Даниил Осиновский: «Поставить всё с головы на ноги!»

Станислав Маслаков

Даниил  Осиновский: «Поставить всё  с головы на ноги!»

Обычно журналисты звонят ему сами – просят уделить время, рассказать об очередном концерте или творческих планах. Даниил Аркадьевич Осиновский – известный в городе дирижёр и композитор. Во многом благодаря муниципальному духовому оркестру, который возглавляет без малого двадцать лет. Впрочем, он успел поработать во многих коллективах, и его музыкальная биография – отдельная увлекательная тема. Но в этот раз маэстро позвонил в редакцию сам. Поводом стала недавняя статья о будущем Ставрополя (ВС» № 171, «Немного из истории будущего»).

- Вы подняли очень важную тему, – сказал он. – Мне уже больше восьмидесяти, я прожил в этом городе полвека и не могу быть равнодушным, видя то, что сейчас происходит. Но почему всё так сложилось и что делать? Вот об этом я бы и хотел поговорить с вами.
Мы встретились в его «кабинете» – тесной полуподвальной каморке в школе искусств. Туда то и дело забегали музыканты, в соседнем зале начиналась репетиция. В этой деловой обстановке, под аккомпанемент настраивающегося оркестра, мы говорили о прошлом и настоящем нашего города. И о том, что нужно сделать, чтобы у него появилось будущее.
- У меня нет готовых рецептов спасения, - сразу заверил Даниил Аркадьевич. – На то и поставлены нам правители, чтобы искать их. Но одна из проблемных сфер – культурный упадок города – касается меня напрямую. И тут мне есть что сказать.
- Но так ли всё плохо? Много замечательных концертов проводится, театр отличный, да и оркестр ваш…
- Оставим в стороне вопрос о том, сколько раз наш оркестр выгоняли из занимаемых помещений, через какие трудности пришлось пройти, чтобы найти пристанище, получить возможность репетировать и давать концерты. Сейчас мы востребованы, и пусть минимальные, но условия для работы есть. Но в последнее время в Ставрополе исчезли два прекрасных духовых оркестра!
- Видимо, в связи с ликвидацией военных училищ.
-  Да. Я ведь сам человек военный. Приехал сюда пятьдесят лет назад дирижёром оркестра училища связи. Здесь и осел, уйдя на военную пенсию. И вот теперь, спустя столько лет видеть, как спускают его знамя – было мучительно больно. Я не ностальгирую по советским временам. Да, многое тогда было устроено более разумно. К примеру, не было министерств культуры и образования. Было единое ведомство народного просвещения. Ведь культура, искусство неразрывно связаны с образовательной сферой. Сейчас же чиновники не осознают ни своей, ни нашей роли в обществе. Для того чтобы просто дать концерт в школе, мы должны делать запрос от управления культуры управлению образования. Преодолевать несуразные бюрократические заслоны, которых вообще не должно быть!
- Так зачем же их ставить? Не лучше ли было бы оптимизировать работу, поставить во главе профессионалов?
- В том и дело, что чаще всего это люди случайные. Впрочем, сейчас я бы не хотел переходить на личности. Сама система неправильная.
- Возвращаясь к теме культуры и образования. Вроде бы неплохо у нас поставлена работа, хотя бы на уровне вузов? И факультет искусств в СГУ, где вы работаете, и разные конкурсы, призванные поддерживать молодые таланты…
- Факультет есть. Но этого ведь недостаточно! В прежнем ЮФО было три консерватории – в Краснодаре, Ростове, Астрахани. После разделения в СКФО не осталось ни одной. В Ставрополе – только школы, училище и наш факультет. Да, на этом уровне музыкальное образование в городе поставлено неплохо. Тоже, кстати, наследие советской системы. Но хорошие, талантливые выпускники, чтобы продолжить обучение, вынуждены уезжать в другие города, а то и страны. Как правило, они не возвращаются. Да что там выпускники. Возьмём вышеупомянутые оркестры упразднённых училищ. Я обивал пороги ведомств,  говорил: надо музыкантов трудоустроить, создать коллективы. Пройдёт год – и никого из них здесь не останется. Но никому ничего не нужно.
А что касается разного рода молодёжных конкурсов, то чаще всего они представляют печальное зрелище. Меня поражает, как ребята – несомненно, многие из них талантливы – подходят к выбору своих номеров. Может, я просто ворчу, но даже из современной низкопробной эстрады они берут в качестве примера для подражания самое пошлое и безвкусное. У них нет  даже общего представления о настоящей культуре, о классическом искусстве.
- Давайте вернёмся к главному нашему вопросу: что делать? Какие конкретные шаги нужно предпринять, для того чтобы  переломить ситуацию?
- Создать в Ставрополе консерваторию, способную выпускать музыкантов достойного уровня, и предоставить им возможность реализоваться в родном городе. Открыть музыкальный театр. Пока что в крае работает только один – в Пятигорске. Создать биг-бенд, оркестр народных инструментов, хоровую капеллу. Это не только преобразит культурную жизнь Ставрополя, но и создаст рабочие места для талантливых музыкантов. Они перестанут уезжать. Наконец, сделать классическое искусство доступным для горожан. Мы играем в парках города. Но можем и хотим играть больше. Мы готовы работать со школами, вузами. Но встречаем столько препятствий, что все усилия сходят практически на нет. Надо вообще иначе организовать работу, поставить всё с головы на ноги.
- Про парк Победы, где вы часто выступаете, в последнее время вообще много говорят…
- Тут всё, увы, печально. Парк культуры и отдыха во многом потерял именно культурную составляющую. Какое предложение,  такой и спрос. Люди приходят туда выпить, удовлетворить какие-то свои потребности...  Но уж точно не эстетические. Наш оркестр в тёплый сезон играет там на массовом поле. За это администрации парка спасибо. Но для традиционных выступлений с классическим, так называемым «садовым», репертуаром нужны другие площадки. Раньше они  были в парках, но теперь на их месте устроили питейные заведения. Впрочем, это неудивительно. Мы же не приносим коммерческой выгоды. Тем, кто принимает решения, куда понятнее иной алгоритм: открыть очередную пивную, где из динамиков будет надрываться очередной блатной исполнитель… Конечно, это не проблема только данного конкретного парка – меркантильность разъела культуру в городе.
- Вы верите, что ситуация изменится к лучшему в ближайшее время?
- Увы, нет. Пока что я не вижу предпосылок к прогрессу.
- Значит, надежды нет, и дальше будет только хуже?
- Нет, я бы так не сказал. Время хапуг уходит. Они не столь всесильны и бессмертны, как стараются показать. Лужков вон тоже казался непотопляемым… В царские времена у нас было множество меценатов. Они строили консерватории, училища, театры, целые поселения для творческих людей. Они вкладывали огромные средства в культуру. И результатом их работы мы до сих пор гордимся. Я надеюсь, что подобное осознание, забота не только о собственном кошельке, но и о будущем своего города, своей страны  появится вновь. И тогда мы сможем говорить о возрождении русской культуры и как следствие – всего народа. Я если и не убеждён полностью, то не теряю надежды, что у нас есть будущее.
Фото Александра ПЛОТНИКОВА

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Спасибо, дорогой Даниил Аркадьевич! Таланливый человек талантлив во всем.
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
да.. Даниил Аркадьевич сегодня наверное последний человек которого волнует решение этих проблем в нашем городе... Была ещё не менее талантливый дирижёр и гениальный педагог Лапушкина Маргарита Константиновна, но к сожалению она переехала жить в Москву.
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Пустенькая публикация. Сели, поохали, разошлись. Ты бы, Стас, походил по нашим учреждениям, культуры, так неофициально, просто понаблюдал бы сколько там у них внутри культуры. Послушал бы как руководитель учреждения культуры - женщина, мать, жена (не абы чья при этом)- разговаривает с подчинёнными на чистом матерном языке. Виртуозное владение бранной речью можно наблюдать за кулисами сцены, где проходит джаз-фестиваль. Разумеется, демонстрирует это мастерство тоже женщина, на нехрупкие плечи которой возложена ответственность за всю культуру нашего многострадального Ставрополья.
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
это интервью, а не статья, здесь важно то, что говорит собеседник, а не то, кто, где и как матерится... причем тут интервью и женщины в учреждениях культуры? хотя в том, что они бездарные руководители, я соглашусь.
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Уважаемый Алексей! Я немного разбираюсь в жанрах периодической печати, но спасибо. Речь о том, что, конечно, необходимо давать возможность высказываться уважаемым и авторитетным людям, но поднимаемые в подобных публикациях проблемы заслуживают именно статьи - аналитики. Желательно с конструктивными выводами. Надо идти дальше разговоров о том, как у нас всё нынче пошло и бездарно. В русских традициях разрешать вопросы "кто виноват?" и "что делать?".
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Осиновский: звонил, просил, дал. Но что сказал, я не понял. Забыл, пока к нему интервьюер ехал 2, 5км
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Комментарии Илларионова - воплощение русского бунта: они бессмысленны и беспощадны! Впрочем, бывают тролли и похуже. Этот флудит, но безобидно.
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Скоро вся редакция будет копать окопы...
1

Другие статьи в рубрике «Культура»

Ростелеком. Международный конкурс журналистов