Чтобы отпуск не оказался испорченным

Лариса Денежная

Еще не начались массовые летние отпуска, а некторые турфирмы уже успели отличиться. Счет пострадавших от своей деятельности открыла туристическая компания «Идеальный мир». В ситуацию пришлось вмешиваться лично главе Федеральной службы Роспотребнадзора Геннадию Онищенко, который недавно встречался с инициативной группой несостоявшихся туристов. На сайте ведомства разместили образец искового заявления в адрес упомянутого туроператора. Форс-мажорная ситуация подвигла и российских парламентариев внести поправки в закон, чтобы защитить наших туристов за рубежом.

«Идеальный мир» рухнул

«Идеальный мир» свернул свою деятельность. Но о том, что началась его агония, туристы, заключившие договоры на организацию тура в Израиль с тур-агентством, даже не подозревали. Если судить по тексту упомянутого выше искового заявления, 21 апреля 2012 г. по электронной почте они получили необходимые для поездки документы: ваучер на проживание, электронные авиабилеты, медицинскую страховку. Прибыв в аэропорт «Домодедово» на следующий день, туристы узнали: их билеты – фикция, и оплата за них не производилась. Люди пытались дозвониться по телефонам, указанным в ваучере и договоре, но никто так и не отозвался… Такие же проблемы возникли и у тех, кто возвращался после отдыха в Москву.

Многие видели телесюжет, как представитель Ростуризма заверял: деньги пострадавшим компенсируют - «Идеальный мир» заключил договор страхования с Росгосстрахом. Финансовая ответственность компании застрахована на 30 миллионов рублей. По предварительным данным, суммы гарантий должно хватить всем пострадавшим. На деле оказалось не так. Представитель Росгосстраха разъяснил, что этот самый договор страхования не был пролонгирован, он закончился еще год назад. Организация же, которая обязана контролировать деятельность туроператоров и агентств, не ведала о долгах «Идеального мира» перед израильскими партнерами.

Заметим: речь идет о туристической компании, официально прошедшей необходимую процедуру регистрации и включения ее в государственный реестр туроператоров. А значит, туристы, заключившие с ней договор, в случае каких-то неприятностей могли быть уверены: сотрудники компании никуда не сбегут, будет, кого призвать к ответу и вернуть деньги за несостоявшийся тур.

Оказалось, нынешние правовые нормы не учли некоторых нюансов, проявившихся в ситуации с «Идеальным миром».

За банкрота ответит объединение

Чтобы поправить дела на рынке туристских услуг, последовала оперативная реакция парламентариев. В закон о туристской деятельности были внесены изменения, касающиеся создания специального компенсационного фонда для повышения финансовых гарантий туроператоров и защиты туристов, отдыхающих за границей, в случае форс-мажорных ситуаций. Федеральный закон с поправками был подписан 3 мая 2012 года президентом Медведевым. Этот документ обязывает российских операторов, занимающихся выездным туризмом, вступить в объединение, подконтрольное правительству, и ежегодно платить взносы в компенсационный фонд. И, если какая-то фирма обанкротится или не выполнит своих обязательств, объединение туроператоров оплатит возвращение домой наших туристов. Эта «общая касса» заработает уже через год.

Роспотребнадзор предупреждает

Как провести отпуск, каждый решает для себя сам. Одни предпочитают провести его в горах, другие на море, часть россиян традиционно отправится на зарубежные курорты. Чтобы свести к минимуму возможные неприятности во время отдыха, Роспотребнадзор дает следующие рекомендации.

При выборе туристического оператора лучше иметь дело с известными компаниями, имеющими достаточно широкие предложения и сетевые агентства. Стоит обращать внимание на то, что стоит за турфирмой: если, помимо офиса, у нее есть еще и другие активы – например, гостиницы, то компания более устойчива.

Следующий важный момент – изучение договора, который вам предлагают заключить в тур-агентстве. Самое главное условие – чтобы информация о поездке, представленная в этом документе, была как можно более полной.

В договорах туристам должна быть предоставлена полная информация о туроператоре, его адрес (место нахождения), номер в едином общероссийском реестре, размер финансового обеспечения, условия проезда, проживания, питания, права заказчика, обязанности и ответственность сторон. Также должна содержаться информация о цене туристического продукта, условиях изменения и расторжения договора, порядок и сроки предъявления претензий.

Должно быть оговорено все, что касается вашего отдыха. Если вы приехали в отель и узнали, что рядом идет стройка, надо ли говорить, что это мало способствует хорошему отдыху.

Важный момент — информация об опасностях, с которыми может встретиться турист во время путешествия, о возможных рисках и их последствиях для жизни и здоровья.
Турфирма обязана предоставить туристу Памятку, в которой содержится достоверная информация о правилах временного пребывания в конкретной стране, об обычаях местного населения, о санитарно-эпидемиологической обстановке. Если турист может подвергнуться здесь риску инфекционных заболеваний, то перед путешествием он обязан пройти профилактику в соответствии с международными медицинскими требованиями в поликлинике (вакцинация, прием медицинских препаратов).

Претензии к качеству туристского продукта предъявляются потребителем туроператору в письменной форме в течение 20 дней с даты окончания договора о реализации туристского продукта и подлежат рассмотрению в течение 10 дней с даты получения претензий.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Уголок потребителя»

Последние новости

Все новости
Ростелеком. Международный конкурс журналистов