Бой с тенью в сражении за бюджет

.

В городской Думе обсудили вопросы наполняемости бюджета

В минувший четверг городская Дума стала площадкой для обсуждения вопросов наполняемости городского бюджета. Специалисты комитета финансов администрации уже загодя начинают бить тревогу – конец года преподнесёт неприятный сюрприз: по оценкам экспертов, городская казна недоберёт порядка 100 миллионов рублей. Не забываем, что 2017-й – юбилейный для Ставрополя год: Граду Креста исполняется 240 лет. Торжественная дата обязывает не ударить лицом в грязь, и провести каскад приуроченных к событию мероприятий на должном уровне. А значит, речь снова пойдёт о деньгах.

Чтобы плотнее познакомиться с темой и выработать пути решения пока прогнозируемой, но от этого не менее серьёзной проблемы, вице-спикер городского парламента Геннадий Тищенко инициировал проведение межведомственного «круглого стола». В совещании приняли участие председатель думского комитета по бюджету Александр Кочерга, руководитель комитета финансов администрации Валерий Костюков и его заместитель Татьяна Гордиенко в сопровождении специалистов комитета, заместитель руководителя комитета экономического развития администрации Владимир Меркулов, руководитель КУМИ Надежда Перепелицына, замначальника налоговой инспекции Ленинского района Сергей Матушкин и заместитель главного судебного пристава Ставропольского края Николай Вербицкий.

Не паника, а практика

Валерий Костюков, докладывая об оперативных итогах исполнения бюджета за январь-февраль текущего года, порадовавших в сумме почти полумиллиардными поступлениями, призвал не обольщаться перевыполнением намеченного плана. Благоприятная, на первый взгляд, ситуация к концу года обещает значительные риски, и это вовсе не панические настроения, а подкреплённая прошлогодними итогами позиция. Исполнение бюджета 2016 года обозначило ряд проблем, основная из которых – падение прогнозных доходов, вынудившее муниципалитет жёстко ограничить бюджетные расходы, вплоть до критикуемого урезания социальных льгот. Город вынужден был пойти на непопулярные меры для выравнивания бюджета.

– Чтобы не допустить повторения этого пожара, начинать тушить его нужно уже сейчас, – считает заместитель председателя Ставропольской городской Думы Геннадий Тищенко. – Резервы есть, в первую очередь, это погашение недоимок. У нас сложилась достаточно острая, на мой взгляд, ситуация в этой области. На 1 марта этого года сумма недоимок по налогам составила 285 миллионов рублей, а по неналоговым платежам свыше 200. В то же время мы привлекаем заёмные средства, в том числе коммерческие кредиты, для финансирования дефицита и всё больше погружаемся в долговую яму. Обстоятельства таковы, что даже при стопроцентном исполнении доходной части бюджета предельный объём муниципального долга на конец текущего года составит 1,3 миллиарда (!) рублей, долговая нагрузка превысит треть от собственных доходов. В таких условиях мы должны быть предельно сконцентрированы на привлечении всех сил и средств для наполнения городской казны.

Нелегка работа мытаря

Сказать, что в Ставрополе не ведётся работа по взиманию недоимок, – значит оклеветать всех участвующих в этом процессе людей. 17 марта министерство финансов СК совместно с краевыми управлениями налоговой службы, службы судебных приставов и Росреестра при участии глав городских округов провело зональное совещание по вопросу наполняемости бюджетов муниципальных образований, где в качестве положительного примера была озвучена практика совместной работы администрации Ставрополя и краевых структур по мобилизации доходов и взысканию недоимки.

Отлично зарекомендовавшая себя система «Дорожный пристав», впервые апробированная на Ставрополье два года назад именно в нашем городе, продолжает функционировать и приносить свои «плоды» в казну. Есть и другие признанные эффективными методики. Например, по соглашению между налоговым управлением и МФЦ во всех отделениях многофункционального центра Ставрополя клиентов бесплатно информируют о наличии у них задолженности. В прошлом году более тысячи горожан получили квитанции об уплате.

В рамках реализации подписанного в 2016 году Плана мероприятий по снижению недоимки в бюджет города Ставрополя прошла широкая кампания по погашению задолженности по имущественным налогам физлиц. В адрес всех бюджетных учреждений и организаций, являющихся получателями бюджетных средств, направлено почти 11 тысяч квитанций на сумму в 13,5 миллиона рублей. Созданы специальные рабочие группы по вручению квитанций людям, не получившим по почте документов на уплату имущественных налогов. Для выявления должников даже проведён рейд в ставропольском аэропорту. Надо отметить, не безрезультатный.

– Конечно, работа идёт. Но хочется, чтобы она кипела, – делится соображениями вице-спикер, комментируя итоги встречи. – Оценивая результативность, мы всегда должны ориентироваться на конечную цифру, а она, как я уже говорил, переваливает за двести миллионов и по налоговым и по неналоговым доходам, в сумме приближаясь к полумиллиарду.

– Мы должны активнее осваивать современные формы работы с должниками, не стесняясь при этом задействовать административный ресурс, – продолжает свою мысль Геннадий Тищенко. – Хочешь воспользоваться муниципальными услугами? Получить, скажем, разрешение на строительство или изменить вид разрешенного использования земли? Будь добр, подтверди, что ты добросовестный налогоплательщик - или арендатор, или предприниматель, и все положенные сборы уплатил. Есть задолженность? Тогда до новых встреч с предъявлением квитанции. Сейчас эта методика потихоньку внедряется. Уверен, как только начнём применять её широко, дела пойдут значительно веселее.

Не без претензий к мытарям говорилось о неоплаченных 100 миллионах по исполнительным листам, находящимся в производстве судебных приставов. Из этой гигантской суммы в пользу бюджета взыскано всего 940 тысяч. Николай Вербицкий предложил провести отдельное рабочее совещание, на котором предметно будет рассмотрен ход исполнительного производства по наиболее крупным должникам, в числе которых, как известно, есть и нефтегазовые компании, и респектабельные бизнесмены.

Обсуждение комплекса мер по наполнению казны перетекло в дискуссию о незаконном предпринимательстве, ущербе, наносимом им бюджету, и, конечно, о необходимости его легализации.

Всем выйти из сумрака!

Разговор о выведении бизнеса из тени напомнил знаменитую отечественную медиафраншизу в стиле городского фэнтези. Очень метафорично, кстати. Причём во всех смыслах: здесь и «иные» в мире законопослушных людей, и «сказочность» поставленной задачи. Однако на скепсис и нерешительность некоторых участников встречи её инициатор Геннадий Тищенко отреагировал с олимпийским спокойствием: «Казались же раньше неприступными высоты, совершенно привычные для нас сейчас. То же муниципально-частное партнёрство виделось чем-то запредельным в свое время, а сегодня обычная практика. Или муниципальный земельный контроль. Год назад, когда я предложил эту идею, её тоже без особого восторга восприняли, полагая, что «отвалится само» за ненадобностью, а оказалось, что система эффективна, и весьма. Настолько, что сейчас её нужно углублять. Думаю, такая же судьба и у легализации бизнеса. Никто не говорит, что это будет лёгкая прогулка, наоборот – настоящий бой с тенью. Эта работа требует правильной организации, системного подхода и усилий не только муниципальных органов. Здесь мы очень рассчитываем на поддержку налоговой службы и правоохранителей».

Сергей Матушкин, соглашаясь в целом с инициативой, отметил, что у налоговых органов нет достаточных полномочий для того спектра задач, который хотел бы решить муниципалитет. Не может налоговая «ломиться» в любую дверь без спроса. С другой стороны, об отказе от сотрудничества речь не идёт – просто нужно определиться с форматом.

Краеугольным камнем проблемы борьбы с теневым бизнесом является отсутствие системности в изучении этого явления. Оценить масштабы нелегальной деятельности можно лишь очень условно. Вот у нас примерно 200, а может быть, 500 незаконных маршруток, то есть от 200 до 500 человек осуществляют предпринимательскую деятельность, оказывают транспортные услуги, не имея на то лицензии, ну или являются такими же незаконными, нигде официально не оформленными наёмными работниками. А сколько людей шабашит ремонтом бытовой техники, репетиторством, отделочно-строительными работами? Весь Интернет и местные газеты пестрят объявлениями. Их кто-нибудь считал?

Не считали, но об этом задумались. В качестве меры выведения на чистую воду таких коммерсантов комитет экономического развития администрации предложил требовать разрешительные документы на предпринимательскую деятельность при размещении рекламы услуг в печати. Понятно, что во Всемирной паутине это сделать не получится, но, во всяком случае, это лучше, чем ничего. Другое предложение – пройтись мелким гребнем по тем организациям города, где часто поддаются искушению поэксплуатировать нелегальных работников, на налогах сэкономить и сверхприбыль получить. В общем, постараться осветить теневую сторону «честного» бизнеса.

– Предпринимательство – это не нажива, – резюмирует Геннадий Тищенко, – это ответственность и определённая степень таланта. Не каждому дано вести своё дело, как не каждому дано быть певцом или художником. Прежде чем приступить к осуществлению своей идеи, необходимо взвесить все «за» и «против» и учесть не только свои, но и общественные интересы. Нужен ли городу очередной цветочный бутик рядом с очередной парикмахерской, булочной и магазином модной одежды? Не говоря уже о том, что раз берёшься вести своё дело – веди его честно: регистрируй и плати налоги. Нам ещё только предстоит это понять и принять ту культуру, которая уже давно развита на Западе. Там многие люди, умные, способные, не какие-то бездари, осознанно предпочитают наёмный труд, понимая, что не смогут справиться с той ответственностью, которую налагает на человека статус предпринимателя.

Впрочем, не всё так мрачно, и позитивные сдвиги есть. Как, опять же, отметил Владимир Меркулов, многие самозанятые граждане готовы и хотят работать честно, только не знают как. При содействии общественной организации «Опора России» комитет экономического развития возьмёт на себя просветительские функции и всем желающим объяснит, каким образом вывести свой бизнес из тени.

Дарья КАТЕРИНИЧ.

 

бюджет, дума

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Официально»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»

Последние новости

Все новости