Безопасна ли «зебра»?

Валерий Манин

До окончания 2010 года еще целый месяц, а статистика дает неутешительные цифры состояния дел на городских улицах. За прошедшее время в Ставрополе зарегистрировано около 80 дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов, в которых четыре человека погибли и более 70 получили травмы различной тяжести. В том числе на пешеходных переходах случилось 27 аварий,  в результате которых двое погибли и 26 были ранены. И это при том, что в нынешней трактовке правил дорожного движения пешеходы имеют преимущество на переходном перекрестке.
В чем же причина этих трагедий?
Чтобы разобраться в причинах ДТП с участием пешеходов, в редакции газеты «Вечерний Ставрополь» был проведен «круглый стол», в работе которого приняли участие начальник управления ГИБДД УВД по Ставрополю подполковник Олег Борисов, заместитель командира Отдельного батальона ДПС ГИБДД УВД по Ставропольскому краю майор Александр Мальгевский, руководитель отдела безопасности дорожного движения комитета городского хозяйства администрации Ставрополя Юрий Немцов, старший государственный инспектор дорожного надзора ОБ ДПС ГИБДД УВД по СК капитан Роман Алехин, консультант управления ГО и ЧС Ахсарбек Амилаханов, государственный инспектор дорожного надзора управления ГИБДД УВД по Ставрополю капитан Сергей Горбовский, заместитель председателя краевой структуры Всероссийской организации автомобилистов Андрей Михайлов.

Безопасна ли «зебра»?

– В ряду массы причин несчастий с пешеходами, - сказал
А. Мальгевский,  - я бы выделил три основных: нарушение правил дорожного движения всеми участниками движения (и водителями, и пешеходами), недостаточная техническая оснащенность переходов и так называемый человеческий фактор.
Сколько раз мы  все видели, как пешеходы бегут через проезжую часть вне перехода или по переходу, не обращая внимания на запрещающий свет светофора, да еще и тянут за руку ребенка, подавая тому пример неуважения к закону. А разве редки случаи, когда водители несутся со скоростью выше разрешенной в городе и не снижают ее до самой «зебры», а потом резко тормозят, создавая проблемы и себе, и другим?
В последнее время появились и такие картинки: медленно шествует через улицу девушка или юноша, а потом вообще останавливается и начинает общаться с кем-то по телефону. А в это время, соблюдая правила, выстраивается целая колонна автомашин, вынужденных уступать дорогу пешеходам. Ну разве трудно пройти по переходу быстрее? И себя оградишь от возможной опасности, и людям сохранишь нервы. Но ведь не спешат почему-то.
- Почему, на ваш взгляд, происходит такое?
- Думаю, - делится мнением А. Михайлов, - это происходит от отсутствия общей культуры. Вроде бы людям с раннего детства внушается, что надо уважать друг друга, быть взаимно вежливыми. А почему-то все не впрок. Ведь еженедельно сотрудники ГИБДД проводят занятия в школах и даже детских садах, пытаясь воспитать культуру поведения на улицах. Вроде бы дети все понимают, а когда выходят на улицу, куда-то все знания деваются.
- Конечно, и соблюдение ПДД, и культура поведения важны для обеспечения безопасности на дорогах, - говорит Р. Алехин. - Тут и обсуждать нечего — надо соблюдать. Но есть и еще одна важная составляющая безопасности — техническое оснащение пешеходных переходов. Мало нарисовать на асфальте «зебру», надо еще обозначить ее  соответствующими знаками, а лучше — и светофорами, вдоль проезжей части поставить ограждение. Эффективность таких несложных технических действий впечатляет. Вот пример. Много лет участком повышенной аварийности была часть улицы Шпаковской в районе средней школы №17. Но вот в прошлом году здесь оснастили пешеходный переход всем необходимым, и сразу проблема снялась. Сейчас таким же аварийным считается перекресток улиц Серова и Баумана. Там никак до конца не удается добиться от городских властей оборудования перехода. И калечатся люди.
Или еще. Реконструировали проспект Кулакова — асфальт, как картинка. Но мы в тревоге — теперь водители несутся по гладкой дороге со свистом. А до конца оборудованных пешеходных переходов здесь раз-два и обчелся. Ждем беды, чтобы сделать безопасные переходы?
- А сколько бед приносит отсутствие или же недостаточное уличное освещение, - говорит
С. Горбовский. - Мало того, что улицы освещаются не везде, так ведь там, где есть освещение, оно включается поздно, а ведь сейчас в 17 часов уже темно. На все наши предписания из городской администрации получаем один ответ — нет денег. Да их никогда не будет хватать. Но разве человеческая жизнь того не стоит, чтобы делать все для ее спасения!
- Только в этом году, - комментирует О. Борисов, - сотрудниками нашего управления выдано более 350 предписаний должностным лицам и 90 — юридическим с требованием устранения недостатков уличной дорожной сети. 120 самых нерадивых должностных и 13 юридических лиц привлечены к административной ответственности. Только после этого они выполнили свои обязанности. Честно признаюсь, не хочется прибегать к таким крайним мерам. Но что делать, если иные неэффективны. Значит, будем использовать их. Обеспечение безопасности на наших улицах того стоит.
- Мы, конечно, не сидим сложа руки, - отвечает Ю. Немцов, - ведь мы сами и наши близкие, дети, внуки ходим по городским улицам. И пытаемся, исходя из экономических возможностей, делать город более безопасным. В этом году комитетом городского хозяйства произведена разметка 512 пешеходных переходов, установлено 157 новых дорожных знаков и почти сотня заменена. Кроме этого, во время комплексного обустройства улицы Серова там установлено и заменено еще полторы сотни знаков. Мы понимаем, что это — капля в море. Но капля камень точит. Будем делать на сколько хватит финансирования.
- Есть смысл обратить внимание и еще на одну проблему, - берет слово Р. Алехин. - Несогласованность отдельных городских структур. Вот Ставрополь заслуженно гордится ростом жилищного строительства. Хорошо? Конечно, хорошо. Но есть и отрицательные моменты. Ну не хотят застройщики оборудовать на нужном уровне и подъездные пути к новостройкам, и внутри-квартальные дороги, экономят на ширине и высоте пешеходных дорожек, а уж о создании парковок и говорить нет  смысла. Но кто-то же принимает эти объекты!
Вот сейчас мы ждем больших транспортных проблем после введения в строй жилого комплекса «Олимпийский», а военный городок, что в районе Демино, уже их создал. Там нет ни тротуаров, ни освещения. Жуть.
- Спасибо, что в этом году погода ставропольцев пока балует. Но мы же должны понимать, что зима все равно придет. А вместе с ней снег, заносы, гололед и так далее. До какой степени наступление зимы будет «неожиданным»? Готова ли техника к поддержанию проезжей части улиц в рабочем состоянии?
- Мы уже проверили всю технику, - рассказывает А. Амилаханов. - Она в рабочем состоянии. Другое дело, что она изношена до предела и ее все-таки маловато.  Уличная сеть из года  в год расширяется, а вот количество техники - нет. Да и антигололедных смесей не завозится больше — все на уровне десятилетней давности. Думается,  после обильных снегопадов на некоторое время могут возникнуть  проблемы с движением по городу.
- Они обязательно возникнут уже 1 января 2011 года, - утверждает Р. Алехин. - Ведь, насколько мне известно, договоры на очистку улиц от  снега с предприятиями заключены до 31 декабря 2010 года. И пока никто не знает, кто будет убирать возможный снег сразу после Нового года.
Есть в этом деле и явная несуразица. Юридически улицы являются городской собственностью — город их строит, он же ремонтирует, обустраивает и так далее. А вот договоры на уборку снега почему-то заключают районные администрации. Ну а в районах, как известно, то денег нет, то еще что-то. Так что я бы лично не рекомендовал ставропольцам (если на Новый год выпадет снег) садиться за руль в начале января...
Фото Александра Плотникова

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Общество»

Ростелеком. Международный конкурс журналистов