Быть ли документальному кино на Ставрополье?

Быть ли документальному кино на Ставрополье?
Недавно в Сочи прошел фестиваль документальных фильмов, на котором были представлены работы кинематографистов Южного федерального округа. В работе фестиваля приняли участие наши земляки – Владимир Макаров и Наталья Россабина, бывшие тележурналисты, которые несколько лет назад организовали собственное агентство «Стрингер» и занялись документалистикой. Созданные ими документальные фильмы завоевали в Сочи награды Союза журналистов РФ и Российской Академии национальной прессы. По итогам фестиваля Макаров и Россабина были приняты в Союз кинематографистов Северного Кавказа и получили ряд предложений о сотрудничестве. Правда, вступать в Союз кинематографистов им пришлось… в Кабардино-Балкарии.

— Дело в том, — объясняет Владимир Макаров, — что в Ставропольском крае нет отделения Союза кинематографистов, а в Кабардино-Балкарии есть. Его возглавляет академик Владимир Вороков, который сам является известным режиссером и продюсером документального кино, а также близким соратником и единомышленником Никиты Михалкова по творческому Союзу. Он возглавлял жюри сочинского фестиваля, обратил внимание на наши фильмы и предложил сотрудничать.

— С чем связаны эти предложения?

— Так получилось, что творческие замыслы агентства «Стрингер», которыми мы поделились на фестивале с коллегами, органично вписались в масштабный проект, осуществляемый российскими властями на Северном Кавказе. Главная идея этого проекта – создать единое культурное и информационное пространство в нашем многонациональном регионе. И документальному кино в этом деле отводится очень важная роль. А суть сделанного нам предложения заключается в том, чтобы мы работали не сами по себе, а в команде единомышленников, получая финансовую поддержку из государственного бюджета – по линии Министерства культуры РФ и Госфильмофонда.

— Но если вы формально приписаны к Кабардино-Балкарскому отделению Союза кинематографистов, не означает ли это, что теперь и фильмы снимать вы будете там?

— Нет, снимать мы будем на территории всего Северного Кавказа, в том числе и в Ставропольском крае. Хотя в вашем вопросе угадывается оправданная тревога за судьбу документалистики в нашем крае. Ее здесь практически нет. И, если честно, я пока не вижу перспектив для ее развития.

— У нас нет людей, которые могли бы этим заниматься?

— Люди есть, и достаточно талантливые. Нет инфраструктуры, которая помогла бы им раскрыть свои таланты. Недавно, например, мне пришлось общаться с очень опытным оператором-документалистом Львом Соловьевым, который живет в Ставрополе. Уже много лет он занимается чем угодно, только не профессией. Как профессионал человек абсолютно не востребован. Несколько лет назад его приглашали поработать на студии документальных фильмов в Северной Осетии. И он ездил – как гастарбайтер – на заработки. Но ведь не станешь каждый день ездить на работу в соседнюю республику…

— А нужна ли краю собственная студия документальных фильмов? Не чрезмерная ли это роскошь?

— А нужен ли краю исторический музей? А нужна ли краевая библиотека? Согласитесь, без них можно прожить и месяц, и год, и даже больше. Но это верный путь к постепенному угасанию культурной жизни региона.
Документалистика уже давно стала неотъемлемой частью культуры человечества. Не случайно ведь по всему миру ежегодно проходят сотни фестивалей документального кино. На сегодняшний день это один из самых универсальных способов творческого осмысления и сохранения культурных ценностей, а также обмена этими ценностями между различными народами и государствами. Да и на собственную историю, сохраненную в «живых картинках», иногда очень полезно взглянуть. Поэтому документальное кино во всем мире развивается, а интерес к нему с каждым годом возрастает.

— Похоже, у вас есть конкретные предложения относительно развития документалистики в Ставропольском крае?

— Очень хотелось бы выглядеть умным… Но я хорошо понимаю, что без государственной поддержки документальное кино не сможет достойно существовать и развиваться. А есть ли у краевых властей средства и желание заниматься этим, я не знаю.

— А почему, на ваш взгляд, этим занимаются власти соседних регионов? Наверняка дело не только в любви к искусству.

— О любви ничего не скажу – не знаю. Но могу рассказать о прагматичной стороне этого вопроса. Например, в Сочи фестивали документальных фильмов проходят регулярно. Об этом пишут центральные газеты, об этом сообщает телевидение. Таким образом, в умах россиян создается имидж города – не только как черноморского курорта, но и как крупного центра культуры, куда постоянно съезжается творческая интеллигенция со всей России. Это престижно, а в результате – выгодно. Выгодно не только для Сочи, но и для всего Краснодарского края. Это прекрасно понимают и власти Кабардино-Балкарии. Недавно мы снимали фильм об этой республике, и президент Арсен Каноков делился с нами своими мыслями о том, как он намерен в ближайшие годы превратить свою республику в одну из самых привлекательных курортных зон Северного Кавказа. Так вот, создание особой культурной среды, богатой светскими мероприятиями всероссийского масштаба, занимает в его концепции одно из главных мест. В результате этой идеологии сегодня в Кабардино-Балкарии открывается представительство Госфильмофонда, которому правительство республики выделило кинотеатр в центре Нальчика, и создается филиал Санкт-Петербургского университета кино и телевидения. То есть в ближайшие годы на территории республики будут производиться не только документальные, но и игровые фильмы, разумеется, при участии маститых российских деятелей кинематографии. Кстати, уже в мае 2010 года в Кабардино-Балкарии пройдет международный кинофестиваль. Его участниками станут многие известные режиссеры и актеры. Никита Михалков, например, уже дал согласие представить на этом фестивале свой фильм «Утомленные солнцем-2».

— Давайте еще раз вернемся к разговору о создании единого культурного и информационного пространства на Северном Кавказе. Вы сказали, что это масштабный государственный проект. А кто его автор?

— Думаю, что авторов у него много. Прежде всего, это люди, которым обидно и оскорбительно слышать, что Северный Кавказ – это вотчина террористов и коррумпированных чиновников. Да, есть у нас эти беды, но не они определяют истинный облик Северного Кавказа. Здесь до сих пор сохранились очень мощные культурные традиции, которые, без преувеличения, можно назвать достоянием всей России. И есть множество людей, которые сохраняют верность этим традициям, которые не утратили связь с духовным наследием своих предков. Их судьбы, их дела, их отношение к жизни – это и есть истинный облик Северного Кавказа. Пришло время очистить этот облик от всего наносного и показать России его строгую первозданную красоту. С этой целью три года назад был создан «Кавказский клуб», объединивший журналистов, кинематографистов, деятелей культуры и ученых Северного Кавказа. Учредителями клуба выступили Союз журналистов РФ и Российская Академия национальной прессы. А деятельность клуба осуществляется под патронажем комиссии по Северному Кавказу при Совете Федерации РФ, которую возглавляет вице-спикер палаты Александр Торшин.

— Над чем сегодня работает агентство «Стрингер»?

— Мы начинаем новый проект. Это будет фильм-притча, который нам предстоит снимать сразу в нескольких регионах – в Адыгее, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии и Краснодарском крае.

— И где его можно будет посмотреть?

— Тема Кавказа сегодня вызывает интерес у кинематографистов всего мира. У нас есть планы представить будущий фильм не только на российских, но и на международных фестивалях документального кино.

Беседу вел С. Васильев.

Фото Александра Плотникова.



Последние новости

Все новости

Объявление