Чтобы дерево не гнулось. Травматологи-ортопеды второй горбольницы «воскрешают» суставы

Лариса Денежная
Чтобы дерево не гнулось. Травматологи-ортопеды второй горбольницы «воскрешают» суставы
Открытый перелом

Тринадцатилетний Лешка сначала не понял, что случилось. Стремительно въехавшая во двор машина зацепила его велосипед. Мальчик рухнул на асфальт. Подняться уже не смог. А через несколько минут «скорая» увезла его во вторую горбольницу с открытым переломом ноги.

Увидев рентгеновский снимок, мать Лешки пережила очередной шок: берцовая кость переломилась до того несуразно, с острыми, «ступенчатыми» неровными краями, да еще на косую! А ведь только учебный год начался. «Да через две недели ваш Лешка пойдет!», - успокоил Наталью Владимировну заведующий травматолого-ортопедическим отделением Марат Еникеев. Объяснил: не придется мальчишке лежать на скелетном вытяжении несколько месяцев. Этот метод раньше был в лечении травм основным. Сейчас в отделении придерживаются новых подходов: как можно раньше поднять человека с постели, активизировать.

Когда женщина пришла проведать сына на следующий день после операции, не поверила: мальчишка улыбался. И если бы не металлический каркас на ноге, попытался бы сесть.

- Это все благодаря Гавриилу Абрамовичу Илизарову, - рассказывал нам позже Марат Рафаэлевич. Прочитав в наших глазах вопрос, тут же пояснил: - Илизаров разработал не только аппарат, но и методику соединения переломов, которая столько лет была невостребованной. А сейчас ее начали внедрять. Для нас это новая технология. Эффект ее применения – полтора десятка больных, которые из отделения ушли домой через две недели после операции. Секрет простой: добиваемся идеального сопоставления отломков и сдавливаем их (то есть не растяжение, как раньше, а соединение) - они как бы впрессовываются один в другой. И переломы срастаются быстрее чуть ли не в два раза…

Кому-то может показаться, что операция эта пустяковая. На самом деле соединить «ступенчатые» отломки, не видя их, в толще ткани, и так, чтобы спицы не повредили сосуды, нервы, мышцы – такое под силу только профессионалу высокого класса, обладающему не только опытом, но и интуицией. Однако и высокой квалификации в лечении травм недостаточно...

«Боевой» арсенал

У хирургов есть такое понятие, как оперативная активность. В травматолого-ортопедическом отделении только за полгода выполнено 650 операций с учетом пребывания больных здесь в среднем чуть больше двух недель (еще два года назад – около месяца). Это стало возможным благодаря внедрению новых технологий и «боевого» арсенала врачей - современных материалов, инструментария, оборудования. То, о чем раньше мечтали травматологи, сейчас у них есть. За что доктора благодарны своему главному врачу, Александру Олеговичу Дейнеко. Не только поставил задачу коллективу - поднять травматологию на более высокий уровень, но и вооружил всем необходимым.

Вы, например, слышали, что такое «жидкая» кость? Нет? Мы тоже не знали, пока не увидели. Оказывается, это «заместитель» костной ткани, который вводится шприцем через кожу в область повреждения кости. Он застывает, и трещины как не бывало! Крупные дефекты при переломах заполняют пористым титаном, который наш организм воспринимает весьма «миролюбиво». Кстати, в отделении используют даже космические технологии – скобы из металла с «памятью» формы, которые накрепко фиксируют зону перелома. Но эти материалы помогают, когда есть что спасать. В других случаях требуется более серьезное вмешательство.

За эндопротезированием - будущее

В феврале «Вечерка» сообщила о первых успешно проведенных уникальных операциях по трансплантации искусственных суставов. Мы познакомились с Натальей Николаевной Андросовой, которой в числе других пациентов Марат Рафаэлевич Еникеев вместе с коллегами сделал протезирование.

- Сына я воспитываю одна, - рассказывала женщина. – Работу бросить не могла, и по врачам некогда было ходить. Последний год мучили сильные боли в ноге. Когда сделали рентген, оказалось, головка тазобедренного сустава разрушилась почти полностью. Врачи посоветовали: в Санкт-Петербурге делают трансплантацию искусственного сустава, такие операции там поставлены на поток. Но это – дорога, расходы на операцию по «столичным» расценкам и прочее. Жила на таблетках: четыре – утром, чтобы только дойти до остановки и потом - до работы, столько же вечером – преодолеть обратный маршрут. Дальше – хуже, каждый шаг со слезами. Поняла, что еще немного – и буду ползать. О том, что операции по эндопротезированию проводятся во второй больнице, узнала случайно… А теперь видите, я уже на ногах. В движении себя почувствовала, как только встала. И даже не думаю о том, что внутри искусственный сустав. Мы живем рядом с парком. Хочу теперь весь его обойти вместе с сыном, как раньше.

Самый первый пациент, оперированный М. Еникеевым, уже ездит на своем джипе на охоту. А ведь еще семь месяцев назад он показывал нам, что может приседать. Значит, осуществится и мечта Натальи Николаевны: снова сесть на велосипед.

- Лет через десять человек с искусственным суставом вообще не будет вызывать у нас удивление, - говорит М. Еникеев. – По мировой статистике, 253 человека на 10 тысяч населения нуждаются в такой операции. Сейчас есть возможность ставить и отечественные протезы, которые стоят намного дешевле импортных, хорошего качества.

Мы увидели образец искусственного тазобедренного сустава в «работе».

- Видите, как легко и бесшумно вращается! - прокомментировал доктор. – Он помогает восстановить объем движений, данных человеку природой. Сейчас появилась возможность такие протезы ставить бесплатно пенсионерам и инвалидам. На этот счет у нас есть договоренность с фондом социального страхования и пенсионным фондом.

Болят суставы? Их нужно… промыть!

Вообще, болезни суставов – проблема века. И если раньше она касалась в основном пожилых, сейчас этим недугом страдают и те, кто едва перешагнул сорокалетний рубеж.

Люди мучаются годами. В ход идут мази, а «припечет» - дело доходит до дорогостоящих уколов. Эти проблемы как никому лучше известны травматологам.

- Наше отделение специализируется на патологии суставов. В этой сфере мы работаем уже десять лет, - рассказывает М. Еникеев. - Попав в наше отделение, люди могут получить любую помощь - начиная от консервативного лечения с введением витаминов и питательных смесей в сустав и заканчивая эндопротезированием. Проводим и артроскопические, так называемые малые операции, без разрезов. Ведь часто при болях в ногах достаточно лишь... почистить суставы. То есть убрать то, что мешает их механической работе – жир, хрящевую стружку (она возникает при трении сустава) или наросты и т.д. Сейчас мы предлагаем и новую методику «джет лаваж» - промывание суставов. Такие операции выполняются через небольшое отверстие диаметром до 1 сантиметра, они бескровные. Уходят боли, снимаются воспаления, восстанавливается функция суставов...

Оказывается, можно победить «возрастные» болезни. Пациентка из Теберды, о которой нам рассказали врачи, убедилась в этом на собственном опыте. Полторы тысячи (!) уколов за три года - такой статистикой женщина занялась отнюдь не из любопытства и подсчета потраченных средств. Каждый прожитый день для нее был наполнен болью. А каждая инъекция – возможность от нее спастись, хотя бы на время. Когда врачи травматолого-ортопедического отделения предложили пациентке промывание полости коленного сустава, женщина отнеслась к этому скептически. И все же решилась. После выписки из больницы несколько раз звонила своим спасителям, повторяя одно и то же: «Сыночки мои! Сплю без лекарств...».

Что такое египетская стопа?

- Если второй палец на ноге длиннее, чем первый. А вот в греческой форме стопы - наоборот, - просветил нас М. Еникеев. - Существует даже целая наука о стопе - подология.

Подобный параметр анатомического строения - один из десятка других, который пациенты отделения узнают из результатов комплексного

обследования стопы на компьютерном аппарате, именуемом «плантовизор».

Умная техника снимает изображение этой части ноги, «осмысливает» и выдает не только заключение об имеющейся патологии (которую, кстати, порой «не видит» рентген), но и рекомендации по лечению. К примеру, какова степень и «география» плоскостопия у человека и какие ортопедические стельки нужны для коррекции. А поскольку «зрение» аппарата трехмерное, он заметит любую деформацию стопы - угловую, с отведением наружу или вовнутрь. Эти отклонения также сказываются на работе стопы. Люди чувствуют боль, усталость в ногах. Но в тех же военкоматах по-прежнему при обследовании призывников учитываются лишь два-три параметра стопы. Как правило, поперечно-продольное плоскостопие. Плантовизор может увидеть и костные шипы на пятках...

Эмблема ортопедии – согнувшееся дерево, привязанное к черенку. Эта ассоциация не надуманная: врачи в буквальном смысле действуют именно так - исправляя, соединяя, сращивая. Но ставят людей на ноги и руки докторов...

Фото Юрия РУБИНСКОГО.

Другие статьи в рубрике «Здоровье»



Последние новости

Все новости

Объявление