Чтобы продолжался полет

Елена Павлова

Чтобы продолжался полет

Летчики вполне могут назвать август своим месяцем. Те, кто посвятил жизнь военной авиации, на исходе лета дважды отмечают профессиональный праздник: 12 числа – День ВВС (отмечаемый с 1992 года) и 18 – День Воздушного флота, который с советских времен до нынешних дней летчики считают своим. В этом мы, журналисты, на них похожи — свой профессиональный праздник тоже дважды в году празднуем — в январе по российскому календарю и в мае — по советскому. Так что сегодня в авиационных воинских частях — день особый… Только на плацу бывшего Ставропольского высшего военного авиационного института имени Судца в этом году не проводится торжественных построений. На территории полным ходом идут строительные работы, вскоре здесь будет кадетский корпус.

МИГ установили
в ночь
с 17  на 18 августа
Только МИГ, который отстояли всем городом, по-прежнему словно готовится к взлету. Как и 42 года назад, когда он был только возведен на постамент возле готовящегося к открытию летного училища. Устанавливали его ночью — аккурат с 17 на 18 августа, перед Днем авиации.
Так начиналась славная история военного вуза. Славна она в первую очередь достижениями и судьбами своих воспитанников. Их взлетами и победами в прямом смысле этих слов. Многие из них занимают командные должности в объединениях ПВО, являются начальниками авиации корпусов и дивизий, командуют авиаполками. Некоторые освоили больше 20 типов самолетов, попали в отряд космонавтов. Но для каждого из выпускников Ставропольского летного путь в профессию начинался с маленького МИГ-17, что находится на перекрестке улиц Ленина и Ломоносова…
Училища не вернуть. Но хотелось бы, чтобы в кадетском корпусе, в обновленных стенах бывшего военного вуза, раз здесь будут готовить будущих защитников Отечества, детям рассказывали и о подвигах тех, кто становился на крыло здесь, в Ставрополе. Потому что это история — авиации, армии, страны. Учили здесь не только технике пилотирования.


30 лет подвигу
На днях тридцать лет исполнилось подвигу выпускника Ставропольского летного училища Валентина Куляпина, который очень хорошо усвоил слова своего наставника: «Берегите боевую машину, но помните, что самолет, хоть и очень дорогая вещь, но все же железяка, которую можно заново построить. Вас заново не построишь, поэтому в каждый вылет вы обязаны сделать все, чтобы вернуться живыми»…
Правда, еще одна истина была заложена в сознание пилота Куляпина как аксиома: «Боевая задача должна быть выполнена. В тот августовский день 1981 года Валентину пришлось совместить эти правила: выполнить задание и вернуться живым. Хотя даже опытные пилоты признавали впоследствии, что летчик в той ситуации мог сделать только одно из двух: либо выполнить, либо вернуться. Он сделал невозможное.
Приказ уничтожить нарушителя воздушного пространства СССР поступил неожиданно даже для самого Куляпина. Слишком долго с командного пункта требовали посадить внедрившийся на нашу территорию иностранный транспортный самолет. Тот не реагировал на знак садиться: покачивание крыльями. Да и качать было сложно: транспортник шел на обычной для него крейсерской скорости, а для СУ Куляпина она была абсолютно приближена к скорости сваливания. Уйти в пике, а потом выводить машину означало упустить иностранца, который вел себя нагло и, видимо, имел представление о технических пределах советской машины. В воздух было поднято несколько истребителей, в отличие от других на борту самолета Куляпина не было подвесных пушек. Но именно ему поступил приказ: «Уничтожить!». Были ракеты, только уже не было смысла их использовать. Не хватило бы времени перестроиться и занять нужную позицию. Нарушитель уходил. И Куляпин пошел на таран. Ему удалось зацепить хвостовое оперение и сбить стабилизатор. Правда, СУ после этого тоже потерял управление. Пришлось катапультироваться. Воздушный поединок был закончен. Валентин видел, как противник, кувыркаясь, шел вниз, как взорвался при ударе о землю… В пяти километрах от границы, но еще на советской территории. Потом был госпиталь, много вопросов представителей спецслужб, государственная награда. О первом в истории авиации таране, совершенном в 1914 году летчиком Нестеровым, знают многие, а вот о последнем (ибо с 1981 года ничего подобного в летной практике не было) практически никто уже не помнит. А внес этот яркий штрих в летопись героических дел нашей авиации выпускник Ставропольского летного училища Валентин Куляпин. Он оставался в строю до 1994 года. Мог бы служить дальше, но не стал – предпочел уйти из авиации в знак протеста против планового ее уничтожения.

Свои Герои
Реформирование ВВС начала 90-х иным словом действительно назвать трудно – расформировывались самые боеспособные полки, оснащенные в основном МИГами – машинами, которые американцам, резко ставшим в те годы нашими друзьями, внушали наибольшую тревогу… Эта реформа круто изменила судьбы многих летчиков, не обошла стороной и выпускников Ставропольского училища. Так, например, молоденьким лейтенантам Александру Карагодину и Владимиру Нургалиеву прослужить в авиации довелось совсем недолго. Хотя небо было их мечтой и служить они хотели, их просто сократили за ненадобностью. Но эти ребята остались верны воинскому долгу и офицерской чести, потому и оказались на самом горячем участке новейшей российской истории – в Чечне. Один в 95-м, другой – в 99-м. Оба служили уже в системе МВД. У каждого был свой последний бой, в котором главным оказалась – готовность рисковать своей жизнью ради спасения бойцов, брошенных в горнило страшной войны необстрелянными пацанами. Оба посмертно были представлены к званию Героя России. Правда, Александру в Москве его «заменили» на орден Мужества. Но значение того, что он совершил, выведя из-под обстрела порядка 400 бойцов и пытаясь спасти еще двух раненых, не становится меньше. Потому что нельзя уменьшить цену жизни, отданной во имя спасения других жизней…
Много можно назвать офицеров, которыми Ставропольское высшее военное авиационное инженерное училище имени маршала Судца может гордиться. Вот и в преддверии профессионального праздника летчиков на Международном аэрокосмическом салоне в Жуковском небо штурмуют выпускники СВВАИУ. МАКС – захватывающее зрелище. Наблюдая, как современные военные самолеты рисуют в небе настоящие пируэты и па, трудно говорить о технике пилотирования. Хочется назвать это искусством. Потому что так владеть машиной могут только летчики от Бога. И они у нас есть. Поэтому очень важно, чтобы дети, которые сегодня мечтают о небе, учились на их примерах. Чтобы, несмотря на все зигзаги армейского реформирования, в армии сохранились лучшие традиции, чтобы продолжалась история… Чтобы продолжался полет.

Фото
Александра ПЛОТНИКОВА.

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление