Черное золото ­ на самогон

Наталья Буняева

Арестован мощный передвижной завод по переработке похищенной нефти в ГСМ. Установку, закамуфлированную в железнодорожный контейнер, изготовили на одном из предприятий города Ставрополя.

<

Операция проведена в рамках программы «Энергия», которая реализуется при участии прокуратуры, ФСБ и МВД России. Особое внимание к деятельности межрегиональных организованных преступных групп на объектах нефтяной промышленности связано с тем, что криминальные структуры не просто воруют нефть, получая преступные доходы после ее перегонки, они связаны с финансированием незаконных вооруженных формирований.

Нефть воруют из внутрипромысловых и магистральных нефтепроводов, а также прямо из скважин. Основная часть кустарных установок по перегонке сырой нефти находится вдоль административных границ Дагестана и Калмыкии. «Самовары», перегоняющие сырье, похищенное через врезки на участках нефтепроводов на границе Ставрополья с Чечней и Дагестаном, обнаруживали и раньше. Несмотря на усилия служб безопасности нефтяных компаний, каждый месяц в нефтепроводах появлялось по нескольку дырок. Арестованный в нынешнем сентябре завод, перерабатывающий ворованную нефть чуть ли не в промышленных масштабах, поражал воображение даже видавших виды оперативников.

По словам заместителя начальника управления Федеральной службы безопасности по Ставропольскому краю (УФСБ РФ по СК) Игоря Колосова, счет доходов от работы завода, помещенного в железнодорожный контейнер, исчисляется миллионами рублей. Цех, оснащенный специальной заводской техникой, датчиками и другим спецоборудованием, включая мощные насосы японского производства, производил до 100 тысяч литров бензина и дизтоплива в сутки. С каждой загруженной машины самогонщики получали прибыль примерно в 100 тысяч рублей, продавая бесконтрольное и некачественное топливо нуждающимся в дешевом ГСМ фермерам и сельхозпредприятиям.

Первый раз сотрудники ФСБ по СК ночью обнаружили грузовик, беспрепятственно загружавший нефть из нефтепровода «Малгобек ­ Тихорецк». Водитель, увидев подъезжающие автомобили, скрылся, бросив закачанную сырьем автоцистерну вместе с насосом. Позже неподалеку от Ставрополя, в Кочубеевском районе края, оперативники обнаружили стационарную нефтеперегонную установку. Это был целый завод по переработке нефти в светлые ГСМ. Установку, стоящую вблизи железнодорожных путей, немедленно арестовали. Но этим дело не закончилось. В конце июня габаритное вещественное доказательство исчезло. Завод легко украли, поскольку он ничем не отличался от обычного контейнера и был весьма удобен для транспортировки. В сентябре, с привлечением сотрудников ГУВД края, его обнаружили уже в РСО­Алания, неподалеку от Моздока. Застали как раз в тот момент, когда завод работал на полную мощность. Около перерабатывающего агрегата ждали своей очереди шесть металлических емкостей, в которых находилось сто тысяч литров нефти. На сей раз перерабатывалось сырье, привезенное из Чечни. Уроженец Моздока, назвавшийся владельцем заводского самовара, сказал, что неделю назад купил его за два с половиной миллиона рублей у жителя Невинномысска.

Сегодня весь круг «бизнесменов», имена которых в интересах следствия не называются, уже установлен. Это жители края, приехавшие в свое время из соседних республик. Кроме того, стало известно, что завод сконструирован на одном из промышленных предприятий Ставрополя. Причем, по словам Игоря Колосова, можно гарантированно предположить, что мощная нефтеперегонная установка создавалась для незаконной переработки нефти и сиюминутной выгоды. Ведь из стандартного цикла перегонки нефти в качественное автомобильное топливо были исключены несколько важных стадий. Из полученного преступным путем самогона вполне можно было получать даже высокооктановый бензин, используя запрещенные присадки. Все материалы по факту обнаружения завода переданы в прокуратуру Моздокского района, и сейчас решается вопрос о возбуждении уголовного дела.

Ольга Токмакова,

соб.корр. «Российской

газеты» ­ специально

для «ВС».



Последние новости

Все новости

Объявление