Братья по крови

Елена Павлова

С того исторического дня, 15 февраля 1989 года, когда последние воинские подразделения ограниченного советского контингента покидали Афганистан, минуло 19 лет, выросло целое поколение, которое в большинстве своем об афганской войне знает разве что по фильму «9 рота». Но и они, не знавшие и не испытавшие, замирали, слушая слова, рефреном звучащие в эпилоге картины: «Мы не знали… Мы не знали, что на той отдаленной высоте нас просто забыли… Мы не знали, что через полтора года рухнет страна, за которую мы все воевали»…

Этого действительно не знал никто. Но так уж случилось, что мост через пограничную реку Амударью, через который девятнадцать лет назад торжественно выходили наши части, стал еще и пограничным рубежом истории. Ребят посылала на войну одна страна, а возвращались они уже в другую… Точнее, другим по сути своей было их государство. Оно еще называлась Советским Союзом, но в нем уже не было ни союза, ни солидарности. Единым было только повсеместное чиновное равнодушие и отповедь, которую доводилось слышать, пожалуй, каждому воину-афганцу: «Мы вас туда не посылали». И ребята, познавшие цену воинского братства на чужой, прокаленной огнем и ненавистью афганской земле, объединились в свой союз – Союз ветеранов войны в Афганистане. Его подразделения, созданные и начавшие активную работу на местах, подписали свой Союзный договор, приняли Устав, букве которого следуют до сих пор. Потому, когда рухнул СССР, афганцы стали гражданами разных стран разве что по паспорту. По сути и по духу они до сих пор сохраняют гражданство Советского Союза. Той, довоенной страны, в которой республики были братскими, а песни и праздники, горе и радость – общими. Страны, в памяти которой была одна на всех священная война и одна на всех великая Победа. Победа, которую вместе завоевали простые русские мужики, увековеченные талантливым пером Шолохова в романе «Они сражались за Родину», сельский учитель Мороз из повести белорусского писателя Василя Быкова, грузинский отец солдата в одноименном и всенародно любимом фильме, украинец комэск Титаренко вместе со своей интернациональной поющей эскадрильей из киноленты «В бой идут одни старики» и миллионы других, воспетых и невоспетых, известных и неизвестных.

Ребята, которые в 80-х оказались в Афганистане, продолжали дело своих дедов, воевавших в Великую Отечественную. Они защищали свою страну, которая отдала им такой приказ. Они выполняли свой долг и присягу. Они – русские, украинцы, грузины, узбеки – солдаты Советской Армии.

– Первое впечатление было странным, — вспоминает председатель Ставропольской региональной организации инвалидов войны в Афганистане Игорь Фаталиев. — Прилетели мы ранним утром, но, как только распахнулась дверь самолета, на нас пахнуло жаром. Но не столько это поразило, сколько лица наших солдат и офицеров. Пусть не очень свежие, не гладко выбритые, пусть форма выцветшая, пропыленная, пропотевшая, пусть усталость сквозила во всех движениях, а вот улыбки – широкие, открытые – нас удивили, и мы поняли – все будет в порядке. Да и чувство землячества было сильно развито. Никого не интересовало, кто ты по национальности. Как говорится: два лаптя по карте – уже земляк. Это тоже давало ощутимую поддержку. А рота и вправду была интернациональная, почти все представители бывших республик в нее входили.

В Ставропольской городской общественной организации Союза ветеранов войны в Афганистане – совсем как в разведроте, где служил Игорь Фаталиев, — СССР в миниатюре, в лице представителей каждой республики — как союзной, так и автономной. С некоторыми из них я встретилась. Председатель организации – в афганскую бытность — пограничник Николай Борисенко, Сергей Остриков (тоже пограничник), летчик Геннадий Алешков, совершивший более ста боевых вылетов, командир разведотделения Игорь Фаталиев – русские, рядовой отдельного разведбатальона Гаджи Джалилов – лезгин, десантник Юлис Бейз – украинец, однако друзья зовут его «французом», замкомвзвода горных стрелков Александр Осипов – армянин, пехотинец Кады Каракетов – карачаевец, Оруджов Шаик Мадад-Оглы – азербайджанец, пограничник Владимир Родюков – белорус.

У каждого из них – своя память об Афганистане: Кабул, Кандагар, Саланг, Джелалабад, Мармол, Мазари-Шариф… Засады, бои, спецоперации… Но есть и общая память, и общая боль. Всем приходилось терять друзей. Потому у них общие на всех святые дни. Конечно, 9 Мая – День Победы. А еще – 25 декабря и 15 февраля – даты начала и окончания афганской войны. И 15 мая – в этот день 1988 года начался первый этап вывода войск из Афганистана. Это всегда – Дни памяти. Это всегда – возложение цветов к монументу и боевые сто грамм.

После митинга возле монумента погибшим в локальных конфликтах ветераны разных войн собираются за общим столом в сквере Памяти возле полевой солдатской кухни. Приходят сюда и семьи погибших.

Забота о них – одна из задач Союза ветеранов, прописанная не только в Уставе организации, но и в сердце каждого прошедшего войну. Потому ребята из Союза ветеранов для многих таких семей стали родными. Особенно – для осиротевших матерей. Это – взаимное чувство.

«Не забывайте этого, люди!» — слова, выбитые на гранитном постаменте памятника, адресованы не тем, кто воевал, а нам. Воевавшие и так ничего не забудут.

Афганская кампания стала одной из самых затяжных и трагичных войн ХХ века. 9 лет 1 месяц 19 дней… И 13 тысяч жизней… А потом были еще Приднестровье, Карабах, Осетия, Чечня, которые снова унесли тысячи жизней, осиротили тысячи матерей. Народы, составлявшие некогда одну страну, на одной из отдельных территорий бывшего СССР вдруг становились врагами. Народы – да, шурави – нет. Боевое братство не единожды оказывалось сильнее узконационального интереса.

Армянина Александра Осипова, например, спас во время погромов в Баку его сослуживец азербайджанец…

И так каждый из них: русский, украинец, белорус, армянин, азербайджанец, карачаевец, лезгин – знает: в трудную минуту рядом окажется плечо друга. Но они считают своим долгом сделать все, чтобы город Ставрополь, из которого они уходили на афганскую войну или ставший им родным после, миновала трагедия Баку, Душанбе, Тирасполя, Грозного. Те же самые силы, которые из-за океана режиссировали развал Советского Союза, работают на раскол России, на подогревание вражды между народами. И не стоит становиться в их руках бездумной марионеткой. Нужно помнить, что у нас одна страна и одна история. И на какую бы спираль наша история ни вырулила – судьба получается тоже одна.

В тревожные июньские дни прошлого года, когда город был натянут, как тетива, и, казалось, готов взорваться, городской Союз ветеранов войны в Афганистане был единственной общественной организацией, собравшей представителей практически всех национально-культурных объединений. Они вместе пытались найти выход из кризисной ситуации. Те дни, слава Богу, миновали, но воины-афганцы считают: такая работа должна вестись постоянно. Они готовы принимать в ней активное участие, предложить свой опыт взаимодействия и межнационального согласия. Они с радостью поддерживают любое дело, направленное на возрождение лучших традиций прошлого, на межнациональный диалог, на общение на уровне культур. Так, например, вместе с администрацией города, Союзом славянских общественных организаций и Ставропольским казачьим войском осенью провели общероссийские «Молодецкие игры». Игры были славянскими. Но ни у кого из шурави и в мыслях не возникло увидеть здесь «ущемление по национальному признаку» или пресловутое «разжигание». Да и возникнуть не могло. Другие в «афганском» Союзе жизненные принципы:

– Нам нечего делить, — сказал в конце беседы Александр Осипов. — Мы все – братья. Братья по крови.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1
Ростелеком. Международный конкурс журналистов