«ЧЕЛОВЕК ПРОХОДИТ КАК ХОЗЯИН…» Сегодня исполняется 55 лет со дня смерти Сталина

Елена Павлова

В ноябре 17-го Иосиф Виссарионович Джугашвили баллотировался в депутаты Учредительного собрания от партии большевиков по Ставропольскому избирательному округу № 2. Принял приглашение местных активистов, проживая в Петрограде, как и другой «чужак», бакинец Степан Георгиевич Шаумян. Был не «паровозом», как сказали бы сегодня, а всего лишь третьим в списке, в силу своей неизвестности в широких кругах населения. РСДРП (б) и в нашей губернии, и в России выборы проиграла. Потом прозвучало общеизвестное «караул устал», ну и так далее. А в марте 53-го под прощальные гудки заводов, паровозов, кораблей и автомобилей по всей стране в давке на похоронах великого вождя в Москве погибли десятки людей. С той поры, несмотря на вынос его тела из Мавзолея и демонтаж памятников в городах и весях после ХХ съезда КПСС, тень Сталина сопровождает нашу вроде бы переменившуюся жизнь. То меньше, то больше…

«Эффективный менеджер» – так, к примеру, охарактеризовали его авторы последнего, скандально известного – дискуссии продолжаются – пособия для школьных учителей истории, демонстрируя современный и как бы объективный взгляд на роль вождя в становлении советского государства. Другими словами, народу положил много, да, хоть в коллективизацию с индустриализацией, хоть в Великую Отечественную, начиная с репрессий накануне высшего и среднего командного состава в армии. Но из смуты, мол, после гражданской войны страну вытянул, сохранил и на глобальные вызовы ответить ее заставил. Под девизом «Прежде думай о Родине, а потом о себе» (точнее, «Государство – превыше всего»), а также лозунгом-обманкой: «Жить стало лучше, жить стало веселей…»

И неважно, что сельское хозяйство с тех пор никак не встанет на ноги. Достаточно вспомнить ту же Продовольственную программу спустя годы и после ухода в мир иной Иосифа Виссарионовича (кстати, о нынешнем засилье импортных продуктов на внутреннем рынке и в целом росте цен на них). Неважно, что достижения науки и техники внедрялись лишь в сфере ВПК, а в гражданских промышленных отраслях и позднее энерго- и металлоемкость продукции, не говоря уже о ее низком качестве, зашкаливала все мыслимые пределы. В то время как другие страны уходили все дальше и дальше в использовании плодов НТР, говоря нынешним языком, в применении инновационных технологий, опираясь на свободно, творчески мыслящих людей. Неважно, что бюрократический аппарат, да и население именно тогда привыкли работать лишь из-под палки и под постоянным страхом унижения или ареста.

А стоило пружине чуть ослабнуть, как чиновничество сразу же принялось хапать и жиреть, превращаясь в аналог феодальной знати, а граждане в массе так и не избавились до сего дня от комплекса подданных или вассалов – как кому нравится. И, наверное, еще не скоро на территории страны можно будет поставить плакат один на всех: «Проверено, мин нет». Мины, заложенные в советскую эпоху, рваться будут еще долго в самых разных местах.

Так в чем же тогда эффективность «успешного менеджера» Сталина, если важнейшие задачи решались им не с учетом стратегической перспективы, а во имя результатов в режиме «нон-стоп» и потугах любой ценой хотя бы приблизиться к экономическим и прочим достижениям стран-конкурентов в мире? Сегодня в каждой мало-мальски значимой компании таких держат в лучшем случае на третьих ролях, в педантах-исполнителях. Прорыв в космос, напомним, произошел в 60-е, в так называемую «оттепель».

Не говоря уже о щепках, которые летели при рубке леса, если вспомнить знаменитую поговорку тех времен. Просека была прорублена такая в генетическом коде нации, что и сегодня никак не оклемаемся. Хотя спроси кого-нибудь из авторов того же пособия по истории – готов ли сам сегодня стать «щепкой», может, и ответит «да», но ведь точно соврет, надеясь: уж его-то, большого патриота-государственника, это не коснется…

В сталинские времена была сочинена хорошая, в принципе, песня, помните? «Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек». Есть в ней и такие слова «Человек проходит как хозяин…». У Сталина в окружающей его среде было прозвище – Хозяин. Вот и получается, что он и был этим самым Человеком. Остальные тоже проходили, но преимущественно… мимо. Лесов, полей и рек, а главное – мимо собственной судьбы, а зачастую и жизни. Недаром даже сообщение об умершем в тот же день, что и он, великом композиторе Сергее Прокофьеве, например, не появилось в газетах. А поэтесса Анна Ахматова ушла из жизни именно

5 марта, несколько лет спустя после водворения вождя в Мавзолей. Ее муж, тоже поэт Николай Гумилев был расстрелян Петроградской ЧК, а сын Лев прошел лагеря. Тому – сталинскому времени посвящен ее «Реквием», который начинается так: «Это было, когда улыбался только мертвый, спокойствию рад…»

Наталья ИЛЬНИЦКАЯ.

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление