Что бы мы ни рисовали, мы всегда нарисуем себя

.

Андрей Самарин – художник, психолог, автор первых арт-тренингов в России. Он рассказал, как научиться рисовать и через рисунок провести терапию.

Фото Татьяны БУГАЕВОЙ
Фото Татьяны БУГАЕВОЙ

История арт-студии началась в далеком 2001 году. Андрей профессиональный художник. Помимо изобразительного искусства изучал практическую психологию, а точнее, моделирование как способ описания различных навыков и умений. Моделировать можно любой процесс, в котором можно выделить структуру. Например, это может быть умение жонглировать, выразительно говорить, быстро продавать, танцевать, моделировать можно даже чувство юмора и умение сочинять стихи! В моделировании считается, что если человек умеет что-либо делать хорошо, то он делает это каким-то образом. Так, многие художники давным-давно превратили определённые сюжеты живописи в ремесло по созданию картин, которые специально готовят к продаже.

Однажды, прогуливаясь по бульвару, где продавались картины, Андрей задумался: а зачем люди покупают картины? Ведь как было бы здорово создать тренинг, на котором люди сами бы могли создать подобную картину. Почему бы не создать модель, которая могла бы помочь людям открывать себя? Идея такой модели оказалась эффективной как с точки зрения психологии, так и с художественной точки зрения.

Фото Татьяны БУГАЕВОЙ
Фото Татьяны БУГАЕВОЙ

Вот уже 13 лет Андрей Самарин обучает живописи всех желающих.

– Идею с моделью до меня не реализовал никто ни в России, ни за границей. Я знаю, что на Западе были попытки пояснить процесс создания натюрморта или пейзажа по схеме «Step by step» (шаг за шагом), но именно системно мне посчастливилось первому подойти к этому вопросу.

Художник встречает гостей в светлой студии. Запахи краски, мольберты, панорамные окна уже с первого взгляда манят прикоснуться к искусству. Он ждет в гости взрослых и детей, начинающих художников и просто уставших от суеты людей. За чашкой кофе, в окружении чудесных картин, Андрей рассказал о рисунке и его важности в жизни человека.

После многих лет работы в этой области в студии Андрея, кроме масляной живописи, добавился ещё одни процесс, совсем другой по своим задачам – академический рисунок.

Академический рисунок, по мнению Андрея, более важен для тех, кто хочет научиться рисовать профессионально. Этот процесс менее гибкий, он содержит в себе более строгие традиции, является основой и развивает художественную грамотность намного больше, поэтому в России художественные академии придают ему большое значение. А вот в Европе классическая школа почти утрачена, вместо неё художники используют технику Sight-Size – буквальное воссоздание изображения.

«Рисунок» в своей студии Андрей преподаёт несколько лет, но всё же большинство учеников предпочитают изучать живопись. Возможно, сказывается человеческая любовь к цвету и яркости. Живопись – более свободный жанр, который прощает ошибки начинающему художнику, поэтому первый результат получить намного проще.

Фото Татьяны БУГАЕВОЙ
Фото Татьяны БУГАЕВОЙ

Техническая часть выглядит так. Тему легко привязывать, например, к времени года: сейчас осень, ей соответствуют красивые осенние пейзажи. Пространство на холсте условно делится на три плана. Начинать писать нужно с крупных пятен на дальнем плане, постепенно переходя к детальной проработке. Палитра дальнего плана будет более холодной, а изображения размытыми, а на переднем нарастает контрастность, появляются тёплые тона и детальная проработка. 
Секреты терапевтической части художник раскрыл более подробно:

– Человек приходит с определённым внутренним запросом, проблемой. Все люди хотят отвлечься и расслабиться. Я не спрашиваю их, что мы меняем. Я отслеживаю, как люди проецируют на холст свои внутренние проблемы и конфликты. Что бы мы ни говорили, мы говорим о себе. Что бы мы ни рисовали, мы всегда нарисуем себя. Я стараюсь улучшить изображение. Иногда прямо подсказываю и показываю, иногда косвенно направляю.

Люди приходят в студию и пишут то, что у них на душе. Андрей как психолог видит многое. Без его помощи человек просто выплеснет свой негатив, но облегчения не получит. Художник учит видеть самому, что нужно исправить. Здесь тона посмелее, а тут больше света – и вот уже настроение поднялось. Со стороны это действительно видно, каждый буквально преображается.

– Человек приходит, с нуля пишет картину, и его потрясает результат! Представьте, что вы встали из инвалидной коляски и пошли! Это восторг примерно такого уровня.

Фото Татьяны БУГАЕВОЙ
Фото Татьяны БУГАЕВОЙ

Эмоции можно выражать по-разному: кто-то, например, бьет посуду и выплескивает негативную энергию. Арт-терапия помогает избежать стремительного выплеска эмоций и через рисунок аккуратно помочь самому себе. В настоящей клинической психотерапии есть метафора. Однажды к молодому человеку забрела во двор большая красивая белая лошадь. Она была ухоженной и дружелюбной. Он понял, что она потерялась, и не знал, как её отвести домой. И она не знала. Она пришла и гуляла во дворе. Человек поманил её на дорогу, и она пошла. Как только она сходила с дороги, он направлял её обратно. Как только лошадь отвлекалась, человек опять направлял её на дорогу. Она делала шаги и медленно пришла к себе домой. Каждый человек, как эта сказочная лошадь, порой теряет свой дом. Теряет спокойствие, душевные силы и себя. Главная задача для всех нас – это вернуться домой. И пусть нам в этом кто-то поможет.

Собственные картины художник пишет на заказ нечасто, не хватает времени. Но иногда делает исключения, как, например, нескольким крупным ресторанам нашего города. Но Андрей – профессионал, а как быть начинающим художникам?

В России продать картину довольно сложно, наш арт-рынок перенасыщен. Но в то же время мы живём в мире, когда человек может, не выходя из дома, найти покупателя в любой точке планеты. Европейцы очень ценят и уважают наших художников. Чтобы продать живопись или скетчи, конечно, нужно относиться к своему творчество серьезно, постоянно повышать качество, пытаться быть в «топе», в том числе в социальных сетях.

Учиться рисованию можно двумя разными подходами. Для получения быстрого результата помогут арт-тренинги по живописи, на которых каждый желающий может быстро освоить работу с краской и написать свою собственную картину в целях самовыражения или внутреннего изменения себя. Но такой способ не даёт основательных знаний, и человек, посетивший арт-тренинг, выбирает нечто конкретное, то, что поясняется на примере одной темы.

Второй подход менее зрелищный, он подразумевает долгое изучение художественной грамоты, выполнение упражнений. Но в итоге, поняв основы, человек может развиваться как художник самостоятельно, со временем добавляя к своим умениям любые техники, которые пожелает.

Татьяна БУГАЕВА.

арт-терапия

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление