Безграничная любовь к "рогатому"

Тамара Коркина

Горожане горой встали на защиту троллейбуса.

Когда нам невмочь пересилить беду

Троллейбус придает городу шарм, подчеркивает его цивилизованность и вносит поэтичность. « Я в синий троллейбус сажусь на ходу, в последний, случайный…» Думаю, Булат Окуджава своими пронзительными строчками про то, когда нам невмочь пересилить беду, обеспечил этому безропотному «рогатому» перевозчику почти бессмертие. Невозможно даже представить, что вот в городе жил-был троллейбус, и вдруг его не стало. Умер, погиб безвозвратно.
И горожане, слава Богу, не представляют. Пронесшаяся по СМИ информация о том, что троллейбусы 20 февраля перестанут ходить, поскольку будет обесточено питание, подняла на дыбы весь город.
«Вечерний Ставрополь» расположен в здании этого предприятия, и мы тоже вкусили от безграничной народной любви к «синему». Люди шли, звонили, предлагали начать собирать деньги, лишь бы не лишиться своего любимца. Горожанка Нина Федоровна Панькова предложила взнос в три тысячи рублей — «Для меня это большие деньги, но всем миром мы спасем троллейбус!»
Сейчас в профкоме троллейбусного предприятия — буквально устрашающая гора подписных листов. За два дня семь тысяч горожан поставили свои подписи в защиту «рогатого» троллейбуса. В листах все честь по чести: имя отчество, фамилия, адрес. Свою волю выразили студенты, медики, учителя, горожане. На редакцию, троллейбусное предприятие обрушился шквал звонков. Трезвон стоял везде: в приемной предприятия, отделе кадров, профсоюзном комитете.

Наши люди в Москве

Коллектив предприятия тоже, конечно, борется, переживает. Главная трагедия здесь — даже не задержка зарплаты, не отведенная сегодня надежному и респектабельному перевозчику роль пасынка. Вся 45-летняя история предприятия — это наработка опыта, профессионализма, мощного кадрового состава. Недаром десятки наших водителей с руками-ногами забрала столица. Спрашиваю про своих газетных героев, о которых когда-то писала, они, оказывается, все в Москве. Мы, тысячу раз познавшие, что разрушить легко, восстановить трудно, снова пошли по пути разрушения.
Троллейбус в Ставрополе начинался с одного маршрута, с нескольких машин, впервые тронувшихся по линии на Осетинку с десятками ликующих горожан. С тех пор он не запятнал свою трудовую биографию ни единой аварией на дорогах! А вот масштабы, объемы его год от года росли. В Ставрополе построено 10 тяговых подстанций, 103 километра контактных сетей, это огромное богатство, которое создавалось горожанами и должно на них работать.

Бесплатные перевозки

Троллейбусу мы должны поставить памятник за то, что в капиталистическом хаосе девяностых годов он безропотно, покорно, надежно взял на свою покатую спину основные перевозки горожан. Исправно доставлял нас на работу, учебу, в поликлиники, к родным и так далее. К тому же — трудился фактически бесплатно, перевозя 46 категорий льготников! Тогда и начал неизлечимо хиреть. Он один отдувался за все — за раздрай в государстве, за криминализацию общественного городского транспорта, за дележку маршрутов. За то, словом, о чем написал один из посетителей сайта «Вечернего Ставрополя»:
«С каких это пор и в какой стране общественный транспорт прибыль приносит? Он существует для перевозки граждан к местам работы, учебы и т.д. Коммерсанты доумничались до ручки, Адамы Смиты ставропольского разлива».

Печальное «сегодня»

Сейчас из 12 троллейбусных линий работают всего пять, и то полный пробег делает только «восьмерка», остальные троллейбусы ходят по укороченному маршруту. В Северо-Западный микрорайон вообще на троллейбусе не уехать, машины идут до СтавНИИГиМа. От электроэнергии отключены подстанции №№ 2 и 4, питающие нижнюю часть города, и северо-западный район. Обесточена диспетчерская на конечном пункте маршрута № 1. После каждого рейса водитель должен зайти сюда, выпить чаю, отдохнуть. Так требует забота о безопасности горожан. А сейчас людям нечем даже «анаком» залить, чтобы хлебнуть горячего.
Как рассказывает председатель профкома Любовь Гамбурцева, люди увольняются с предприятия со слезами и оговоркой: «Как станет чуть лучше положение на предприятии, так вернусь». И то сказать, сейчас выдают зарплату за декабрь.
Сумма всех задолженностей предприятия составляет сегодня 45 миллионов рублей. Из них 13 миллионов — долг за электро-энергию. И он будет неуклонно расти. В январе поток пассажиров уменьшился на 20 процентов. А вот цена на электроэнергию выросла ровно вполовину.

Солидарность растет и крепнет

Безусловно, ситуация сложилась трудная. Вот уже больше года троллейбусное предприятие — частное. Решение о его акционировании приняли депутаты городской Думы. Теперь думцам надо подумать о том, как не допустить полной гибели экологически чистого перевозчика. Да и не только об этом. С утра весь город превращается в последователей Ильича: горожане устремляются с характерным жестом — вытянутой рукой, чтобы остановить «маршрутку». Маломестные машины, как правило, после нескольких остановок идут заполненными. Люди мечутся стаями, толпами, кучами — недостойная, в общем-то, картина.
Читаю торопливые, на ходу, надписи на подписных листах в защиту троллейбуса: «Пусть сделают 15 рублей для «маршруток» — и все пересядут на ваш удобный транспорт», «Уберите «маршрутки» с линий, это очень опасный транспорт, сажаешь ребенка в школу - и сердце в пятках: доедет ли?», «Ставрополь без троллейбусов — что большая деревня» и так далее.
Солидарность горожан в отношении троллейбуса и радует, и обнадеживает. Пора нам научиться выражать свою гражданскую позицию грамотно, веско и твердо. В защиту троллейбуса идут коллективные обращения.
Одно из них подписали П. Новосельцев, К. Подрез, В. Савин, В. Афонин и другие члены правления Ставропольской городской общественной организации инвалидов - жертв политических репрессий. Они пишут о том, что горожане звонят в управление соцзащиты (в этом здании расположена и организация), выражают обеспокоенность судьбой экологически чистого транспорта. Люди просят возобновить маршрут № 11- от рынка Тухачевского до железнодорожного вокзала, побеспокоиться о других.
«В городе единственная детская городская больница на бывшей партшколе и городской диагностический центр на Серова — необходим маршрут № 5». Пишущие приводят в пример Пятигорск, где «проведена жесткая транспортная корректировка движения, там трамвай с двумя вагончиками бежит - и впереди ни одной «Газели». Просьба - восстановить движение по ранее существующим маршрутам».
В чьей собственности быть троллейбусу - людей не сильно волнует. Главное - чтобы он не исчез с лика города. Горожане просят об этом губернатора, мэра Ставрополя, городскую и краевую Думы. Просят и надеются.
А что касается «шапки по кругу», то ее не запустили, и, скорее всего, до этого дело не дойдет. Разве что какие-нибудь мошенники сядут на эту жилу - но тут уж давайте бдеть все вместе.

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление