«Что наша жизнь?..». В поисках смысла

Ольга Метёлкина

«Что наша жизнь?..».  В поисках смысла

Премьера спектакля «Лайф-Лайф» на сцене Ставропольского академического театра драмы имени М.Ю. Лермонтова

Время бежит, неудержимо летит... Житель современного города на ходу читает, общается, решает свои проблемы. В этом стремительном потоке, захватывающем всех и каждого, нет времени остановиться, спокойно оглядеться по сторонам и увидеть себя самого: кто я в этом мире, какой я и для чего я здесь?..
Героям пьесы Глеба Нагорного «Лайф-Лайф», поставленной на сцене Ставропольского академического театра драмы имени М. Ю. Лермонтова режиссером из Литвы Юрием Поповым, по сюжету как раз выпала такая возможность. И что из этого вышло, многие зрители уже знают, поскольку премьерой этого спектакля открылся нынешний творческий сезон.
Тем, кто еще не видел спектакля, не стоит знать подробности этой непростой истории: лайф есть лайф, то бишь — жизнь есть жизнь. Достаточно упомянуть, что действие происходит в вагоне метро, а его участники вполне типичные представители современного общества. Не у каждого героя даже есть имя, многие из них названы просто: Баба с пакетами, Девица в мини, Мужчина с кейсом или Просто мужчина. До тех пор, пока герои пьесы «Лайф-Лайф» не оказались в вагоне метро, застрявшем в подземке, они всего лишь - безликие пассажиры общественного транспорта. Вышел на своей остановке и ни за что не вспомнишь, кто ехал рядом с тобой. Художник Анатолий Шикуля придумал удачную деталь, которая, может быть, утрированно подчеркивает их отстраненность друг от друга: в самом начале действия пассажиры появляются на сцене в одинаковых прозрачных дождевиках, как будто намеренно желая отделиться от окружающего мира, закрывшись в своем воображаемом «коконе».
Работа художника в этом спектакле, на мой взгляд, заслуживает весьма высокой оценки. Образ метро, который А. Шикуля создал скромными художественными средствами, получился на удивление масштабным и достоверным. Серые «бетонные» стены с типичными для московской подземки символикой и барельефами, сам вагон с прозрачными стенами, компьютерная визуализация в глубине сцены, создающая впечатление, что поезд действительно стоит в тоннеле... Сценография А. Шикули работает на общее действие, не отвлекая от него и не подавляя зрительского восприятия.
Одна из особенностей пьесы
Г. Нагорного заключается в том, что в ней нет главных и второстепенных персонажей. При этом задача каждого актера — создать индивидуальный, ёмкий, живой образ, не нарушающий ансамблевой игры. Вот Пётр, который среди действующих лиц назван просто - Мужик. Актер Владимир Зоря наделил его не только заложенными автором чертами, но и привнёс в образ нюансы, которые помогают залу поверить в его невыдуманность. Зритель будет следить за тем, как Пётр меняется на протяжении всего спектакля. Как этот «среднестатистический» довольно циничный мужик, который хохмит и балагурит, вдруг раскрывается как личность со своим особым внутренним миром. Он совсем не так прост, как это может показаться вначале.
Как типичен характер Инженера в кепке. Его роль исполняет заслуженный артист РФ Михаил Новаков. Палитра чувств, вызванных высказываниями и поступками его героя, весьма колоритна. Невольно вспоминаешь собственных попутчиков, с которыми когда-либо приходилось ездить в поезде: всезнающих, критикующих всё и вся вокруг. По сути он прав, этот Инженер в кепке, который знает толк в хорошей литературе, написал несколько диссертаций, его жизненные идеалы связаны исключительно с духовными ценностями. Но что-то мешает быть полностью на его стороне. Какой поворот в судьбе должен произойти, чтобы этот человек сказал: «Я жил как простой смертный. И только сейчас оказалось, что я умер. Что не жил я вовсе никогда, если вот так просто поддался... сломался...».
Совсем иная Женщина с длинными ногтями (народная артистка РФ Наталья Зубкова). Предприимчивая, волевая, с особым шармом, для меня она осталась загадкой. Она явно выпадает из обоймы «среднестатистических пассажиров», вместе с которыми оказалась в метро. Именно в уста этой довольно прагматичной дамочки автор вложил ключевой монолог пьесы. «Жизнь так устроена, что каждый едет в своём вагоне, - говорит Женщина с длинными ногтями. - Но движется он только с поездом. Пока человек этого не понимает, он стоит на месте, именно поэтому нужно всегда думать о целом составе. О своем месте в нем... о том, что вы везете в своем вагоне...».

«Что наша жизнь?..».  В поисках смысла

У Бабы с пакетами, образ которой воплощает на сцене заслуженная артистка РФ Светлана Колганова, в пьесе не так много слов, да и персонаж этот далеко не основной. Но то, как актриса проживает действие вместе со своей героиней, простодушной тёткой с украинским говором, невозможно не заметить даже с самого последнего ряда балкона. Она чем-то напоминает безымянную сотрудницу НИИ из кинофильма «Гараж» с ее знаменитой фразой: «Товарищи, у меня курица потекла!», которую сыграла Мария Виноградова. За героиней С. Колгановой интересно наблюдать даже тогда, когда она ничего не говорит.
По-своему колоритны образы Девицы в мини (актриса Марина Каткова) и Парня (артист Денис Криштопов). В них воплощены основные черты современной молодежи, порой несколько утрированно, как в случае с Девицей — она показана у автора как типичная блондинка. К счастью, М. Катковой удалось преодолеть шаблонность образа.
Единственный персонаж в спектакле я не смогла принять. Но вовсе не из-за игры актера (как раз с задачей, поставленной режиссером, Владимир Лепа справился очень хорошо), а из-за того, что персонаж пьесы пятилетний мальчик в сценической редакции стал взрослым парнем в инвалидной коляске с теми же «детскими» репликами. В результате изменился смысловой вектор этого персонажа: вместо мальчика с наивным взглядом на жизнь, мы видим тоже наивного, но, увы, слабоумного взрослого. Присутствие ребенка в пьесе воспринимается как надежда на позитивное будущее, в котором символические вагончики поедут в одном направлении. Совсем другую перспективу символизирует парень с ограниченными возможностями... Однако к такому выводу можно прийти, сопоставив текст пьесы и постановку. Поэтому зрителю предоставляется возможность самостоятельно догадываться, для чего в спектакле выведен образ инвалида Саши и его Мамы (в двух составах ее роль исполняют артистки Людмила Дюженова и Людмила Ковалец).
«Лайф-Лайф» стоит посмотреть несколько раз, чтобы проследить в деталях за развитием характеров, получить настоящее удовольствие от игры актёров. И это не только моё мнение. На втором, третьем спектакле зритель намеренно обратит внимание на то, к примеру, в какой момент Пенсионер с кроссвордом (артист Виктор Поморцев) окажется на полу с ножом в груди, или будет следить за, казалось бы, хаотичным передвижением Бомжа (заслуженный артист РФ Борис Щербаков) по сцене-вагону. Любопытно и то, какие особенности в движения и манеры Арнольда Лайфиста привнесет актер Илья Калинин, а чем привлечет к себе внимание Евгений Задорожный, играющий эту же роль в другом составе...
Режиссер Юрий Попов, который уже имел опыт работы с данным драматургическим материалом в Русском драматическом театре Литвы, вместе с автором пьесы Глебом Нагорным присутствовал на премьере и остался очень доволен работой со ставропольской труппой. Юрий Борисович высоко оценил творческие возможности актерского коллектива Ставропольского театра драмы. По его словам, он получил огромное удовольствие от этой работы. А кроме того, очень понравилась реакция зрительного зала, его эмоциональный заряд.
Фото Александра ПЛОТНИКОВА и Милы ПАЛЬЧИКОВОЙ

Другие статьи в рубрике «Культура»



Последние новости

Все новости

Объявление