«Чума XXI века»: чем грозит россиянам Вирус Эбола

.

Об одной из самых опасных болезней на Земле рассказывает вирусолог

Вирус Эбола вот уже несколько месяцев держит в страхе всю планету, президент США Барак Обама объявил его мировой угрозой №1. Это и понятно: хотя общее число умерших сравнительно невелико, но летальность (процент умерших от числа заболевших) ставит его в один ряд с такими страшными болезнями, как чума и сибирская язва. И даже выше: от чумы умирает каждый второй, из десяти зараженных вирусом Эбола выживает всего один. Что это за страшный вирус, в каких регионах мира есть опасность «подцепить» эту страшную болезнь, есть ли у нас в России болезни, которые схожи с лихорадкой Эбола, где они «водятся», как проявляются? Со всеми этими вопросами мы обратились к ведущему российскому специалисту в данной области – заведующий отделом арбовирусов и лаборатории биологии НИИ вирусологии им. Д.И. Ивановского Минздрава РФ академику РАЕН Александру Бутенко.

– Александр Михайлович, давайте начнем с главного: откуда вообще взялась эта напасть на род человеческий?

– Вирус Эбола был выделен впервые в 1976 году во время вспышки, которая наблюдалась в одном из регионов Заира, где протекает река Эбола – отсюда и название вируса. В Заире из 318 заболевших 280 умерло. В Судане в том же году заболело 284 человека, из них 151 скончался. Вот таким образом мир узнал об этом страшном заболевании.

– Почему лихорадка называется геморрагической?

– Потому что ее часто сопровождают различные кровотечения: желудочные, кишечные, маточные, из десен и так далее… Заболевание сопровождается высокой температурой, слабостью, болями в мышцах, диареей, рвотой и другими симптомами.

– С того момента, как ученые обнаружили вирус, прошло почти 40 лет. Но все это время о нем знали и говорили только специалисты, ученые. С чем же сейчас связана вспышка активности вируса Эбола?

– Внимание специалистов-вирусологов, инфекционистов и эпидемиологов к этой инфекции с 1976 года действительно не ослабевало. Существуют данные о том, что в Гвинее, Либерии и других странах Африки этот вирус циркулировал много лет назад, до эпидемии 2014 года. Более того, в природе обнаружено еще несколько эбола-подобных вирусов, но не все из них являются патогенными для человека. Вирусологи наблюдают естественный процесс эволюции и возрастание числа вирусов геморрагических лихорадок. Существует группа аренавирусных инфекций – это африканская лихорадка Ласса, южноамериканские лихорадки: венесуэльская, аргентинская, боливийская и бразильская, лихорадка Марбург, геморрагическая лихорадка денге, желтая лихорадка и многие другие. Все они относятся к категории природно-очаговых инфекций со своими специфическими резервуарами и переносчиками вирусов.

– А кто именно переносит эти опасные болезни?

– Позвоночные животные и кровососущие членистоногие. Циркуляция этих вирусов происходит в природе независимо от человека, который лишь инфицируется через укусы клещей, насекомых или заражается после контакта с больными животными – летучими мышами, грызунами, обезьянами.

– Есть ли опасность заразиться геморрагической лихорадкой в России? Может быть, у нас есть места, где вирусы «дремлют» до поры до времени?

– В России вспышки подобных заболеваний случаются постоянно. На территории РФ есть крымская геморрагическая лихорадка – она названа по месту, где ее впервые открыли. Есть геморрагическая лихорадка с почечным синдромом, которая встречается повсеместно, даже в Прибалтике, а также на Кавказе, в Сибири, в Центральной России, в Саратовской, Ярославской областях, в Предуралье – Башкирии и Татарстане, на Дальнем Востоке. Чаще всего человек заражается от мышевидных грызунов. Крымская геморрагическая лихорадка распространена в южных районах России: в Ставропольском и Краснодарском краях, Астраханской и Волгоградской областях, Калмыкии, Дагестане и во всех государствах Средней Азии – бывших республиках СССР. Каждый год в нашей стране диагностируется от нескольких десятков до нескольких сотен случаев крымской геморрагической лихорадки. Встречаются у нас, на территории России, и «экзотические» заболевания: лихорадка Западного Нила, инфекции группы калифорнийского энцефалита и еще около 15 менее изученных арбовирусных заболеваний.

– Насколько опасны для жизни эти заболевания? И можно ли заранее сделать прививку от них?

– Прививок от большинства этих заболеваний не существует. Есть вакцины против желтой лихорадки, аргентинской геморрагической лихорадки, японского и клещевого энцефалита, лихорадки долины Рифт. Вакцины же от других тяжелых инфекций сейчас активно разрабатываются вирусологами, но они пока не готовы к массовому применению. Первые сообщения о создании вакцины против лихорадки Эбола появились в зарубежной литературе в начале XXI века. Предполагается ее коммерческое производство в 2015 году. Полный цикл испытаний – это очень длительный процесс. Ведь сначала вакцины испытывают в лаборатории на животных, потом – уже на людях. Весь цикл экспериментов занимает несколько лет… В России этой темой также занимаются специализированные институты. Российские ученые разработали высокоактивный специфический очищенный лошадиный иммуноглобулин, который может применяться для лечения людей и профилактики заболевания.

– Александр Михайлович, что вы посоветуете людям, которые, несмотря ни на что, продолжают путешествовать – в том числе и по странам Африки и Азии?

– Прежде чем отправиться в какую-то тропическую страну, обязательно нужно ознакомиться с существующей там эпидемиологической обстановкой. География тропических инфекций сегодня более или менее известна и доступна.

Индонезия, Таиланд и другие страны Юго-Восточной и Южной Азии – не лучшие места для путешествий наших соотечественников, хотя эти маршруты в последнее время активно посещаются туристами. В этих регионах следует опасаться заболеваний лихорадкой денге и японским энцефалитом. Местное население отчасти уже имеет иммунитет к этим инфекциям, но европейцы при отсутствии вакцинации особенно подвержены риску заражения. За последние годы в России зарегистрированы многочисленные случаи заболевания наших граждан тропическими вирусными инфекциями после возвращения из эндемичных регионов Азии, Южной Америки и Африки. Известен ареал желтой лихорадки: это тропическая Африка и Южная Америка – Бразилия и соседние страны. При посещении этих регионов необходима вакцинация против желтой лихорадки. Кроме того, для профилактики тропических вирусных инфекций нужно применять защиту от укусов комаров, клещей, мокрецов и мошек. Используют репелленты в виде спреев, мазей, защитную одежду, противомоскитные пологи и сетки, жилые помещения обрабатываются специальными химическими веществами – инсектицидами. Необходимо позаботиться и о том, чтобы не случались прямые контакты с грызунами, летучими мышами и обезьянами. Также следует использовать в пищу только термически хорошо обработанное мясо животных.

– Если человек все же заболел одним из видов геморрагических лихорадок – какое его ждет лечение?

– Лучше, конечно, не болеть… В настоящее время перечень препаратов, которые обладают эффективным действием в отношении тропических вирусов, весьма ограничен. Например, рибовирин помогает при некоторых аренавирусных лихорадках – Ласса, аргентинской, боливийской и венесуэльской, при лихорадке долины Рифт, крымской геморрагической лихорадке. Обычно врачами применяется симптоматическое лечение, которое облегчает состояние больных. Возможно применение плазмы крови или иммуноглобулина, сделанного из сыворотки крови больных, которые уже перенесли конкретно это заболевание. Нужно помнить: чем быстрее человек обратится за медицинской помощью – тем выше вероятность его выздоровления в условиях стационара. Очень важное значение имеет быстрая и правильная постановка диагноза. Сегодня в большинстве крупных городов России для этих целей созданы специализированные диагностические лаборатории.

– Александр Михайлович, возвращаясь к началу нашего разговора – скажите, какова вероятность появления в России лихорадки Эбола? Нам может угрожать эпидемия этого заболевания?

– Завоз отдельных случаев возможен, заражение от больного человека контактирующих с ним людей тоже нельзя исключить. Но укоренение и дальнейшее распространение вируса на территории России исключено – в связи с отсутствием уникальных климатических условий и позвоночных животных, которые являются резервуарами и переносчиками вируса в природе.

Наталья Смирнова.

Материал предоставлен ООО «Столица» специально для «Вечернего Ставрополя».

эбола, крымская геморрагическая лихорадка

Другие статьи в рубрике «В мире»

Другие статьи в рубрике «Здоровье»



Последние новости

Все новости

Объявление