Человек рожден, чтобы быть полезным

Василий Скакун

Тот человек,
которого ты любишь во мне,
конечно, лучше меня,
я не такой, но ты люби,
и я постараюсь
быть лучше себя.
М.Пришвин

Как бы всем нам научиться задумываться над важными вопросами жизни: «Зачем
я живу? Есть ли польза от моей жизни? То, чем я занимаюсь, кроме меня самого, удовлетворяет ли еще кого-либо?».
Мне лично ранее всегда казалось, что спорт и все, что связано с ним, и, в первую очередь, победы, которые нам иногда удавалось добыть, - это некая цель целей. Еще бы! Престиж города, края и даже страны, гимн, майка с гербом, пьедестал, поздравления, медали, аплодисменты, грамоты и дипломы всевозможных степеней, статьи в газетах, семнадцать абсолютных чемпионов мира, освоение новых прыжков и внедрение новых снарядов, используемых на трех Олимпиадах, звания всякие и разные, правительственные награды и прочее, прочее, прочее. И от всего такого разного и всякого иногда так хочется набрать полную грудь воздуха и раздуваться от собственной гордости за самого себя - ишь какой, а выходец-то из села, знай наших!
Но мудрые поучали: «Будь скромен, это тот вид гордости, который меньше всего раздражает окружающих». И в этой связи приходят и другие мысли - вот ведь мы какие хитрые: придумали себе какие-то забеги, какие-то прыжки, какие-то кулачные бои и сотворили из этого некий мирок, назвав его спортом, но, по сути, это мир проявления собственного эгоизма. Нам за это даже платят деньги и довольно сносные, а если честно спросить себя: а какая польза от тебя и от того, чем ты занимаешься, тому же городу, стране? Что от твоих медалей стало кому-то лучше жить или ты своими победами сумел кому-то и чем-то помочь, по большому счету? Ведь всю жизнь все, что делал (а делал и на самом деле немало), делал только для себя, как оказалось, для своего авторитета, чтобы стать заслуженным и перезаслуженным, почетным и уважаемым, но была ли польза, как говорил Петька Василию Ивановичу Чапаеву, - ну, в мировом масштабе? Ну а если не в мировом, то хотя бы в местечковом?
Давай, задумаемся, дружище, ведь и на самом деле все, что бы ни делали мы с тобой, начиная с учебы, приобретения профессии, той или иной работы (некой своеобразной пахоты), ведь все делалось только для личного «Я», только для себя, ну, максимум для своей семьи. Это и на самом деле так. Какая польза от нас с тобой, от наших прожитых жизней за пределами нашего личного мирка, в который мы постоянно что-то тащим, приобретаем, накапливаем, как будто собираемся жить несколько жизней. За этим ли мы приходим на эту Землю, что останется в том прочерке на плите между датами рождения и смерти. Ведь этот штришок (то, что там, за этой чертой) - это и есть та самая сущность, что остается после нас.

Конечно, если воспринимать жизнь как случайность случайностей собственного по-
явления на Свет, то тогда и на самом деле все просто и ясно, чего задумываться - тяни одеяло на себя, пока его с тебя не стянули другие (чем мы практически и занимаемся все эти годы и десятилетия). Однако все не ново в этом мире. Еще Великий князь Константин писал своему брату, царю Николаю I (письмо от 7 мая 1826 года): «Вообще мы живем в век, когда нечему удивляться, и когда нужно быть готовым ко всему, исключая добро». Но мудрецы древности, не соглашаясь с подобным, поучали: «Мы не можем жить только для себя. Тысячи нитей соединяют нас с другими людьми, и через эти нити, эту симпатическую связь наши добрые действия становятся добрыми причинами и возвращаются к нам как добрые следствия», то есть здоровьем, радостью и счастьем. И тогда приходит время и начинаешь понимать, что все то, чем занимался, все то, чего достиг, быть может, это просто суета сует, и не больше, и не меньше. Чем громче гремим, тем больший эффект производим от собственной никчемности и несостоятельной бесполезности. И хотя мудрецы говорили, что каждый из нас вычеканивает цену своей личности: человек бывает велик или мал в зависимости от собственной воли. Это как бы понятно, и в подобном наверняка есть некий скрытый смысл, но главный вопрос все равно остается: «Warum?» - зачем, как говорят немцы. Да, несомненно, воспитание силы воли за счет преодоления всевозможных преград и трудностей - это здорово. Но зачем ты их преодолевал? Если ради самого преодоления - быть может, это и хорошо для твоего личного самоутверждения. Но, брат, какая польза, ну, даже всем остальным, оставшимся за бортом той лодки, в которой ты в одиночку преодолевал океан, или хотя той малой горстке других людей? Если это подходит под горьковский призыв: «Безумству храбрых поем мы песню», так эта песня о бессмысленной глупости, в которой нет смысла, пользы, некоего общего назначения, ведь так?
И тогда понимаешь, что смысл не в громе оркестра по случаю тех или иных побед, а в том, какую часть своего сердца ты сможешь открыть для других людей, своих учеников, чтобы они поняли, что это те качества, которые непременно пригодятся им в жизни. И просто ты, руководимый вечным призывом: «Делай, как я!», провоцируешь (в хорошем плане) и направляешь всех тех, кто движется за тобой в той или иной мере перенимать то, что ты и накопил в себе за годы жизни. Все дело в одном - что там накоплено, не передаешь ли ты главный замысел жизни, что «Добро сильнее Зла», являешься ли ты носителем этого девиза. Оказывается, что это и есть самая главная заслуга всех медалей и почестей.

И в этой связи, быть может, тебе станут ближе такие посылы: человек должен разви-
вать свой разум, чтобы понять себя, свое отношение к другим и свое место во Вселенной. Он должен постигнуть истину, сообразуясь со своей ограниченностью и возможностями. Он должен развить способность любви к другим и почувствовать единство всех живых существ. Он должен обладать принципами и нормами, которые бы и вели его к этой цели (Эрих Фромм).
Ведь задумаемся на миг, мир устроен таким образом, что мы обязаны или, вернее сказать, обречены жить в сотрудничестве с себе подобными. Как много, оказывается, в моей жизни зависит от людей, которых я даже не знаю в лицо. Я прихожу в магазин, а там лежит хлеб, который кто-то испек из пшеницы, которую кто-то сеял, а затем, созревшую, убирал, молол в муку. Я питаюсь продуктами, которые какие-то добрые люди с любовью растили, чтобы они были пригодны в пищу. Мы все носим какие-то вещи, которые нам шили какие-то люди, получая от этого удовольствие, а я с удовольствием надеваю это удовольствие на свое тело. И так везде, куда ни кинь взгляд. Да, иные возра-зят - так за все то, что ты ешь и пьешь, носишь и протираешь, платятся деньги. Но деньги, по большому счету, это просто некий усредненный способ наших взаиморасчетов друг с другом, за то, что каждый из нас сделал для другого. Мы же не очень охотно хотим понимать и принимать подобное единство всех и вся, и все время пытаемся вести себя, как раки, ползущие из корзины - все в разные стороны, незнамо куда, все сомневаются в правильности выбранного пути, не понимая сущности своих устремлений. Нам всем кажется, что, найдя и забившись в свою нору, мы в безопасности и что нам «все по фигу», что там творится в этом непонятном и неприветливом мире.

Хотя некоторые уже не против, чтобы какой-то добрый дядя опять собрал нас всех
вместе в одну корзину (как тех разбежавшихся раков) или под одно теплое крыло. И только совсем отважные, понимая, что жизнь - это неведомая страна и что мы все плывем туда на своих кораблях, и каждый из нас на своем корабле капитан, который ведет свое судно в ту самую общую и тихую гавань под названием «Счастье». Капитан, оглянись и обрадуйся названиям тех кораблей, которые идут с тобой одним курсом. Вот они - Вера, Надежда, Любовь.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Колонки»

Ростелеком. Международный конкурс журналистов