Безопасность – дело общее

Елена Павлова

Жизнь показывает, что удаленных точек на нашей планете нет. Отголоски происходящего в ближней Украине или более удаленной от нас Сирии периодически докатываются до каждого города России.

Заместитель главы администрации города Денис Алпатов.
Александр ПлотниковЗаместитель главы администрации города Денис Алпатов.

Тем более до таких городов, как Ставрополь, с его особым географическим и геополитическим положением. Такие города, как наш, всегда оказываются в эпицентре столкновения различных интересов, дружественного и недружественного внимания и глобальной борьбы, которая ведется не только за территории, но и за души людей. Это приходится учитывать и работе муниципальной власти, потому что обеспечение безопасности является непременным условием для стабильного развития всех сфер городской жизни – ЖКХ, здравоохранения, образования, культуры… Сегодня «Вечерний Ставрополь» представляет своим читателям нового заместителя главы администрации города по вопросам безопасности Дениса Алпатова.

Денис Валерьевич в администрации человек не новый. Работает здесь с 2003 года. Административную работу в сфере обеспечения безопасности постигал с азов – начинал с должности ведущего специалиста. В этом качестве - еще в 2005 году он принимал непосредственное участие в создании целевой городской программы «Безопасный Ставрополь», ставшей основой для создания масштабной многоуровневой системы обеспечения безопасности нашего города и многих других городов, которые впоследствии внедряли у себя успешный ставропольский опыт. С 2012 года по недавнее время Денис Алпатов был руководителем комитета общественной безопасности.

- Денис Валерьевич, мы поздравляем Вас с назначением. Тем не менее зам. по безопасности – не просто высокая должность, но и огромная ответственность. Вы курируете целый ряд направлений, каждое из которых потенциально является, образно выражаясь, «танкоопасным».

- Объем работы немалый, но очень интересный. Здесь и профилактика проявлений терроризма, экстремизма, предупреждение коррупционных нарушений, антинаркотическая деятельность, взаимодействие с воинскими частями и подразделениями. И организация призыва на военную службу (я председатель призывной комиссии города). Кроме того, организация взаимодействия с диаспорами, национально-культурными организациями и концессиями, с правоохранительными органами – в том числе по организации охраны общественного порядка. Здесь в сфере ответственности администрации – народные дружины, мероприятия в области гражданской обороны и защиты населения и территории города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

- Сфера ответственности очень большая и осуществлять работу по всем этим направлениям было бы невозможно без четкой структуризации. Вкратце расскажите об этом.

- По каждому направлению есть соответствующие целевые программы, созданы комиссии и рабочие группы (антитеррористическая, антинаркотическая, по профилактике правонарушений, по ЧС). Активно работает консультативный совет по межнациональным отношениям.

Отдельно хотелось бы остановиться на Программе по обеспечению безопасности и правопорядка на территории города, которая состоит из трех подпрограмм:

- «Безопасный Ставрополь»,

- «Независимость»,

- «Профилактика правонарушений».

- Насколько я понимаю, каждая подпрограмма, по сути, может быть самостоятельной программой.

- Совершенно верно. Каждая подпрограмма – полноценная, логически завершенная программа. Мы их объединили в одно целое, поскольку они фактически объединены одной целью – обеспечение безопасности.

- Нельзя не отметить, что Ставрополь первым в России разработал и внедрил программу «Безопасный город».

- Да, мы стали пионерами в этой области. По России такой программы нигде не было. За опытом к нам приезжали представители и соседних наших городов, и республик, и других регионов России. Конечно, быть первопроходцем непросто – внедряя программу в жизнь, мы набили немало шишек, поскольку нам-то спросить было не у кого и сравнивать не с чем. Это сейчас можно открыть «Консультант» и составить сборную «солянку» применительно к своим условиям, а тогда все приходилось осваивать методом проб и ошибок. Наткнулись где-то «на грабли» - скорректировали, опять наткнулись – опять скорректировали… Но, может быть, это и хорошо, когда все делается с нуля и все до мелочей апробируется на собственной практике. Это бесценный опыт, который помог в результате выстроить не просто определенный план, перечень мероприятий и задач, а логически завершенную цепочку, каждое звено которой работает на главную цель. И надо сказать, что серьезных ошибок в этой программе мы не допустили, так как с самого начала анализировали практически каждый шаг.

- Быть первопроходцем в любой сфере жизни трудно. Это было вызревшее решение – сделать работу по обеспечению безопасности отдельным направлением в работе администрации. Ведь 131-й Закон и по сей день этого органам власти не диктует, все положения, касающиеся этой сферы, носят рекомендательный характер…

- Жизнь заставила. Решили объединить все наши усилия в области обеспечения безопасности и реализовать комплексный подход в рамках муниципальных программ. Вообще, мероприятия по обеспечению безопасности (по гармонизации межнациональных отношений, развитию аппаратно-программного комплекса, профилактике разного рода зависимостей и правонарушений и другие) проходят красной нитью по всем муниципальным программам в области культуры, образования и т.д. Но все основное собрано у нас. И координация всех действий в области безопасности тоже осуществляется нами.

- Что является основой «Безопасного Ставрополя» от момента создания программы и по сегодняшний день?

- Построение программного комплекса, повышение антитеррористической защищенности наших объектов. Я помню, как на первоначальном этапе в рабочей группе, куда входили представители администрации, МВД, ФСБ, ГАИ, МЧС, долго приходили к консенсусу, какие камеры нам нужны и как их устанавливать. Ведь у каждой камеры – свое предназначение: одни следят за общей обстановкой, другие нацелены на подходы-отходы к объекту, третьи фиксируют лица. Сейчас все, что тогда рождалось в спорах, воплощено в жизнь. Установлено периметральное ограждение территорий школ и больниц, работают 1324 камеры видеонаблюдения – это только те, которые установлены муниципалитетом в учреждениях образования, здравоохранения, культуры и спорта. Примерно столько же камер установлено владельцами торговых и развлекательных центров, рынков. Надо отметить, что все муниципальные камеры выведены в единую сеть.

- Кстати, в этом мы тоже, по-моему, оказались пионерами – по крайней мере, в сравнении с большинством региональных центров… Камеры сейчас устанавливают многие города, а вот Единая диспетчерская служба, единая сеть, Ситуационный центр – это есть далеко не у всех. Это достижение нашего города, предмет нашей гордости и некий гарант оперативной реакции на любые события.

- Да. Нам иной раз звонят коллеги из других городов и с гордостью сообщают – мы, мол, камеры установили… Замечательно, но это – только первый шаг. Дальше возникают вопросы, а куда идет сигнал? В каморку охранника? Кто будет реагировать на этот сигнал?.. То есть необходимо создавать сеть передачи данных, это подразумевает прокладку оптоволоконного кабеля либо его аренду. Это очень затратное, но необходимое мероприятие. Ставрополь пошел на эти затраты. Проложены и в дальних точках города арендованы кабели, создана Единая диспетчерская служба, работающая в круглосуточном режиме. Любой поступающий сюда сигнал дублируется в дежурную часть ГУ МВД, в Центр управления нарядами и администрацию города. Запись ведется и на наших серверах, на серверах школ, детских садов и других. То есть создана замкнутая цепочка: поступление сигнала – его передача – оперативная реакция на этот сигал. Например, поступает звонок о происшествии, у сотрудника ЕДС есть возможность сразу просмотреть сигнал с камеры и среагировать уже профессионально: по прямой линии (не тратя времени на дозвоны) вызвать наряд полиции, МСЧ, скорой… На принятие решения нужны подчас даже не минуты – секунды.

- Это мы говорили о программе «Безопасный Ставрополь». Но ведь есть и еще одна подпрограмма, которая тоже получила признание не только на региональном, но и на федеральном уровне…

- Да, она называется «НЕзависимость». Она тоже уникальна по своей структуре. Действительно, опыт нашей работы по профилактике наркомании и другого рода зависимостей приезжают перенимать из других городов. Обо всем не расскажешь коротко. Остановлюсь на одном моменте. В рамках этой программы создана еще программа учебная (школьная). Мы ее разработали совместно с учеными СКФУ, пединститута и апробировали в нескольких школах. Теперь она внедрена уже во всех учебных заведениях города. Цель программы – профилактика и формирование у ребенка (задолго до первой пробы) стойкого неприятия к любым формам зависимости (наркотической, алкогольной, табачной, компьютерной). В реализации этой программы вместе с нами участвуют психологи и преподаватели. Проводятся обучающие семинары, интерактивные мероприятия, видеоконференции с разными городами. Ежегодно эта программа корректируется с учетом возникающих тенденций. Мы создали на сайте администрации города муниципальный ресурс «Независимость» в разделе «Общественная безопасность». Там есть информация для подростков, есть блок для родителей, где они могут получить подробные рекомендации специалистов, на какие особенности в поведении ребенка нужно обратить внимание, что должно насторожить… И есть отдельный блок для преподавателей, где учителя из других городов могут почерпнуть много полезного. Там даже видеоуроки по этой теме представлены. Этот ресурс получил высокую оценку на федеральном уровне – точнее, на уровне Антинаркотической комиссии России.

- Тестирование школьников проводится?

- Да, этот прибор внедрен и работает. В год мы тестируем до 3,5 тысячи детей и подростков. Те, которые отказываются, естественно, попадают в так называемую «группу риска» - под более внимательный контроль педагогов. Сложность заключается в том, что все время появляются новые формы наркотиков (соли, спайсы). Только законодатели определятся с одним препаратом, введут на него запрет, тут же появляется другой. И в плане профилактики этой заразы нам приходится буквально семимильными шагами бежать, чтобы оперативно принимать профилактические меры. Конечно, мы думаем над тем, как можно на эту ситуацию повлиять. На городской антинаркотической комиссии было принято решение апробировать новую форму тестирования – не на основании химических проб, а методом психоанализа. Естественно, в этом нам снова помогают ученые нашего города и края. Если этот метод «пойдет» в нескольких школах, будем внедрять повсеместно.

- Ну а какую «изюминку» Вы бы отметили в программе «Профилактика правонарушений»?

- Пример сегодняшнего дня. Сейчас лето. Многие дети предоставлены сами себе и улице. В этом смысле особую тревогу вызывают подростки из неблагополучных семей. В этом году администрация предусмотрела средства на трудоустройство таких детей в школах. То есть ребята приходят в школу, где идут ремонты, помогают где-то помыть, где-то покрасить и получают за это зарплату. Тоже действенное мероприятие, потому что дети приучаются к труду, они получают свои первые честно заработанные деньги и начинают понимать им цену.

- В работе по обеспечению правопорядка власти опираются на казачество. Как успехи?

- У администрации тесное взаимодействие с казачеством. Обществам, вошедшим в реестр и взявшим на себя обязательства по охране общественного порядка, мы субсидируем затраты на несение службы. Казаки совместно с полицией несут дежурства на всех общегородских мероприятиях. Действуют народная и казачья дружины. Это пример успешного взаимодействия органов власти, полиции и общественных организаций.

- Без взаимодействия с общественными организациями ничего невозможно сделать и в плане гармонизации межнациональных отношений. Но тут у администрации города давнее и отлаженное сотрудничество.

- Да, безусловно. Позитивным фактором стало открытие в 2014 году Дома дружбы на базе Дворца культуры и спорта. Дом дружбы полностью оправдывает свое название и предназначение. Он стал площадкой культурного обмена и открытий, совместных дел на благо города. Он стал центром притяжения для молодежи разных национальностей, которая все-таки тянется к истокам и с интересом узнает традиции, обычаи своего и других народов. Когда люди узнают друг о друге больше, когда они общаются на уровне культур, никаких межнациональных противоречий не возникает. Так и должно быть в городе, жители которого представляют более ста национальностей и народностей России.

- И все же остаются еще «группы риска» и «точки Х», таковой, например, является 1 сентября, когда начинается учебный год в вузах.

- Конечно, Ставрополь – город студенческий. У нас шестнадцать вузов и девять средних учебных заведений. Много студентов из соседних республик. Первокурсники, в отличие от старших товарищей, не знают наших местных традиций и порядков, к тому же они впервые отрываются от своих семей, тейпов. Поэтому нельзя не учитывать опасность того, что кто-то начнет неадекватно себя проявлять или же попадет под влияние лиц, имеющих в планах дестабилизацию обстановки. Но у нас уже отлажена система профилактических мер. В первые дни учебного года мы вместе с руководителями национально-культурных обществ объезжаем все учебные заведения, встречаемся с первокурсниками. Так что, каждый из них с самого начала знает, что любое нарушение правопорядка в городе чревато немедленным отчислением из вуза. Нарушитель не просто поедет домой - вслед ему пойдет письмо в семью и письмо в правительство с подробным описанием, за что отчислен и что нарушил. Эта мера действует уже несколько лет и оказалась эффективной.

- Сейчас, в сравнении с прежними годами, в городе заметно спокойнее. Нет ярко выраженных провокаций, которые мы переживали с 2007-го и по 2011 год. И все-таки конфликты случаются. Молодежь есть молодежь. Но их (конфликты) тушат так быстро – так, что жители города в большинстве своем об этом даже не узнают.

- Спасибо за помощь нашим национально-культурным организациям, многие конфликты удается профилактировать. Лучше всего знать с самого начала, где начинает развиваться конфликт, чтобы затушить его до того, как он разгорится. Потому что у нас любой конфликт, начинающийся как бытовой, вполне может перерасти в межнациональный, если его сторонами являются люди разных национальностей. При оперативном реагировании, опираясь на помощь руководителей общественных организаций, этого удается не допускать. Но стоит сказать, что конфликтная и протестная активность в городе существенно снизилась. Об этом свидетельствуют данные мониторинга, проводившегося учеными СКФУ по заказу администрации города. Если несколько лет назад межнациональный фактор из всех проблем, волнующих горожан, по уровню тревожности был в тройке лидеров, то теперь он откатился далеко за пределы первой десятки. Конфликтная готовность, согласно данным тех же соцопросов, снизилась вдвое.

- В апреле на экстренном заседании антитеррористической комиссии после событий в Новоселицком районе уже в открытом режиме была озвучена новая беда – вербовка студентов ставропольских вузов в ИГИЛ. Какие профилактические меры предпринимаются?

- Мне бы не хотелось брать на себя полномочия силовых структур и озвучивать данные об ушедших воевать на стороне ИГИЛ или попавших под влияние вербовщиков и об оперативной работе, которая проводится. Муниципалитет по 131-му Закону может вести только определенную агитационную работу – выпускать брошюры, плакаты, памятки. Мы это делаем. Участвовать в иных профилактических мероприятиях мы можем только по личной инициативе. И участвуем. С привлечением тех же руководителей национально-культурных обществ, имама нашего города. Потому что там, где идет борьба за души, самым действенным может оказаться слово священнослужителя. Конечно, администрация города владеет оперативной информацией. Она необходима для нашей работы. А уж какая часть этой информации может быть озвучена, какая до поры должна оставаться закрытой, пусть решают в ФСБ. Это их компетенция.

- На том же экстренном заседании антитеррористической комиссии Вы озвучивали целый ряд мер по обеспечению безопасности территории и жителей города Ставрополя по всем сферам городской жизни. Ужесточалась персональная ответственность руководителей структурных подразделений администрации города и районов, организаций и учреждений за выполнение этих мер безопасности, ограничение массовых мероприятий, усиление пропускного режима, проверка автотранспорта и др. Когда такие ужесточающие меры вводятся, люди относятся к этому с пониманием?

- Да. Бывает, что поначалу кто-то возмущается, но потом все приходят к пониманию, что эти меры продиктованы необходимостью. Более того, если вначале, когда мы только ввели в местах массовых гуляний людей систему поэтапного прохода через рамки металлодетекторов, нам поступали звонки от возмущенных граждан: на каком основании меня проверяют. Теперь случаются одиночные возмущения по другому поводу: например, «Почему у меня сумку не проверили?», «Если я прошел, может и кто-то другой пройти?»

- Да, в свете трагедии в Ницце особенно отчетливо понимаешь, насколько необходимы повышенные меры безопасности. Все-таки европейцы очень долго жили спокойно. В результате оказались совершенно не готовы ни к миграционной волне, ни к террористическим атакам. Глядя на кадры по телевидению, запечатлевшие последние секунды перед трагедией, я невольно вспоминала наши праздничные дни – закрытый для транспорта центр, несколько колец защиты: прохождение через несколько рамок металлодетекторов. Конечно, опасность терактов есть, но такого, как в Ницце, у нас быть просто не могло. Все-таки испытания постсоветских лет нас многому научили… Ставрополь, может быть, уязвим с геополитической точки зрения, но в плане обеспечения безопасности территории города и его жителей, он впереди большинства городов России.

- Тут надо отдать должное главе администрации города Андрею Хасановичу Джатдоеву. Многое из того, что сделано в реализации наших программ безопасности, стало возможным благодаря его пониманию важности этих направлений, его личной настойчивости в решении целого ряда организационных и финансовых вопросов, его неравнодушию…

- Я заметила еще одну важную вещь: когда были уже упомянутые события в том же Новоселицком районе, на дорогах вместе с нарядами ДПС стояли военные в полной экипировке с автоматами. А горожан это не только не пугало, а даже успокаивало. Это, кстати, огромная заслуга власти, правоохранителей, силовиков в том, что, несмотря на происходящие в мире процессы, и понимание существующих рисков и угроз, обстановка в городе не дестабилизируется, а наоборот – продолжает стабилизироваться. Люди - даже при обострении ситуации – уже не впадают в панику, не передают друг другу слухи-«страшилки», коими полнился город в 2009-2010 годах… Это тоже результат огромной поступательной работы: жители города даже в дни «обострения и усиления» получают достоверную информацию из первых уст и чувствуют себя защищенными…

- Пользуясь случаем, я хочу обратиться к жителям нашего города. Безопасность – дело общее. Всем угрозам нынешнего времени мы можем противопоставить свою сплоченность, свою бдительность, свою готовность противостоять любым проявлениям экстремизма, терроризма, попыткам дестабилизации, наркомании и прочим зависимостям – всему тому, что направлено на разрушение нашей стабильности, нашего мира, наших семей, нашего будущего. Только вместе мы сможем победить любое зло.

безопасный Ставрополь, Денис Алпатов, администрация Ставрополя

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление