Борьба за место в сети

Андрей Цындрин

Борьба  за место в сети

По заявлениям краевых властей, в ближайшее время доля  продукции местных производителей на полках ставропольских магазинов должна быть увеличена до 60%. В крае полным ходом идет акция «Покупай ставропольское!», проходят смотры-конкурсы и дегустации. Но можно ли  одними только  призывами  заставить потребителей заявить о своем патриотизме к местным товарам, голосуя за них рублем? Почему в борьбе за покупателя выигрывают производители из других регионов, пока наши ставропольские пытаются попасть в торговые сети? Найти ответы на эти и другие вопросы мы попытались в беседе с председателем комитета  по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию Андреем Хлопяновым.  

Рынок — вещь сложная. Особенно в России. Не всегда и не везде отношения в нем складываются по общепринятым канонам. Так сложилось и на местном продовольственном рыке. Крупные торговые сети, на чью долю приходится почти две трети всех продаваемых продуктов, требуют от производителей больших объемов плюс раскрученных брэндов по умеренным ценам в красивой упаковке. Оно и понятно. Кто возьмется продавать товар, если он никому не известен? К сожалению, этого ставропольские пищевики предоставить не могут. Сказывается отсутствие логистики, нет развитой системы маркетинговых служб. Да и, что греха таить, региональное АПК загнано в угол непомерно высокими энерготарифами — крестьянам иногда нечем платить за «коммуналку». В таких условиях не до креатива, наплаву бы удержаться, жалуются руководители хозяйств.  Вот и получается, что привезенная в край за сотни километров продукция дешевле, чем выращенная на ставропольских полях и фермах. 

По словам Андрея Хлопянова, сейчас  социальная продуктовая  линейка на   90%  из продукции исключительно местных производителей. По многим позициям мы не только закрываем потребности края, но и вывозим значительные объемы за его пределы – минеральную воду, хлебобулочные, макаронные изделия и еще ряд наименований.  Основной упор в развитии пищевой отрасли региональные власти делают на улучшение качества и сохранение ценовой политики.  Второй составляющей является развитие маркетинговых служб предприятий. Производство должно быть комплексным, и, для того чтобы оно было успешным, недостаточно просто вырастить продукт - необходимо и правильно его реализовать. Здесь  сам производитель должен задуматься о том, как это сделать. 

 К слову, приоритетом вхождение в крупные торговые сети   продукции  наших предприятий в комитете по торговле не ставят. 

 -  Конкуренция и транспортная составляющая значительно влияют на конечную цену продукта. В итоге «сетевики» и сами это поймут. Поэтому мы сейчас расширяем свою фирменную сеть. Более 1600 фирменных магазинов сейчас открыто на Ставрополье, - пояснил Хлопянов.  

Многое из того, что происходит на ставропольском продовольственном рынке, лишает возможности развиваться пищевую отрасль края. Другая причина, по которой наши продукты не пользуются особой популярностью у населения, — неравные условия конкуренции на старте. Все дело в ценовой политике. Производители не могут ждать, пока разовьются  местные фирменные магазины, — товар нужно продавать сегодня. Единственный выход - попасть в крупную сеть, но там   считают, что, если один и тот же производитель дает более привлекательную цену другому сетевому магазину, с таким партнером лучше расстаться. В итоге, находя рынок сбыта в одном месте, теряешь его в другом. Объемы производства остаются на прежнем уровне, прибыли те же, а развития никакого.   

Помимо всего прочего в борьбе за покупательские кошельки ставропольским «пищевикам» не хватает логистики в маркетинговой политике. У их коллег из других регионов дело поставлено на поток.  Если продукция ушла с полки, информация об этом, в виде заявки на товар, сразу же подается  в центральный офис. 

- Если не будет компании, которая будет генерировать у себя всю продукцию и централизованно отпускать по торговым сетям, цены нормальной не будет. Сейчас мы создаем логистические центры, которые занимались бы распределением товаров. Один, кстати,  уже действует, - пояснил председатель комитета. 

Тарифы. О конкурентном неравенстве с другими регионами СКФО краевые переработчики уже устали говорить. Почему у наших соседей цены на энергоносители ниже, чем у нас? 20% от стоимости продуктов -  затраты на услуги ЖКХ. (Ставропольский край имеет нерегулируемые тарифы, а у соседних республик они регулируемые.) Видно, наверху посчитали, что Ставрополье достаточно богатый регион, чтобы взвалить на наших производителей такое налоговое бремя.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Экономика»

Ростелеком. Международный конкурс журналистов