Что нужно знать о применении контрольно-кассовой техники

Ольга Метёлкина
Федеральным законом РФ от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" установлено, что контрольно-кассовая техника (далее - Закон 54-ФЗ, ККТ), включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. В соответствии с Законом 54-ФЗ применять ККТ нужно не только при расчетах с населением, но и в том случае, когда наличными денежными средствами расплачивается юридическое лицо или предприниматель.

Пунктом 2 статьи 2 вышеназванного Закона определено, что организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи им соответствующих бланков строгой отчетности. К бланкам строгой отчетности относятся квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, которые предназначены для наличных расчетов. Формы бланков строгой отчетности утверждаются Министерством финансов России. Бланки строгой отчетности, утвержденные в соответствии с ранее установленными требованиями, могут применяться до утверждения новых форм, но максимум до 1 января 2007 года. Это определено Постановлением Правительства РФ от 31.03.2005 № 171. В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты без применения ККТ при осуществлении следующих видов деятельности:

- продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;

- продажи ценных бумаг;

- продажи лотерейных билетов;

- продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;

- обеспечения питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;

- торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;

- разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом);

- продажи в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;

- продажи в сельской местности (за исключением районных центров и поселков городского типа) лекарственных препаратов в аптечных пунктах, расположенных в фельдшерско-акушерских пунктах;

- торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;

- торговли из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;

- приема от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;

- реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

- продажи по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи.

Организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Если для определенного вида деятельности форма бланка строгой отчетности Минфином России не установлена, то налогоплательщик не вправе вместо ККТ использовать бланки строгой отчетности, разработанные для других видов деятельности. Использовать самостоятельно разработанные бланки строгой отчетности, не утвержденные Минфином РФ, не допускается.

Закон 54-ФЗ обязывает применять ККТ в случаях продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг. Следовательно, контрольно-кассовая техника не применяется, например, при передаче наличных денежных средств в залог, заем, при получении безвозмездной помощи, уплате членских взносов и т.п.

Следует обратить внимание, что при наличных денежных расчетах с организациями контрольно-кассовая техника применяется в обязательном порядке.

Если же вы не подходите ни под один из упомянутых критериев, дающих право не применять ККТ, и намеренно не применяете кассовый аппарат при расчетах с населением, то следует знать, какая ответственность предусмотрена за неприменение ККТ.

С 1 июля 2002 года вступил в силу Кодекс РФ об административных нарушениях, который предусматривает ответственность за неприменение ККТ. В силу статьи 14.5 КоАП РФ продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг) в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно индивидуальными предпринимателями без применения в установленных Законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 15 до 20 МРОТ, на должностных лиц - от 30 до 40 МРОТ, на юридических лиц от 300 до 400 МРОТ. С 1 января 2001 года базовая сумма МРОТ, применяемая для исчисления налогов, сборов и штрафов, размер которых определяется в зависимости от минимального размера оплаты труда, Федеральным законом от 19.06.2000г. № 82-ФЗ установлена в размере 100 руб.

Налоговые органы являются основными контролерами организаций и индивидуальных предпринимателей по применению ими контрольно-кассовой техники. При проведении проверки организации или предпринимателя государственный налоговый инспектор предъявляет служебное удостоверение и письменное поручение о проведении проверки. Это поручение подписывается руководителем инспекции либо его заместителем. В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона 54-ФЗ налоговые органы уполномочены проводить проверки соблюдения требований Закона 54-ФЗ, а именно: проверять наличие пломб, полноту учета выручки, в том числе сверять цены прайс-листов с показаниями контрольной ленты (выявляя тем самым пробитие чека на сумму менее оплаченной покупателем); требовать регистрационную карточку, документы завода-изготовителя ККТ, журнал кассовых операций, отчет кассира-операциониста за текущий день; получать необходимые объяснения; проводить проверку выдачи кассовых чеков. Проводя проверку, налоговый инспектор может затребовать все бухгалтерские документы, задавать любые вопросы, касающиеся ККТ, и наблюдать, всем ли покупателям выдаются кассовые чеки. Такие права предоставлены работникам налоговых органов Налоговым кодексом Российской Феде-

рации. При осуществлении контрольных функций налоговые органы могут взаимодействовать с органами внутренних дел.

Прежде чем использовать ККТ, ее нужно зарегистрировать в налоговой инспекции по месту нахождения налогоплательщика на учете. Не подлежит регистрации ККТ, не включенная в Государственный реестр (пункт 1 статьи 3 Закона 54-ФЗ). Порядок ведения Государственного реестра должно определить Правительство Российской Федерации. В настоящее время при выборе ККТ следует ориентироваться на реестр Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам (ГМЭК). В случае исключения из Государственного реестра ранее применявшихся моделей контрольно-кассовых машин их можно эксплуатировать до истечения нормативного срока их амортизации. Кроме того, организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять исправную ККТ, опломбированную и обеспечивающую учет денежных средств (фиксацию расчетных операций в фискальной памяти). Документация, связанная с приобретением ККТ, вводом ее в эксплуатацию, хранится и предъявляется государственному налоговому инспектору по первому требованию.

Организации в случае ликвидации в качестве юридического лица или реорганизации, а также индивидуальные предприниматели, прекратившие предпринимательскую деятельность, обязаны явиться в налоговую инспекцию для снятия контрольно-кассовой техники с учета.

Н.А.Подколзина,

и.о. руководителя ИФНС России по Октябрьскому району г. Ставрополя, советник НС РФ 1-го ранга.

Другие статьи в рубрике «Официально»



Последние новости

Все новости

Объявление