Чем опасны перегрузки для детей?

Чем опасны  перегрузки для детей?

Как вырастить из ребенка гармоничную личность – и не нанести ему при этом вреда

Все мы хотим, чтобы наши дети прожили успешную и счастливую жизнь. И знаем, что основа их будущих успехов закладывается в детстве. Наш идеал – вырастить гармоничного, интеллектуально и физически развитого человека. Но как к нему прийти? Ведь можно, ставя хорошие цели, перегрузить ребенка так, что это скажется на его здоровье, на его психике.
Как создать оптимальные условия для развития талантов и способностей маленького человека, не навредив его психическому и физическому здоровью? Об этом нам рассказывает Елена Игнатьева - директор московского детского клуба «Kid’s Estate» с углубленным изучением английского языка, который посещают дети самых известных людей - артистов, спортсменов, бизнесменов и политиков.

Раннее развитие

- Елена, как вы относитесь к раннему развитию детей, о котором сейчас так много говорят? И в каком возрасте нужно начинать это «раннее» развитие?

- Воспитывать и развивать ребенка нужно с рождения. Но при этом важно учитывать особенности и задачи каждого конкретного возраста. Если заниматься с малышом, опираясь только на личные амбиции и ожидания, ни к чему хорошему это не приведет.

Я за то, чтобы в любом деле, а в воспитании детей особенно, преобладали здравый смысл и чувство меры.

- Может быть, нужно приучать ребенка просто трудиться?

- Безусловно, это важная педагогическая задача. Ребенок должен знать, что ничего не дается само собой. Он должен научиться заканчивать начатые дела, даже если это связано с определенными усилиями. Например, поиграл - убери игрушки, даже если устал. Важно иметь свои обязанности, которые с возрастом становятся серьезнее и сложнее. Но при этом нельзя перегружать ребенка обязательствами, которые не соответствуют его возрасту. Нервная система детей устроена таким образом, что если они устают, то просто отключаются. И это - прямой сигнал к тому, что занятий и нагрузок на сегодня хватит.

- А как же всестороннее развитие ребенка? Ведь ради этого родители ведут детей в музыкальную школу, на хореографию, в спортивную секцию, на занятия английским языком…

- Перечень того, чему можно обучать ребенка чуть ли не с рождения, ограничивается только фантазией родителей. Можно даже попытаться все это реализовать на практике. Но к всестороннему развитию все это не имеет отношения. Например, многие родители одержимы идеей пораньше научить ребенка читать. Когда мне задают вопрос, учим ли мы в саду читать детей четырех лет, я в ответ спрашиваю: «А зачем читать в четыре года?» После такой постановки вопроса родители задумываются: а, правда, зачем?

Силы ребенка не беспредельны

- Какие последствия может иметь излишнее усердие родителей по разностороннему, на их взгляд, развитию ребенка?

- В первую очередь это потеря здоровья. Многие болезни, которыми страдают современные дети, носят психосоматический характер. Каждому из нас отпущен определенный запас физических сил, жизненной энергии. И часто этих сил в детском возрасте расходуется больше, чем допустимо, и не в том направлении, в котором предопределено природой. Наша жизнь разбита на семилетия, в каждом из которых перед человеком стоят определенные задачи. Задача первого семилетия – завершить процессы формирования физического тела, внутренних органов, пищеварительной и выделительной систем. Завершается этот период сменой молочных зубов. Это мощные созидательные процессы, для которых организму требуется много сил. Если мы перераспределяем их в пользу раннего развития, то истощаем жизненные ресурсы ребенка. Все больше детей уже в самом раннем возрасте сталкиваются с серьезными заболеваниями. Взять, к примеру, бронхиальную астму, которой болеет большое количество детей. Астма - это не что иное, как затрудненный выдох. Маленький ребенок чаще всего не может противостоять воле родителей, сказать «нет». Можете проверить сами: «нет», как и любой отказ, говорится на выдохе. А теперь представьте, как этот самый выдох «застрял» внутри. Парализованная воля, затрудненное дыхание - чистая психосоматика! У кого-то могут появиться болезни внутренних органов, различные аллергии, кто-то часто простужается, кто-то реагирует рвотой… В каждом организме есть свое слабое звено, которое в случае перегрузки отреагирует в первую очередь. Где тонко, там и рвется…

Каждому возрасту – свои занятия

- Как же развивать ребенка, чтобы и пользу ему принести, и здоровье сохранить?

- Всегда надо помнить про возрастные особенности и про задачи, характерные для каждого определенного возраста. Перед годовалым ребенком, который начал ходить и перешел из горизонтального положения в вертикальное, сразу открылся огромный мир! Даже в рамках квартиры он для малыша - целая вселенная. Помогите ему его познать, обеспечив в первую очередь безопасность. Называйте предметы, давайте все трогать, открывать, рвать, даже ломать. Пусть вас это не пугает – это особенности и потребности возраста! Два-три года – пик познания мира через органы чувств, когда на первый план выходит сенсорика. Давайте ему нюхать, пробовать на вкус, сравнивайте: большой - маленький, горячий – холодный, сладкий - соленый и т.д. В этом же возрасте начинает формироваться фонематический слух, что очень важно для речевого развития. Ребенку необходимо слышать грамотную, ясную и, самое главное, живую речь и различные звуки. Говорите с ним, пойте, музицируйте на самых простых инструментах. Примерно с четырех лет начинается активное формирование понятийного аппарата - ребенку становится интересным рассуждать, обобщать. Годом позже наступает возраст, в котором можно начинать развивать логику, память, внимание… Учитывая эти периоды и их особенности, родители могут очень много дать малышу, а главное – заложить хорошие основы его познавательной активности в будущем.

Радость творчества

- Что еще полезно для дошкольников?

- Очень интересно, познавательно и полезно рисовать с детьми в технике «мокрым по мокрому» - то есть мокрыми акварельными красками по заранее смоченному листу акварельной бумаги. Для начала достаточно дать малышу один-два цвета из трех базовых (красный, желтый, синий). Рисуя, ребенок наблюдает и переживает, как ложатся краски на бумагу, как самым неожиданным, причудливым образом смешиваются цвета, рождая новые оттенки.

Хорошо лепить с ребенком, с дошкольниками лучше всего - из воска. Воск - теплый, а теплые материалы, как и теплая атмосфера, в младшем возрасте жизненно необходимы. К тому же воск - упругий, работа с ним укрепляет детские пальчики, способствует развитию мелкой моторики. Глину дошкольникам лучше не давать: она холодная и излишне пластичная.

На всех детей очень хорошо действует ритм. Все, что опирается на ритм: песни, стихи и ритмические тексты без рифмы, так называемые «речевки», повторяющие ритмические движения, – очень полезны для детей, они любят такие занятия. Кстати, ежедневно повторяющийся распорядок дня - тоже ритм. Если строго соблюдать режим сна, питания, активности и отдыха ребенка - его силы расходуются рационально, он меньше устает, а соответственно, справляется с большими нагрузками. Иногда часто болеющего ребенка достаточно начать укладывать и поднимать утром в одно и то же время, чтобы он начал меньше болеть. Кроме того, есть ритм недели, месяца, года. Проживание ритма года - с его сменой сезонов, ежегодными праздниками - вносит осмысленность в жизнь детей и взрослых. Следование ритму года очень облегчает процесс знакомства малыша с окружающим миром и художественной литературой. Поэтому читайте сказки «Морозко» или «По щучьему веленью» зимой - заодно и про свойства снега и льда можно поговорить…

Ох уж этот английский!

- Есть ли смысл в раннем возрасте учить ребенка английскому языку?

- Смысл есть. Но ключевой вопрос тут: как и чему учить. Если мы хотим, чтобы ребенок запомнил десяток-два иностранных слов, а его занятия длятся при этом 15 - 30 минут два раза в неделю - то, наверное, лучше не тратить это время на английский, а дать ему возможность побольше поиграть. Другое дело - если ребенок продолжительное время погружен в языковую среду, где занятия организованы через разные виды деятельности (игровую, физическую, творческую), где много ритмических частей и бытовых (или, другими словами, рутинных) моментов. И если при этом его педагог свободно говорит, а значит, и думает на изучаемом языке, и способен без перевода, а через образы, весело и занимательно донести новую лексику - то такие занятия, конечно, имеют смысл. Если вам посчастливилось найти подобную группу, то запомните еще один совет: никогда не проверяйте ребенка. Соблазн узнать, сможет ли ребенок перевести то или иное слово, очень велик. Но суть в том, что ребенок учит не слова, а язык - а это путь, который измеряется не неделями или месяцами, а годами. Сначала ребенок учится отличать иностранный язык от родного, потом - понимать его, потом - отвечать мимикой, жестами, а позже словами на поставленные вопросы. Затем ребенок постепенно начинает сам говорить, сам задавать вопросы. Постепенно все больше слов и целых фраз из пассива переходит в актив. И далее - как снежный ком… Грамоту, грамматику можно начинать учить намного позже. Собственно, процесс овладения родным языком происходит по той же логической схеме…

Расти вместе

- Говорят, что особенно полезно, когда сами родители занимаются чем-то с детьми, а не только учителя, нянечки, воспитатели.

- Безусловно. При этом не важно, что вы делаете - важен сам процесс совместной деятельности и то, с каким настроением вы этим занимаетесь. Как говорила одна моя знакомая, прекрасный педагог и психолог: если вам нравится мыть посуду - мойте с ребенком посуду. Вы принесете этим ему больше пользы, чем тогда, когда будете рисовать и при этом раздражаться. В процессе совместной деятельности ребенок чувствует свою сопричастность, единение, любовь. А это то, что все мы ищем в жизни.

Наталья Колобова

Фото из личного архива Елены Игнатьевой



Последние новости

Все новости

Объявление