, что городской транспорт и пассажироперевозки. Уже веселее? Непосредственные руководители - совладельцы нескольких маршрутов, по которым ходят их частные автобусы. Нашли реаниматоров. Михаил, вы случайно не один из них?
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Хорошо, что ваша газета разделяет мнение своих читателей, хотя не исключено, что в мэрии останутся недовольны этой статьей. Всякие михаилы могут говорить, что угодно(см. статейку о куркулях). Но мы можем выразить свое мнение по поводу беспредела, творящегося в городе. Ликвидация троллейбусного парка для многих стала каплей, переполнившей чашу терпения неравнодушных граждан. Представьте себе, радетели за коммерческий транспорт, есть и такие.Если будем молчать, дойдет до того, что нас попрут из собственных квартир, как с заслуженных предприятий. 45 лет работы предприятия у нас уже ничего не значат, пришли новые летописцы истории. Стереть с лица города предприятия, заводы, детские сады, стадионы, а на их месте построить банки, супермаркеты,заправки, забегаловки и рынки. А по маршрутам пустить автобусы со спутниковой навигацией.
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
О чем речь, иногда маршрутка удобно, а иной раз просто катастрофа. С сумками, коляской, нет удобнее транспорта, чем троллейбус. Опять же старикам гораздо удобнее посадка в троллейбус, чем карячиться в ваших экономически выгодных маршрутках.Или вы предлагаете стариков просто отстреливать? Пожалуй, экономически это будет очень выгодно. Пенсии платить не надо, большая экономия для государства в условиях кризиса.
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Предложение: обязать депутатов и руководителей города и края, а также чиновников, в течение месяца ездить с работы и на работу в час пик, исключительно на общественном транспорте. А потом пусть решают, что нужнее городу, какой вид общественного транспорта. Пусть детей, внуков возят в школы, садики на пресловутых Газелях. Пусть их облают, обхамят, обтопчут. Да и опять же экономия для города- не заправлять их служебные иномарки.
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять - никакой частник не потянет работу такого сложного предприятия. Это изначально невыгодно.Себестоимость поездки на троллейбусе почти 15 рублей. Цены на билеты устанавливает город, вот они теперь 8 рублей. Как же можно расплатиться с долгами и работать без долгов в принципе? Вот некоторые деятели от власти советуют делать больше рейсов, но коню понятно - чем больше рейсов, тем больше энергозатраты. Тем больше долги, соответственно. Реальный выход один - вернуть троллейбус в городскую собственность и сделать его дотационным, как в нормальных городах. Есть предприятия и отрасли изначально приносящие прибыли, а есть дотационные. В их числе и общественный транспорт, и сельское хозяйство. Не всем же водкой торговать и нефть добывать, опять же - электроэнергией спекулировать. А троллейбус нам для жизни нужен. Человеческой. А нас сделали заложниками маршруточной мафии.
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Невозможно даже представить, что Зайцев купил троллейбусный парк, чтобы наладить его работу. Нашли альтруиста.Его, или, вернее, тех ,кто за ним стоит, транспорт вовсе не интересует. Дело в территории, земле. Вот сдохнет парк, не без помощи городских властей, сразу все сломают и что -нибудь построят. А замутили все это городские власти, землей же у нас город распоряжается. Под троллейбусным земля городская, неприватизированная. Вот вам и спутниковая навигация!
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Уже хорошо, что газета дает возможность высказать свое мнение. Нужен троллейбус городу? Однозначно, нужен. Однозначно, он должен быть муниципальным.Вся суть в скрытом рейдерстве. Результат зависит от того, когда и сколько заплатят хозяевам города.Скорее всего уже заплатили, но мало. Иначе позиция пальцевых непонятна.
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
В троллейбусном работает мой родственник, народ там устал от бездействия власти. Сокращения,как такового, нет, принуждают увольняться по собственному желанию - без выходного пособия. Хозяина там и в глаза ни разу работники не видели. Ни на одном собрании его не было. А, с позволения сказать, новоявленные руководители никакого понятия не имеют, что делать с ввереным им предприятием. В статье абсолютно все правда. Из - за пресловутых льгот предприятие и попало в долговую яму, еще будучи муниципальным. Практически предприятие возило народ бесплатно, так как компенсации за льготы всех мастей не из края, не из города не было. И вместо того, чтобы рассчитаться с СТУ по долгам, город принял решение акционировать предприятие, потом оно стало банкротом и пошло - поехало... Так кто же должен этой проблемой заниматься, как ни город? А статья хорошая, ничего заказного в ней нет.Так что, Михаил, не надо пениться.
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Горожанам до лампочки мнение Михаила.А горожане до лампочки городу. А лампочки должны быть энергосберегающие.
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
2цыпа цыпа жжжооооот... как все складно)))
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Да, безусловно, за троллейбусы надо бороться всем скопом, потому, как они и действительно экологически чистый, и более вместительный, более бесшумный вид транспорта, и статус города поддерживают на ступень выше. Раньше люди хоть от остановки до дома могли пешком пройтись, размяться, прогуляться, а теперь чуть ли ни возле подъезда им (нам) останови. А эти маршрутки «Газели», как мухи – вездесущи, надоедливы на дорогах, да и траектория движения как у мух. Ну а про «ПАЗики»-черепашки вообще многое можно рассказывать: профессиональной автобусной езды никакой, по салону передвигаться опасно для жизни, в час пик раздавят, а если в свободном салоне, то приходится держаться за поручни обеими руками, оплату производить с водителем за два метра от него и через головы людей. С тормозами-то у них проблемы вообще с самого завода. Ещё причём музыку слушают как одни, так и другие, и даже очень далеко не только не популярную, но бывает и запрещённую. Про статистику ДТП лучше промолчать! В троллейбусах раньше молодежь уступала место пожилым людям, а маршрутки новое поколение от этого напрочь отучили. На счёт себестоимости тоже всё естественно, гонять полуразвалившийся с двумя людьми по городу. Все прекрасно знают откуда и в какое время невозможно нормально уехать, так что же не направить транспорт в то время к тому месту, как это было раньше? Почему этим не заняться? Почему бы не закупить троллейбусы с маленьким салоном, как в Ростове на Дону и пускать их по менее загруженным потокам, и в вечернее время? Закупить 4 гармошки, пустить их; две с Ю-З (с 45-ой и с 6 поликлиники) и две с С-З (с 9 поликлиники), по два раза утром, раз в обед, и два вечером. И всё, и не надо их тупо гонять по городу. Так они хоть прибыль приносить будут, а в остальное время пусть мелкие ездят, и не еле-еле. Полный троллейбус в гору любого автобуса «делает». А у нас же?! Заезд вечером пораньше, днём отстой с пассажирами на остановках!!! Какой дурак полезет в троллейбус, если он ездит как черепаха, а человек опаздывает. В советское время ездили «учётчики» и замеряли пассажиропоток, для того, чтобы график движения правильно потом составить и машины вовремя направлять куда надо. Городские власти только пускают пыль в глаза, говоря, что не знают что делать, а сами тут же за спиной открывают всё новые и новые маршруты. Это потому, что не малая часть из них (от депутатов до судей) от этого в выгоде, и не одноразовой. У многих есть свой мини парк, работающий на него, а у кого-то и не мини. Именно по этому любое решение в думе может не пройти, или если пройдёт, то с не меньшей выгодой, ну а в суде у них тоже все «свои» если чё не так. Вот если бы какая-либо независимая газета провела своё расследование, да ещё и скооперировавшись с другими изданиями, накопала компромата кучу, и выпустила одновременно сними разоблачающую статью, чтобы головы полетели, вот тогда бы может быть дело сдвинулось с места. Но опять же, это всё надо держать на контроле, а кому?! Очень хотелось бы, чтобы хоть ваша редакция не забывала про эту проблему, потому, что зная наш народ, он привыкает ко всему, вроде: «Ну раз ничего не сделаешь, то что же поделать». Думаю надо подначивать и тех, и других тем, что на одной из полос периодически писать «Чиновники бездействуют – Троллейбусы погибают!». Да и кто этим всем будет заниматься?! Разве что у НТВ помощи попросить, пусть «Максимум» накопает, чтоб аж на ЦТ показать.
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Хорошо помню, как в 1964 году в Ставрополе пускался первый троллейбусный маршрут... И все эти годы, даже в самые сложные девяностые, троллейбусы в Ставрополе перевозили пассажиров. Интересно, что чувствует и думает сейчас нынешний "мэр", рискующий остаться навсегда в памяти ставропольцев как руководитель города, при котором перестали работать троллейбусы?
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
P.S. Как будет не приятно, что Ставрополя не будет в этом списке: http://trollcity.narod.ru/map.htm А 24.01.2007 карта выглядела вот так: http://trollcity.narod.ru/map/sta.gif Жалкая картинка будет.
1 2 3

Другие статьи в рубрике «Общество»

Последние новости

Все новости
Ростелеком. Международный конкурс журналистов