Благословение на роль
Ольга МетёлкинаЗаслуженному артисту России Александру Ростову исполняется 55 лет
Есть такие люди, с которыми только познакомишься, и кажется, что общались с ними уже много-много лет и чуть ли не в одном дворе выросли. Такое ощущение у меня появилось, когда однажды, уж и не припомню, как давно это было, в редакцию «Вечерки» заглянул Александр Владимирович Ростов. «Заглянул» – не совсем точно, он ворвался, как порыв свежего весеннего ветра. Конечно, до этого я не раз видела его в спектаклях, но первое впечатление от Ростова вне сцены было таким ярким, что живо до сих пор...
Он приехал в Ставрополь весной 1987 года, откликнувшись на предложение директора краевого драматического театра имени М. Лермонтова Евгения Ивановича Луганского, знакомого по Костроме.
– Я попал на репетиции спектакля «Диктатура совести» по пьесе Михаила Шатрова и был просто шокирован. Это была абсолютно перестроечная вещь. На сцене - немыслимое дело! - шел суд над социализмом. Но дело не в этом. В спектакле играли народные артисты Борис Никитич Данильченко, Виктор Григорьевич Фоменко, заслуженный артист Владимир Мнацаканович Аллахвердов, молодые тогда Михаил Михайлов, Михаил Новаков, Борис Щербаков, Володя Сажин... Я попал уже на генеральные прогоны и пребывал в состоянии культурного шока...
Уехать из Костромы, где в театре имени А. Островского с завидным классическим репертуаром Александр Ростов, в недавнем прошлом выпускник Горьковского театрального училища и Ярославского театрального института, играл по 30–35 спектаклей в месяц, – было авантюрой. «Меня охватила вопиющая охота к перемене мест, - признаётся артист. - К тому же поразил Ставрополь и сам театр».
На новом месте А. Ростов с упоением погрузился в творчество. Сил и энтузиазма хватало на всё. Репетировали, забывая о времени, даже по ночам, сочиняли умопомрачительно смешные капустники. Успевали столько, что казалось, будто в сутках не 24 часа, а не меньше тридцати.
Для Александра Ростова одним из первых спектаклей в Ставрополе, работа над которым началась с читки пьесы, стало «Собачье сердце» в постановке московского режиссёра Бориса Соловьёва. Александр Владимирович и теперь вспоминает роль Шарикова как одну из самых любимых.
Затем последовала целая череда ролей, о которых большинство актёров только мечтают и ждут, когда изменчивая театральная судьба улыбнётся и подарит шанс сыграть Билла Старбака в «Продавце дождя», Карла IX в «Королеве Марго», князя Звездича в «Маскараде», Шервинского в «Белой гвардии» или Меншикова в «Шуте Балакиреве». Я не говорю о сказочных персонажах, которых не счесть в профессиональной биографии артиста. За игру в спектакле «Русалочка» Александру Ростову впору было давать звание «заслуженного принца» – он выходил в этом романтическом образе на сцену и был весьма убедителен в течение 19 (!) лет. Однако гораздо интереснее ему было играть злого Советника в «Снежной Королеве». Этот совершенно отрицательный персонаж с абсолютно замерзшей душой появлялся на сцене, и каждый шаг его отзывался звоном монет. Вообще, Александр считает, что для детей надо играть по-особому - как в интересную, азартную игру, которая должна быть одновременно простодушной и наивной. Тогда зрители верят тому, что видят, и забывают, что всё это происходит на сцене.
Александр Ростов по-прежнему остаётся одним из наиболее востребованных актёров Ставропольского академического театра драмы. Причем буквально – потому что часто зрители, обращаясь за билетами в кассу, непременно хотят попасть на спектакли, в которых играет Ростов. «Герой нашего времени», «Мужчины по выходным», «Лайф-Лайф», «Необыкновенные приключения в отеле Мирандолины», «Визит дамы», «Ромео и Джульетта», «Клинический случай», «Casting/Кастинг», «Без вины виноватые», самые свежие работы – «Одолжите тенора» и «Фуршет после премьеры».
Среди спектаклей, которые, наверное, не только я пересматривала несколько раз, – «Одноклассники» по пьесе Ю. Полякова. В нём один из самых сложных образов воплотил именно Александр Ростов. Он играет роль православного священника. Прежде чем приступить к репетициям, актёр отправился за советом и благословением к своему духовному наставнику – протоиерею Владимиру Сафонову. «Клир его прихода устроил мне обструкцию по полной программе, – вспоминает Александр Владимирович. – Говорили, вместо того чтобы играть священников на сцене, иди и становись священником и тогда поймешь, почем кусок хлеба». Однако отец Владимир проявил мудрость и не стал препятствовать творческому процессу, а его духовному сыну пришлось ещё многое осмысливать и прочувствовать, пока у неоднозначного персонажа не появился свой характер и своя история, не рассказанная автором в пьесе. Александр пытался понять, почему его Михаил Тяблов во время перестройки подался в религию, хотя вела его не вера, а мода и желание самоутвердиться, поэтому он стал не духовным наставником для прихожан, а мелким церковным чиновником... И только жизненная ситуация, в которой он должен сделать важный для себя выбор, изменяет его. Образ получился правдивым и человечным, а слёзы искреннего сострадания вместе с Александром Ростовым не сдерживают и в зрительном зале.
Так бывает, когда помимо ремесла, опыта, природного таланта актёр вкладывает душу в каждую свою роль.
– После «Ромео и Джульетты» я прихожу домой измочаленный, для меня это очень сложный спектакль, – неожиданно признаётся заслуженный артист. Оказывается, граф Капулетти для него не просто шекспировский персонаж. А. Ростов играет не высокородного аристократа, а в первую очередь отца, который одного за другим теряет близких, и главное – дочь Джульетту. Для Александра Владимировича самое главное в жизни – семья, а самые близкие и любимые – жена Наталья и дочь Анастасия. Правда, с недавнего времени круг обожаемых людей стал шире – в 2011 году родился первый внук Елисей, в котором молодой дедушка души не чает. А совсем недавно, в День края, который Александр Владимирович по традиции «отмечал» с микрофоном в руках как автор сценария, режиссер и ведущий в одном лице, на свет появился второй внук. Дочь Анастасия как нельзя удачнее подгадала с подарком к юбилею.
В этот день, наверное, многим ставропольским театралам хочется поздравить любимого артиста. Немало их среди наших читателей. От их имени и от своего коллектива редакция «Вечёрки» поздравляет Вас, Александр Владимирович, с юбилеем!