Борис Семеняк: «Ситуация на рынке труда края и Ставрополя не изменилась в связи с притоком беженцев с Украины»

Лариса Ракитянская

Примерно с конца мая в Ставрополе стали появляться слухи о том, что в связи с постоянно увеличивающимся потоком беженцев с Украины нашим коренным жителям станет труднее искать работу. Многие уверены: приезжие «расхватают» вакансии как горячие пирожки, ведь людям нужно элементарно на кусок хлеба заработать. Значит, они создадут новый фактор конкуренции на рынке труда...
Так ли это, решили мы узнать из первых уст, пригласив к откровенному разговору заместителя министра труда и социальной защиты населения Ставропольского края по вопросам занятости Бориса Семеняка.

Вакансий в два раза больше, чем требуется

Уровень безработицы и количество вакансий — вот показатели, которые наиболее заметно влияют на состояние рынка труда. Как его «самочувствие» сегодня, спросила я своего собеседника.

- Безработных у нас в крае немного — всего 15 тысяч человек. Вакансий — 30 тысяч, - говорит Борис Викторович. - Так что на «самочувствие» рынка труда влияла и влияет только активность жителей Ставрополья. Когда вакансий в два раза больше, чем безработных, каждому ясно: опасения напрасны. Тем более что в край на сегодняшний день прибыли с Украины 5600 человек. Отбросим тех, кто к рынку труда отношения не имеет - детей (их около двух тысяч), людей нетрудоспособного возраста, инвалидов. Количество же трудоспособных граждан, рвущихся сразу на работу, всего-навсего 805 человек (на 22 июля 2014 года. — Л. Р.). Вот и рассудите сами, «закроют собой» эти люди полтора десятка тысяч вакансий или нет? Очевидно, не закроют!

Украинский «багаж» профессий

- А с каким «багажом» профессий и специальностей прибыли к нам люди с Украины?

- Удивлены не будете: все очень похоже на нас. Есть ли среди беженцев водители? Да, и много. Есть токари, слесари — их меньше пяти процентов, и такие профессии «разбираются» работодателями быстро. Они и у нас на вес золота! Очень много работников социальной сферы — здравоохранения, образования. Сейчас проводим работу со всеми администрациями районов и городов — у нас в этих отраслях людей не хватает. Хотя, даже если и предлагаем мы беженцам работу, у них желание ехать в сельские территории пока ограничено. А нам как раз там нужны люди — не только в аграрном секторе, где больше всего вакансий, связанных с рабочими специальностями и тяжелым физическим трудом, — таковых у нас аж 80 процентов от общего количества свободных рабочих мест.

- А какие профессии совсем не востребованы в крае?

- Шахтеры, металлурги. Им мы предлагаем переселение в другие области, где их профессии «пригодятся в хозяйстве». Это примерно 150 человек. Но и тут есть проблема: в шахтерских регионах России уже достаточно людей с Украины — многие трудоустроены по «родной» специальности. Когда прибывшие к нам люди это начинают понимать, они рассуждают так: раз сейчас есть крыша над головой, питание, то, как только получу миграционные документы, останусь работать на Ставрополье — к примеру, водителем, ведь права есть, есть и желание трудиться. К тому же мы рассчитываем таких людей и переобучить бесплатно — в не дальней перспективе, а к моменту получения ими гражданства.

- А другие специальности?

- Очень много строителей, и они нужны краю — их готовы «расхватать» и индивидуальные предприниматели.

Бизнес идет навстречу

Спрашиваю Бориса Викторовича: как краевая власть пытается влиять на рынок труда — привлекает ли она бизнес?

- В последние два месяца выяснилось, что тут не нужны никакие специальные меры или рычаги: я сам знаю немало фактов, когда предприниматели без каких-либо «указивок» помогают беженцам с Украины — на уровне личностных контактов. Проще говоря, «по знакомству» - а точнее, чисто по-человечески. Причем это в большей степени касается сельских «частников». Смотрите, у нас в крае уже чуть больше недели работает программа расселения беженцев. И вот сельские предприниматели, к примеру из сферы животноводства, активно берут к себе людей — для начала предоставляют им жилье, питание. А беженцы помогают им в домашнем хозяйстве. Так будет то тех пор, пока эти люди не получат соответствующие документы. После этого с ними и будет заключен трудовой договор. Есть такие примеры и в других отраслях — строительстве, здравоохранении...

Сработали на опережение

Наш разговор с замминистра состоялся в день, когда председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев проводил селекторное совещание с главами регионов как раз на темы «социалки». Была еще раз озвучена принципиальная позиция России: вопросы обустройства граждан сопредельного государства — приоритет.
Но на Ставрополье, как выяснилось, такие задачи власти ставили сразу — с тех самых пор, как наметилась тенденция к увеличению числа пересекающих границу России граждан.

- Мы не стали дожидаться, когда пойдут обращения к губернатору, правительству, президенту, — старались глаза в глаза разговаривать со всеми и с каждым в отдельности, - говорит Борис Семеняк.

- А было ли какое-то специальное распоряжение свыше на эти самые превентивные меры?

- Нет, мы работаем так всегда, и с гражданами Ставропольского края - в том числе! Не ждем, когда случится проблема. В этом году, к примеру, запустили сервис «Виртуальная приемная». Человек, придя в центр занятости, заявляет: я хочу лично побеседовать с замминистра по вопросу моего трудоустройства. Он может назначить мне время, я составлю график, сяду перед монитором — вот вам яркий пример оперативности. Что же касается граждан Украины, то тут у каждого чиновника, по-моему, изначально было понимание: к людям пришла большая беда, надо быстро помогать. Кто, как не мы, это сделаем лучше, грамотнее, быстрее? К нам прибыло более пяти тысяч человек, у каждого своя история — в том числе и по вопросам трудоустройства.

Я попросила своего собеседника привести хотя бы один пример оперативного решения ситуации.

– Буквально сегодня ко мне обратилась по телефону женщина из Украины. Личная встреча состоялась, женщина показала свои документы, резюме. Оказалось, что она — кандидат философских наук, преподаватель истории, работала в Краматорске. Дома нет, другого - тоже, семья разделена — муж остался там... На сегодняшний день вопрос с получением гражданства еще не решен, но есть главное: два перспективных варианта работы в вузах Ставрополя — по совместительству...

работа, Украина, беженцы

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Россия»

Другие статьи в рубрике «Ставропольский край»



Последние новости

Все новости

Объявление