Чтобы больше не повторилось…

Никита Пешков

Чтобы больше не повторилось…

30 октября у мемориала «Холодный родник» прошел митинг, посвященный памяти жертв политических репрессий. Корреспондент «ВС» пообщался с теми, чьи семьи не обошло горе.

Чтобы больше не повторилось…

Каменный крест с выбитыми посередине очертаниями свечи и рельефом как от колючей проволоки внизу и барельефом в виде рук, держащихся за решетку, – памятник жертвам политических репрессий освещен необычно теплым октябрьским солнцем. Рядом с крестом на мемориале «Холодный родник» собрались около ста пятидесяти человек. В основном, школьники и старики. Но и кроме них – много разных людей. Этим утром рядом стояли оппозиционные поэты и руководители города.

Георгий Колягин, глава города Ставрополя, произнес торжественную речь, которой он открыл митинг в память жертв политических репрессий в России. После этого о трудном периоде репрессий рассказал Иван Иванович Бурлаков, который вместе с семьей был выслан на спецпоселение в Алтайский край, где пробыл 10 лет. Сейчас он – заместитель председателя Ставропольской городской общественной организации инвалидов — жертв политических репрессий.

После минуты молчания настоятель храма Александра Невского отец Василий провел панихиду по всем невинно убиенным.

— На моей родине, в деревеньке, ста домов там даже не было, — рассказывает Мария Гончарова, пришедшая на митинг, – в одну ночь сразу двенадцать мужиков… Работящих, самых трезвых. Их посадили и увезли. И в чем же были виноваты эти малограмотные крестьяне? Оказывается, они готовили заговор. Одиннадцать из них расстреляли. А мой дедушка отсидел и вернулся. Но быстро умер. Очень больной вернулся. Вот так это было…

На митинге было много людей, которые могли рассказать разные по содержанию, но одинаковые по сути истории: забрали ночью, увезли, арестовали, без права переписки, на каторгу, мучили, расстреляли.

Чуть позади остальных стояла молодая девушка Ника Какобян. Она держала в руках небольшой плакат. На нем история брата ее дедушки: «Сергей Степанович Какобян. Арестован и расстрелян в октябре 1938 года, реабилитирован в 1989-м». Рядом стоял друг Ники — Антон. У него на плакате логическое продолжение: «Важно помнить, чтобы никогда не допустить».

Чтобы больше не повторилось…

В конце митинга те, кто держал в руках красные гвоздики, возложили их к подножию памятника и стали расходиться. Навстречу потоку людей побежала девочка примерно одиннадцати лет, держащая в руке свои два цветка. Она, как и взрослые, положила их у подножия и бегом вернулась к бабушке, которая ждала ее чуть в сторонке. Наверное, девочка еще не знает, что такое репрессии, возложив цветы, она просто думала о ком-то из родственников, о котором слышала лишь из бабушкиных рассказов. Возможно, лишь через время она поймет, какое место в истории ее семьи занимает страшный период политических репрессий.

 

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление