День траура — день осмысления

Елена Павлова

День траура — день осмысления
Сегодня на первой полосе должен был стоять другой материал. 28 мая — День пограничника. Но на Ставрополье — день траура. И защитники наших границ простят нас за то, что добрые слова о них мы скажем на день позже. Просто получилось так, что наш Ставрополь — форпост по истории и судьбе - и все мы оказались тоже как бы на границе. Только по нему прошла не пограничная, а фронтовая полоса. Выражение «фронт без линии фронта» за последние месяцы на Кавказе вновь вошло в обиход. И прослеживается настоятельное желание не только обозначить эту линию, но и разделить ею людей... На врагов и врагов... То, что прогремевший недалеко от входа в концертный зал Дворца культуры и спорта взрыв — провокация, целью которой является дестабилизация обстановки в городе и в целом по краю, понятно было сразу. Провокацией назвал теракт и губернатор Валерий Гаевский в среду вечером. Уже через пятнадцать минут после взрыва в городе был введен режим чрезвычайной ситуации, который действовал до 9 утра четверга.

Да, вчера в Ставрополе активно распространялись слухи о якобы взорванных маршрутках, драках - причем находились даже те, кто это «видел» собственными глазами или «слышал» от сотрудников спецслужб... «Тревога» была ложной — в городе больше ничего не взрывалось и драк на национальной почве тоже не было. Многое можно понять — и шок от того, что случилось, и тревогу за близких, и вполне объяснимое желание убедиться в том, что родные, которые вне дома, живы и здоровы. Но помните, что любая провокация — это, как правило, многоходовка. За организацией терактов стоят профессионалы. Там тоже работают свои социологи, психологи и прочая, прочая, прочая. Они просчитывают возможные пути развития «цепной реакции». Один из самых легко достижимых результатов — паника. Вспомните трагические события трехлетней давности — тогда им как раз многое удалось. Так что не стоит помогать террористам достигать целей. Лучше верить официальным данным. Информационного вакуума нет. Напротив, политика официальных лиц — наиболее полное информирование жителей. 2007-й многому научил и власти, и нас. Об этом говорилось вчера на всех уровнях, на всех брифингах, да и просто в личном общении.

Не бывает терактов не подлых и не жестоких — они все направлены против безоружных людей. Этот был еще и иезуитский. Предстоял концерт чеченского ансамбля «Вайнах. Легенда Кавказа». Безоболочное взрывное устройство было приведено в действие за 15 минут до объявленного начала концерта, когда большинство зрителей как раз устремляются во Дворец. Начальник управления по делам ГО и ЧС администрации города Борис Скрипка чертит на листке бумаги примерную схему — вот вход, вот кафе «Аквариум», пристройка, дерево — жирным штрихом обозначает место, где находился этот «пакет из-под сока», с начинкой от 200 до 400 граммов в тротиловом эквиваленте... Плюс сеченная на отрезки в 6-7 сантиметров арматура. О наличии этой составляющей журналистам рассказала старший помощник руководителя следственного управления СК при прокуратуре РФ по Ставропольскому краю Екатерина Данилова и главный хирург города Айваз Байчоров, впрочем, некоторые эксперты склоняются к выводу, что дополнительными поражающими элементами, словно шрапнелью косившими людей, стали оторвавшиеся осколки самой пристройки. Взрыв был направленного действия — в самом Дворце даже стекла не пострадали, взрывная волна ударила по тем, кто находился чуть поодаль от входа или мирно отдыхал на лавочках.

О том, что это была провокация с целью разжигания национальной розни и дестабилизации обстановки, говорили вчера на брифингах и мэр города Николай Пальцев (он вместе с председателем городской Думы Евгением Луценко, министром здравоохранения края Виктором Мажаровым утром посетили в больницах пострадавших от взрыва), и заместитель председателя правительства края Сергей Ушаков (руководитель оперативного штаба по ликвидации последствий теракта, который вместе с председателем национально-культурного общества чеченцев и ингушей Рамзаном Дадахановым провел брифинг для журналистов), и заместитель главы администрации города Юрий Шепелин, под председательством которого прошло экстренное заседание консультативного совета по вопросам национально-этнических отношений. Но расчет на то, что одни озлобятся, другие станут жить в страхе и ожидании мести, не оправдался. Беда стала общей.

Среди пострадавших — не только чеченцы. Люди разных национальностей. Русские, ингуши, карачаевцы, азербайджанец, армянин... На недавних концертах хора имени Пятницкого, казачьего ансамбля песни и пляски «Ставрополье» зритель тоже был интернациональный.

А ансамбль «Вайнах» прибыл сюда, оказывается, с ответным визитом. Чуть меньше двух лет назад наша «Вольная степь» выступала в Грозном и Гудермесе с огромным успехом. Ребята из казачьего ансамбля подружились с коллегами из чеченского прямо на административной границе. О той встрече «Вечерка» писала. Тогда и пригласили «Вайнах» приехать в Ставрополь с концертом. Те долго собирались. И вот собрались...

А «Вольная степь» к ним на концерт собиралась. Художественный руководитель Василий Васильевич Берченко ради этого даже раньше репетицию закончил. А преподаватель училища искусств, тоже бывшая солистка коллектива, Оксана Ходжева ждала у входа во Дворец своего Виталия. Виталий Соколенко и сейчас в ансамбле танцует. Летом они свадьбу сыграть собирались... Оксана попала под осколки арматуры. Вечером она умерла в реанимации. Одна из тех троих, которых привезли, как говорят врачи, в агональном состоянии...

В больнице умерла и 12-летняя девочка, жительница Шелковского района Чечни, Азиза Арсангиреева. Утром в больнице скончалась 39-летняя ставропольчанка Оксана Кириенко... Среди погибших мужчин нет. И среди пострадавших, трое из которых — в крайне тяжелом состоянии, — большинство — женщины и дети. Состояние девяти — тяжелое, двенадцати — средней тяжести, шестерых — близкое к удовлетворительному, восемь человек после оказания помощи отпущены домой. Эти данные озвучил министр здравоохранения Виктор Мажаров. Он также сказал, что еще до полуночи больницы города были оснащены всем необходимым для проведения лечения и реабилитации раненых.

На заседании оперативного штаба была высоко оценена работа всех экстренных служб города. Спасатели прибыли на место уже через четыре минуты после взрыва, а через минуту подъехали и первые кареты скорой помощи.
Но помощь оказывали и те, у кого это не входит в служебные обязанности.

Сразу после теракта я разговаривала с молодым парнем, который только что вернулся из больницы, куда отвез пострадавшего. Александр Бережной — курсант училища, связи. Вернулся с учебы, только переоделся — за окном грохнуло так, что дом, казалось, вздрогнул. Он выскочил на улицу, даже толком не осознавая, что нужно делать. Какой-то парень лежал прямо возле дороги. Весь в крови. Как дошел или дополз сюда, непонятно. Только повторял: помогите. Вместе с каким-то мужчиной — в суматохе не до знакомства было – они попытались поднять юношу. Тот истекал кровью.

– Я помню только, что выскочил на дорогу, джип затормозил, я руками аж в капот уперся. Мужик за рулем сразу все понял. Открыл заднюю дверь, освободил от вещей салон. Уложили там парня. Я ему все рану пытался зажать на спине. Из нее кровь сквозь пальцы хлестала. Домчали до больницы в секунды. Там уже скорые подъезжали. С рук на руки мы нашего раненого передали. Конечно, я переживаю, как он там. Завтра, наверное, пойду его проведать.

…Пострадавшим будет оказана помощь — и федеральная, и местная. Семьям погибших будет выплачено по миллиону рублей. Пострадавшие получат всю необходимую помощь. Это глава города Николай Пальцев и председатель городской Думы Евгений Луценко обещали раненым, когда посещали их в больнице.

Ира Сидоркина, студентка филиала Московского гуманитарного института имени Шолохова, хочет только скорее выздороветь — лета очень ждала. А тут такое. У Иры вмятина лобной кости, но боли только в области травмы. Так что поправится, врачи говорят, еще повезло...

Конечно, общаясь с представителями власти, журналисты интересовались, все ли сделано было для обеспечения безопасности. Был подвешен этот пакет со взрывчаткой в последний момент перед взрывом или имела место халатность. Отвечая на этот вопрос, Сергей Ушаков сказал, что о причинах взрыва и о том, кто понесет ответственность за гибель людей, можно будет говорить после завершения следственных действий. Вместе с тем прокурором Ставропольского края уже вчера было дано поручение начальнику краевого ГУВД провести внутреннюю проверку и дать оценку действиям сотрудников органов внутренних дел, обеспечивавших безопасность концерта ансамбля «Вайнах».

Фото Александра Плотникова.

В следующем номере мы дадим слово лидерам общественных национально-этнических, славянских, казачьих организаций и духовенства. Все до одного расценивают произошедшее — как общее горе. Да и личное — тоже. Принято совместное обращение. Не просто обращение, а руководство к действию. «Вечерний Ставрополь» продолжает следить за развитием ситуации.
 

Ставрополь. Теракт 26 мая. Фотогалерея (11 фото).

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление