Человек, не умеющий сказать «нет»

Валерий Манин

Татьяна Баграмова, стройная, длинноногая, одетая не по­деревенски в яркую спортивную майку и синие тренировочные брюки, заметив краем глаза глазевших на нее местных парней, разбежалась и грациозно, словно на барьерной дистанции, перескочила через полуметровый забор. Аплодисментов не последовало, но и своего восхищения зрителям скрыть не удалось.

Несмотря на свой юный возраст, двенадцатилетняя Надюха Звягинцева тоже не могла не заметить явных признаков почтения, которые у деревенских парней вызвала ее двоюродная сестра. И тут же устремилась на «барьер». Но то, что играючи проделала Татьяна, не получилось у Нади – девочка с разбегу врезалась коленом в штакетину. От боли аж судорога свела ногу. Но что эта боль против злорадного смеха, дружно грянувшего со стороны зрителей: «Так и надо городским задавакам. Небось завтра и на речку не пойдут – будут синяки и ссадины залечивать!»

Конечно, на речку сестры не пошли – у Нади колено распухло так, что едва до стола допрыгивала на одной ноге. Но зато девочка приняла твердое решение – по приезде в Ставрополь вместе с Таней идти «записываться в секцию легкой атлетики».

Как же повезло девочке, что попала она в группу к Алле Ивановой. Великолепный психолог, Алла Сергеевна чутко улавливала нюансы детской души. Поэтому на тренировках наряду со специальными упражнениями много использовала игровых моментов. Наде особенно нравилась лапта с ее органичным сочетанием скорости и ловкости. Выросшая на полудеревенских ташлянских улицах, она, несмотря на внешнюю хрупкость, была физически сильной и отлично координированной. Ну а смелости и хорошей наглости ташлянцам было не занимать. Так что очень скоро даже старожилы группы стали приглашать Звягинцеву в свою лаптошную команду.

Сама в прошлом многоборка, Алла Иванова и своих подопечных не спешила рано переводить на узкую специализацию, предпочитая включать в тренировки упражнения не только из программы бегунов, но и прыгунов, барьеристов и даже метателей. Это не только вносило разнообразие в достаточно унылую процедуру легкоатлетических тренировок, но и исподволь готовило организм подростков к грядущим большим нагрузкам. Это же как надо увлечь подростка, чтобы тот после школы с Ташлы ехал на тренировки, которые проходили на спорткомплексах средних школ №8 и №10! Но Надя трижды в неделю проделывала этот путь.

Надежда Звягинцева убеждена, что во многом именно благодаря методике Аллы Сергеевны она, пробыв в большом спорте почти четверть века, сейчас является абсолютно здоровым человеком! Трудно поверить, но у нее не было ни одной серьезной травмы! Правда, и результаты росли медленно. В то время как у других тренеров ее ровесницы уже били всевозможные рекорды, Надя практически занималась общефизической подготовкой. Мастером спорта она стала только в 22 года, но зато норматив мастера спорта международного класса выполнила через год! Такая вот была заложена основательная база. А честолюбивая молодость, как и положено, требовала славы. И Надежда стала просить, чтобы тренер быстрее переводила ее в «чистые» бегуньи. Но Иванова видела в ней прыгунью и продолжала укреплять спину и голеностопы. На сем и разошлись. Надежда, прозанимавшись у Аллы Сергеевны года три и не добившись специализации по бегу, решила поставить крест на легкой атлетике.

Не исключено, что так бы спортивный мир и лишился одной из своих ярких представительниц. Но судьба хранила Надю. Через год в ее среднюю школу №28 пришел Виктор Некрасов. Молодой тренер набирал группу легкоатлетов. В то время он и сам еще четко не определился со специализацией и занимался как со спринтерами, так и с теми, кто специализировался в беге на средние дистанции. После первых же тестов тренер пригласил в группу восьмиклассницу Звягинцеву. Ну кто мог тогда предположить, что этот творческий тандем благополучно просуществует 17 лет! Именно столько заслуженный тренер России Виктор Некрасов вел по всем стадионам мира свою самую талантливую ученицу.

Несмотря на то что Надежда ушла из секции легкой атлетики, спортивную форму она поддерживала оригинальным, хотя и вынужденным способом. После школы надо было добираться домой, а автобус «шестерка» ходил не очень регулярно. Вот и приходилось девчонке достаточно часто топать пешком. А когда занятия затягивались и по темноте было страшновато идти, Надя свои три ­ четыре километра преодолевала бегом. Так время пролетало быстрее и вроде бы менее страшно. И оказалось это достаточно эффективной тренировкой.

По крайней мере, когда Некрасов впервые решил свою шестнадцатилетнюю воспитанницу показать на первенстве Вооруженных сил СССР, она не затерялась в кругу сильнейших бегуний на 400 метров. Потом Надежда много раз выигрывала эти соревнования, иногда становясь чемпионкой сразу в двух или трех дисциплинах. Даже когда уже вошла в сборную СССР и чемпионаты Вооруженных сил перестали для нее быть престижными, Звягинцева никогда не отказывалась в них участвовать. Да что там соревнования военных! Надя никогда не пренебрегала даже чемпионатом края.

­ А как же, — даже сейчас недоумевает Надежда, — ведь за меня болела почти половина стадиона «Динамо». Родители вообще не пропускали ни одного состязания с моим участием. Впрочем, и родственники, и друзья, и одноклассники, и соседи… Ну как я могла их разочаровать!

Даже несколько раз, находясь на сборах сборной СССР, выкраивала время, чтобы приехать в Ставрополь на чемпионат края. При этом со мной приезжали все ведущие бегуньи страны и не гнушались выйти на старт краевого первенства. Да я вообще не могу отказывать, если меня о чем­то просят.

И специалисткой в беге на 800 метров Надя стала почти случайно, и опять­таки из­за ее неумения отказывать. В 1983 году на Спартакиаде народов Российской Федерации, проходившей в Краснодаре, Звягинцева пробежала свои 400 метров и стала готовиться к эстафете. Но тут подошел глава ставропольской делегации и попросил выступить на дистанции 800 метров вместо заболевшей Натальи Сапруновой, мол, ты только до финиша добеги, чтобы в командный зачет штрафные очки не были начислены. Так Надя впервые столкнулась со своей будущей спортивной судьбой. Первая попытка не вышла комом – ставропольчанка с ходу выбежала из двух минут и попала в поле зрения тренеров сборной СССР, где потом находилась более десяти лет.

А рекорд края, установленный в 1990 году Надеждой Звягинцевой, ставшей к тому времени уже Лобойко (в 1985 году она вышла замуж за мастера спорта по прыжкам в высоту Вячеслава Лобойко), до сих пор не побит! Даже знаменитая чемпионка мира и Европы, серебряная призерка Олимпийских игр Людмила Рогачева не смогла его превзойти.

А случилось это в Киеве на чемпионате страны, хотя еще за сутки до старта она об этом даже мечтать не могла. Накануне Надежда проводила традиционную разминку, в которую входили бег на километр и несколько отрезков по 200 метров, чтобы определить уровень готовности. Раз пробежала, два – и с ужасом заметила, что ноги «не бегут» — словно гири к ним привязаны. Что делать? А для анализа времени нет – утром старт.

На стадион шла, как на Голгофу. Но в полуфинал пробилась легко, хотя и не выкладывалась полностью. Удивительно, но так же легко вышла и в финал, причем появилось ощущение легкости. И когда финальная восьмерка вышла на старт, Надежда уже была уверена, что сотворит что­то необычное. А ведь рядом стояла вся элита бега на средние дистанции: олимпийская чемпионка Олизаренко, победительницы мировых, континентальных и всесоюзных соревнований Нуретдинова, Матусевичене, Гурина и так далее. Руководство сборной тоже понимало, что такая компания может показать выдающийся результат, и выпустило «зайца» — спортсменку, которая должна задать высокий темп, а потом сойти, чтобы остальные могли бежать на рекорд.

Но Надежда смогла удержаться за «зайцем» лишь полдистанции, а затем уверенно вышла вперед. Остальные рванулись за ней, но темп, который задала ставропольчанка, оказался даже самым выдающимся бегуньям не под силу. Так, за 1 минуту 56,64 секунды она и пробежала два круга по дорожке Центрального стадиона столицы Украины. Это оказался лучший результат сезона в мире, он дал Надежде Лобойко пропуск в Сиэтл на Игры Доброй воли. Но главное, Лобойко с Некрасовым укрепились в мысли, что это и есть наиболее подходящая для спортсменки тактика ведения бега.

Не подвела она и в США, где Лобойко стала третьей. Но наиболее значимую победу принесла в Кобо, на Всемирной универсиаде. Там тоже компания подобралась дай бог: две румынки – победительницы мировых и европейских соревнований, знаменитая кубинка ­ призерка Олимпийских игр Мария Кирот, да и вторая советская спортсменка Светлана Китова тоже была готова к борьбе за медаль любого достоинства.

Там участвовать в беге на 800 метров решили более сорока спортсменок. Пришлось соревнования проводить в три дня. Предварительные забеги и полуфиналы прошли без сенсаций, и в решающий забег попали все те, кто и должен был туда попасть. Практически все знали возможности друг друга, поэтому бег начали осторожно и не очень быстро, карауля отрыв. Лобойко шла в головной группе плечом к плечу с Китовой. И вдруг услышала с трибуны крик на русском языке: «Надька, ты что делаешь? Убегай, а то привезешь всех на своих плечах!» Как потом выяснилось, этот совет дал известный советский бегун Павел Литовченко. И Надежда прислушалась к доброму совету.

Не обращая внимания на соперниц, она взвинтила темп, стремительно уходя от основной группы. Рывок ставропольчанки сумела подхватить только Аника Кожухару. Более того, метров за 150 до финиша знаменитая румынка вышла в лидеры. Но такая игра в догонялки дорого обошлась Анике – на последних метрах дистанции у нее просто не осталось аргументов против мощного спурта Лобойко. А вот финишный рывок, являвшийся излюбленной манерой Кирот, и на этот раз ее не подвел – кубинка сумела на мгновение опередить Китову и занять третье место. Ну а золотая медаль досталась Надежде Лобойко.

Как показало время, этот успех ставропольчанки в Японии оказался не единственным. Вторую награду высшей пробы Лобойко получила за победу советской команды в эстафете 4х400 метров.

Этот успех сама Надежда считает наиболее весомым в ее спортивной карьере, хотя были победы и на спартакиадах, и несколько раз выигрывала чемпионаты СССР, побеждала на международных соревнованиях.

Но, как говорится, всему приходит конец. В последний раз на чемпионате страны Лобойко выступила в 1996 году – через неделю после того, как ей исполнилось 35 лет. В призеры она не попала и твердо решила – хватит. Быть на вторых или третьих ролях она не привыкла, а на равных соревноваться с представительницами новой волны во главе с будущей олимпийской чемпионкой Светланой Мастерковой – трудно.

Переход в новую жизнь получился сравнительно безболезненным. Ставропольский спортивный клуб армии, где прапорщик Лобойко служила с 1994 года, пригрел чемпионку. Надя с удовольствием занялась новой работой, помогая новому поколению армейских спортсменов решать их насущные проблемы. А тут еще родилась и вторая дочь. Надя сама считает, что старшей, Маше, уделяла мало внимания – той едва исполнилось полгода, как мать уехала на соревнования. Так и виделись наскоками между турнирами и сборами. Зато Лена материнское тепло получила в полном объеме. Сейчас обе дочери занимаются легкой атлетикой. Студентка факультета психологии Института Дружбы народов Кавказа Мария Лобойко – неоднократная чемпионка края в спринте, а Лена пока занимается по программе многоборья. Обеих опекает папа. Вячеслав Лобойко после завершения своей спортивной карьеры стал тренером.

Но со спортом полностью порвать не может и Надежда. Стоит только кому­то обратиться к ней за помощью – она тут как тут. То с кем­то кроссовую программу отрабатывает, то, как это случилось с чемпионкой мира и призеркой Олимпийских игр Светланой Гончаренко, из­за болезни лишившейся на некоторое время своего наставника, подменяет тренера, а то возглавляет секретариат судейской коллегии каких­либо соревнований. Ну не может Надя отказать, когда ее о чем­то просят. Такой вот характер…

.

Другие статьи в рубрике «Спорт»



Последние новости

Все новости

Объявление