Что сегодня может почта?

Тамара Коркина

 

Что сегодня может почта?

«А вас тут не стояло!»… - в этой опубликованной 22 мая в «Вечерке» статье моя коллега Наталья Буняева написала всё, что думала о 45-м почтовом отделении связи и о своём «двухчасовом стоянии в какой-то запредельной очереди». Публикацию заметили как крепко обидевшиеся почтовики - «Вы сначала разберитесь, что к чему!», - так и читатели. Причём несколько позвонивших мне человек встали на защиту почтовых операторов. «Люди крутятся как белки в колесе, работают профессионально, за небольшие зарплаты - не надо всё валить на них!» Так что такое Почта России сегодня, какой сетью обладает, что в ней от советского времени, а что - от нынешнего? Чтобы ответить на эти вопросы, я встретилась с руководством и работниками краевого УФПС - филиала ФГУП «Почта России». И получила интереснейшую информацию.

Экскурс
в недалёкое прошлое
Возможно, многие помнят, что в советские времена почтовая связь была единым целым с радио-, теле- и электросвязью. Этот могучий комплекс развалила приватизация. Коллеги-связисты разошлись по частным компаниям, а вот с Почтой государство решило не расставаться: очень уж большие социальные нагрузки на ней лежали. При растаскивании коллегами общего богатства Почте остались только помещения, из которых её, согласно закону, нельзя было выселить, и минимум автотранспорта.
Совсем недавно российская Почта была глубоко убыточной. Об инвестициях, стратегии развития не могло быть и речи. Это продолжалось до той поры, пока государство не поставило задачу выстроить Российскую почту в единый хозяйственный комплекс с унификацией всех происходящих в нём процессов. Вот так и родилось федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) «Почта России». На сегодня, как я поняла, предприятие с очень амбициозными целями.


Почему
не исчезают очереди?
Встретившись с руководителем краевого филиала ФГУП «Почта России» Сергеем Муратовым, я первым делом спросила его про насущное - очереди. Как управление мирится с ними, это же прямой убыток почтовым отделениям, живущим на хозрасчёте. Заглянет человек - полно народу, и с платежами - к конкурентам. Считайте, живая копейка уходит. Для него вопрос оказался болезненным:
– К сожалению, в Ставрополе проблема очередей особенно ощутима. В прежние времена количество почтовых отделений планировалось на душу населения. Город растёт, строятся большие жилые микрорайоны. .
А как было двадцать лет назад 36 отделений на 300 тысяч горожан, так они же обслуживают сегодня 430 тысяч. А приплюсуем сюда многочисленных гостей, жителей края. Проведённый управлением мониторинг показывает, что в Юго-Западном микрорайоне требуется ещё минимум 5 отделений, в Северо-Западном - 3. Согласно Закону «О почтовой связи» органы местного самоуправления должны оказывать содействие в размещении объектов почтовой связи. Строительство помещений самой почтой законом не предусмотрено.
— Как депутат городской Думы я сделал запрос о срочном рассмотрении критической ситуации по обслуживанию населения в Ставрополе, –продолжает Сергей Анатольевич. - К сожалению, за размещение 11 почтовых отделений город берёт арендную плату. При низких почтовых тарифах, устанавливаемых государством, доходов на её оплату порой не хватает.
Собеседник подчёркивает, что такая же ситуация и в крае. Муниципальные образования не торопятся поворачиваться лицом к почтовикам, обслуживающим их население.

И традиции,
и новации
Нагрузку на почтовые отделения дают не только растущие жилые массивы, но и время. Сегодня операторы почтовых отделений оказывают невероятное по прежним временам количество услуг - более 120! Среди них 17 только по платежам. С одной стороны, возможность онлайн-общения, электронная почта, мобильная связь с её эсэмэсками сильно сократили поток писем, поздравительных открыток, телеграмм. Зато через почтовые отделения с новой силой потекла полноводная река из бандеролей и посылок. А породила её интернет-торговля, и перспективы у почтовиков в этом плане самые радужные. Да и юридические лица ещё долго будут нуждаться в её услугах. Извещения, уведомления о расходах, повестки судов - это всё пока должно быть на бумажном носителе.

Платежи, пенсии
Что касается коммунальных платежей, то без них почтовики тоже не останутся. Многие бездушным терминалам ещё долго будут предпочитать живое общение с оператором.
Ещё одна традиционная услуга Почты - доставка пенсий и пособий. В Ставрополе и других городах она одно время была передана в частные руки. Практика эта продолжалась до тех пор, пока в краевом центре из банка не исчезли 52 миллиона пенсионных рублей. Почта Ставрополя сумела принять на себя функцию доставщиков в считанные дни. Сегодня она разносит по краю 51 процент пенсий от общего числа - людям, которые предпочитают получать живые деньги. Причём пенсионерам вместе с деньгами вручают распечатку получаемых ими средств в электронном виде. Как заявляют почтовики, «мы справляемся с доставкой как никто другой».
Сейчас на территории России проходит тестовый режим ещё одно новшество: кассовые переносные аппараты. Они позволят доставщику, выдавшему пенсию, тут же принять платёж за коммунальные услуги. В Европе такая практика бытует и очень себя оправдывает. У нас она тоже будет внедрена в ближайшие полгода-год.

На конкурентном поле
Время, когда Почта едва выживала, прошло. Сейчас она внедряет инновации, новые технологии в самых разных областях: в управлении, логистике, производстве. Конкуренция поджимает со всех сторон, на этом рыночном поле можно удержаться, если качество почтовых услуг и сервис будут удовлетворять высокие запросы клиентов.
В крае 630 почтовых отделений, из них 487 - сельские. В 450 отделениях есть пункты коллективного доступа в Интернет. Человек в небольшом селе, не говоря о городе, придя на почту, может воспользоваться компьютером, отсканировать, распечатать документы, переписать что-то нужное ему на диск. Или другая услуга - электронный перевод, доставляющий деньги адресату в течение одного-двух часов. Совсем недавно это было просто фантастикой.

Социальный характер
Небольшой штрих, подтверждающий социальный характер почты. Местонахождение более 120 граждан, считавшихся пропавшими без вести, было установлено благодаря акции «Жди меня». На Ставрополье её совместно провели Первый канал, Ставропольский филиал ФГУП «Почта России», радиостанция «Мир» и телекомпания «ВИД». 40 человек, о которых долгое время ничего не было известно, уже пообщались со своими родными и близкими. Всего же в рамках акции в крае, проходившей в апреле-мае, поступило более 300 заявок. Работа по 180 обращениям, пока ещё не нашедшим откликов, продолжается.
С трудных 90-х годов, когда всё рушилось, закрывалось, уничтожалось, Почта, помня о своём социальном назначении, стала снабжать клиентов товарами первой необходимости. Человек идёт оплатить коммунальные услуги и заодно приобретает на почте сахар, нитки, соль.
Кроме того, в 400 отделениях сейчас можно купить электронный билет на самолёт или поезд.
Сейчас идёт разговор об открытии на федеральном уровне Почты-банка. Это будет народный банк, каких в стране пока нет. Его услугами можно будет воспользоваться в любом почтовом отделении.

Ручной труд сокращается
Сейчас всё чаще можно прочитать и услышать: сегодня одна из приоритетных задач для Почты России - развитие почтовой логистики. Если исходить из того, что логистика - наука об управлении и оптимизации потоков услуг и связанных с ними информационных и финансовых потоков, то что имеется в виду? А в виду имеется сокращение ручного труда, техническое и технологическое обновление отрасли. То есть создание автоматизированных сортировочных центров приёма и сортировки писем, бандеролей, посылок. Они есть в Москве, Санкт-Петербурге, идут подготовительные работы к строительству АСЦ в Минеральных Водах. Этот Центр будет сортировать в автоматизированном режиме почтовые отправления, что приведет к сокращению сроков их доставки.
Как рассказывает Владимир Новиков, руководитель отдела по управлению имуществом, с 2005 года Почта Россия реализует проект «Реконструкция ОПС», идёт модернизация почтовых отделений, приведение их к единому корпоративному стилю, оснащение новой техникой, офисной мебелью. В Ставрополе реконструировано 11 отделений из 36, всего по краю - 60. Почта стремится к тому, чтобы иметь единое лицо - цивилизованное, современное, узнаваемое.
В конце года в новое здание на Старомарьевском шоссе переехал участок сортировки писем и корреспонденции. Сейчас в нём 8 новых транспортёров, созданы условия для сотрудников: есть душевые, места для отдыха и так далее.

Благороднейшая профессия
Планы у Почты России большие и амбициозные. Что мешает их быстрому и эффективному претворению в жизнь?
Сергей Муратов рассказывает:
– В крае 187 убыточных отделений. Почта оправдывает себя, если в посёлках, хуторах проживают не менее 2,5 тысячи человек. Если, скажем так, людской массы не хватает, отделение нерентабельно и содержится за счёт других ОПС.
Вдумайтесь, в 2011 году Почта России получила убыток от оказания регулируемых социально значимых услуг 12 миллиардов рублей! Государство выделило компенсацию в размере лишь 5,5 миллиарда. А как компенсировать ещё более чем 6 миллиардов рублей? Только из собственных доходов, полученных от оказания коммерческих рентабельных услуг.
И всё-таки по итогам минувшего года наш более чем пятитысячный коллектив заработал 115 миллионов прибыли.
Люди работают стабильно, у нас много династий, в которых из поколения в поколение передаётся убеждённость, что почтальон - благороднейшая профессия. Например, в селе он знает каждого, он порой и советчик, и помощник, и информатор, знает, что происходит в крае и стране.
Мы только что открыли Доску почёта, на ней - фамилии 15 заслуженных почтовиков, которые отработали на почте по 30 - 40 лет. Как, например, водитель Владимир Дмитриенко, начальник почтамта Наталья Матвейчук, начальники ОПС Надежда Рядчина, Елена Щеголькова, Нина Ситникова, Нелли Рудич, Лилия Коваленко, Ирина Гец, начальник участка по обработке денежных средств Наталья Мерзликина, операторы Ольга Стехова, Наталья Авдиенко, сортировщик Екатерина Шрамко, почтальоны Галина Аверина, Наталья Антонова, Ольга Ручкина.
К сожалению, заработки в нашей отрасли отстают от средних по краю, по стране. Но мы стараемся давать людям зарабатывать, вводим сдельную оплату труда - за фактически выполненный объём работ. В среднем прирост по нашему филиалу составил 19 процентов, в том числе и за счёт вознаграждения за оказание сетевых услуг.
Надежда Шумакова, руководитель службы организации и эксплуатации сети почтовой связи, 35 лет отдавшая почте, с особым уважением отозвалась о сельских почтальонах. В крае 348 населённых пунктов не имеют отделений связи. Но они не обделены почтовыми услугами. Почта России централизованно поставила в край 970 велосипедов, и теперь почтальоны преодолевают на них расстояния в радиусе 8 - 10 км, ежедневно доказывая, что никто ими не забыт. И раньше не забывали, но добирались попутками.
А скоро и их труд облегчится, потому что планируется внедрение шести передвижных отделений связи, оборудованных современной техникой.
Вот так и живёт Почта России, ежедневно отвоёвывая место под солнцем.

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление