Чем живут проводники

Анна Учаева
Еще до начала поры летних отпусков в редакции стали раздаваться звонки от читателей с различными вопросами, касающимися поездок по железной дороге. Каковы обязанности проводников? Кто ответствен за чистоту вагонов и многое другое? За разъяснениями мы обратились в Ставропольскую транспортную прокуратуру.

Ситуация вполне обычная: проводник проводит в вагон так называемых "левых" пассажиров. Все бы ничего, да вот безбилетники порой сильно действуют на нервы "легальным" путешественникам. Одна наша читательница, представившаяся Мариной, рассказала, как она ехала в плацкартном вагоне с дочерью, где они купили билеты на два боковых места. Но после очередной станции, вернувшись к своему отсеку, женщины обнаружили, что на их месте сидит неизвестный мужчина. Тот объяснил, что билет приобрести не смог: все раскупили, а ехать ему всего ничего - пару станций. Вот проводник и предложила перекантоваться где-нибудь в вагоне. Естественно, помощь оказалась не безвозмездной. "Честно говоря, нам стало жаль человека, ему нужно было срочно попасть к заболевшему родственнику, поэтому мы разрешили ему присесть на нашу скамью, - вспоминает Марина, - но ведь с подобным успехом можно подсадить и какого-нибудь вора". Моя знакомая рассказала, как ей и ее подруге пришлось ехать в компании цыган, которых "приветил" проводник. Правда, это произошло не в Ставропольском крае, но сам факт довольно ординарен. "Они вели себя очень нагло, кричали, хамили окружающим. И никто из пассажиров не хотел связываться с такой толпой, а проводники безмолвствовали", - с ужасом констатирует девушка. Как выяснилось, привлечение к ответственности проводников за посадку нелегальных пассажиров не такая уж и редкость. Обычно, если мест в вагоне нет, "левых" путешественников размещают в служебных купе. Случается, что человек просто не успел купить билет, тогда его определяют на пустующие места. Но вот забывать о проверках, проводимых сотрудниками милиции, не следует. В основном нарушения именно в результате их и вычисляются. Проверили накладную по билетам, сверили число билетов с количеством пассажиров. Выявляется несовпадение, начинается выяснение обстоятельств.

Иногда, пока длится проверка, состав успевает миновать несколько станций.

Сами же "зайцы" проводников выдают без колебаний. Ущерб, наносимый железным дорогам только от одного безбилетника, в среднем составляет около семисот рублей, а в этом году уже выявлено несколько фактов. Что грозит несознательным проводникам? Условная мера наказания или штраф. Квалифицируются их действия как причинение имущественного вреда без признаков хищения. Объяснения самих нарушителей очень просты: зарплата маленькая, а жить как-то надо. Зачастую здесь работают женщины, воспитывающие детей одни. Конечно, в данной ситуации каждая копейка на счету, идут на правонарушение в поездах не от хорошей жизни. Но есть и другая сторона. "Сегодня очень много говорится о терроризме. К сожалению, то, что давно сложилась неспокойная ситуация, уже ни для кого не секрет. Перевозка незарегистрированных пассажиров - отличный шанс для террористов, ведь не проверяется, что у человека за багаж, правда ли он едет к заболевшему родственнику или для совершения диверсии, - рассказывает помощник ставропольского транспортного прокурора, юрист третьего класса Дмитрий Солгалов. - По крайней мере, если произойдет теракт, можно вычислить всех пассажиров поезда, которые приобрели билеты. Для покупки требуется предъявление паспорта. А иначе проводники рискуют и своей безопасностью, и безопасностью других людей". Между прочим, к Дмитрию Солгалову обращались и сами проводники, чьи права нарушаются. Так, одну беременную женщину перевели на работу с более низкой зарплатой. А это незаконно. После направленного протеста заявительницу восстановили. Есть и другие жалобы: заставляют работать внеурочно, не вовремя выплачивают зарплату, отпускные. Каждый конкретный случай разбирается отдельно. Хотя зафиксированы инциденты, когда к своим прямым обязанностям проводники подходят халатно. Однажды это стало причиной трагедии. Пассажирка спросила, где можно взять воду, и проводница указала ей на свое купе, мол, на столе стоит бутылка. Но она забыла, что там же находилась и емкость с перекисью водорода, и просительница, не разобравшись, выпила из нее, а после с химическим ожогом попала в больницу. А по закону все вредные вещества, применяемые для уборки вагонов, должны быть закрыты. Ведь ездят не только взрослые, но и дети, а они, как известно, народ любопытный. Был и вопиющий случай, когда проводник украл деньги у пассажира. Объяснил, что принес ему чай, увидел пачку купюр и не удержался.

Уже под занавес беседы я вспомнила момент, наверняка знакомый многим людям, путешествующим по железной дороге. Я не люблю пользоваться постельным бельем, предоставляемым в поезде, поэтому всегда вожу с собой свой комплект. Мои друзья поступают так же. И вот в прошлом году, когда мы уже стали готовиться ко сну, в купе зашел проводник и заявил, что если мы не приобретем простыни и наволочки у него, то он заберет матрацы и подушки. Мол, спите на своем белье, но на жестких лавках. Несмотря на наше бурное возмущение, проводник стал сворачивать матрацы. Чтобы избежать скандала, мы решили один комплект арендовать. "И куда его теперь девать? Надо хоть посидеть на этой простыне, раз уплачено", - задумчиво выдала моя подруга, когда "тиран" и "деспот" покинул купе. Так вот, действия проводника, как выяснилось, незаконны. Никто не вправе запрещать пассажирам пользоваться своими наволочками. Конечно, у проводников есть определенный план по сдаче использованных постельных принадлежностей, но мы-то при чем? "Вы вполне могли бы пожаловаться в соответствующие инстанции", - поведал Дмитрий Солгалов. Хотя я даже сейчас понимаю, что жаловаться вряд ли бы стала: обычная российская отговорка - лень связываться. Наверное, зря. А уже по дороге из Ставропольской транспортной прокуратуры я подумала о том, как прекрасно мы ехали с моря в другой раз: чистый вагон, постоянное наличие горячей воды и, главное, вежливый, предусмотрительный проводник, постоянно интересующийся у пассажиров, удобно ли им. Эх, всегда бы так...

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1
Ростелеком. Международный конкурс журналистов