День знаний наизнанку, или как правильно пить абсент

Станислав Маслаков

Пышные букеты, огромные банты, наряженные дети и их взволнованные родители; грусть и предвкушение в глазах школьников; непременные «…Учат в школе, учат в школе, учат в школе!..» из динамиков… Забудьте эти пасторальные картинки. В двадцать первом веке живём. Причём не в каком-то фантастическом, а именно в нашем – с беспределом, упадком и постепенным возвратом к средневековью. Первое сентября в последнее время вызывает всё больше ужас, а не светлую грусть от воспоминаний о своих школьных годах. 

Конечно, все вышеозначенные признаки первого осеннего праздника остались. И линейки, и банты, и искажённое эхо советских песен про школу. Форма соблюдена, содержание изменилось. Можно долго говорить о том, что люди не меняются, а ворчат на молодёжь исключительно из зависти. Но лучше разуть глаза и посмотреть в лицо, вернее, в лица той реальности, которую мы на сегодня имеем.

Во всей красе она проявилась буквально в сотне метров от нашей редакции – на входе в парк Победы, который со стороны зоопарка. Там, скорчившись у бордюра, изрыгал  рвотные массы подросток. В стоявшей неподалёку компании его одноклассников один бурно доказывал другим: «Да он лох! Да я втрое больше могу выпить!» За доказательствами далеко ходить было не надо – каждый держал по банке «Ягуара». Забегая вперёд, этот напиток у ставропольских школьников, пожалуй, самый популярный. Красно-чёрные баночки мелькают у них постоянно. На втором месте водка, потом пиво и портвейн «Три семёрки». Не буду рассуждать о том, что из этой дряни вреднее – пусть этим занимаются специалисты. Но каждый второй школьник из тех сотен или тысяч, что гуляли в парке первого сентября, нёс в руках что-нибудь спиртосодержащее. И, разумеется, пил. Количество курящих, сами понимаете, было ещё большим.

Чем дальше в лес, тем больше становилось детворы. Радостными и дружными компаниями встречали они свой праздник, распевая нечто далёкое от песенки «Учат в школе» и распивая отраву из бутылок и банок. Хвастались друг перед другом марками сигарет, новым пирсингом и татуировками. Трепетно передавали из рук в руки «косяки», воняющие на пол-леса жжёной травой. Ребята и девчата источали любовь к окружающему миру и друг к другу. Некоторые в прямом смысле – для виду спрятавшись за деревом в паре десятков метров от дорожки. Конечно, не девятнадцатый век сейчас. Но подростки, прилюдно совокупляющиеся средь бела дня, – это всё же перебор даже для нашего мерзкого времени.

Особенно популярной оказалась так называемая «зона тихого отдыха», что в стороне от кафе и аттракционов. Там  школьники ходили уже практически толпами, оккупировали  немногочисленные лавочки – и воплощали всё те же немногие свои радости. Благо, ни одного стража порядка из тех сотен, что охраняли детей в этот день, на той дорожке нам не встретилось. Впрочем, к милиционерам претензий никаких – они свою работ исполнили хорошо, крупных эксцессов 1 сентября не случилось. Но вот только кто охранит детей от них самих? Ведь пьяные подростки разгуливали не только в парке, но и по всему городу. Но никто им в этом не препятствовал, хотя распитие на улице… ну, вы знаете. Видимо, сработало «правило Дня ВДВ», когда «виновникам торжества» в их праздник позволяется несколько больше, чем обычно. Но в данном-то случае речь идёт о несовершеннолетних!

Ещё пара картинок, которые запомнятся надолго. Остановка «Улица Пржевальского». Две пятнадцатилетние (на вид) дуры сидят на парапете. Сами в советского образца школьной форме с белыми фартуками и огромными бантами. Одна держит в руках связку шариков. Красота, да? Только обе смолят сигареты, а между ними стоит бутылка водки, из которой те время от времени отпивают. Им весело. Прохожим, наблюдающим эту сцену, уже не очень. Другой кадр. Игорный клуб в глубине Северо-Западного микрорайона. Перед входом – толпа школьников. Почти все, естественно, курят. Один подросток, лет тринадцати, при этом со знанием дела объясняет другому: «Вначале выпиваешь ананасовый сок, потом вдыхаешь пары и только после этого через трубочку пьёшь абсент…»

Собственно, тут самое время начать заламывать руки и кричать: «О, времена, о, нравы!», что, в общем-то, контрпродуктивно и выглядит довольно пошло. Потому что мы сами создали эти времена и эти нравы. Как говорит моя бабушка: «А чему тут удивляться? Каждый воспитывает таких детей, какие ему нужны». Не подростки виноваты, не среда и уж тем более не коварный Запад. Мы создали этот мир и эту систему ценностей. У нас ведь не советские времена, когда школа напоминала армию, и не какая-нибудь Япония, где ученики все ходят в одинаковой форме и кланяются каждому встречному взрослому. У нас отменили оценки за поведение и постоянно упрощают школьную программу, чтобы, не дай Бог, детишки не перетрудились. В России ведь демократия и свобода. В первую очередь свобода разрушать себя и своё будущее. То самое, в надежде на которое этих детей и произвели на свет. 

Но я не хочу заканчивать абстрактными рассуждениями. Все те тысячи банок, бутылок и пачек кто-то продал этим школьникам. Не абстрактные магазины, а конкретные продавцы. У многих из них есть свои дети. А вот совести и толики воображения – представить, что в это же время их чадам тоже кто-то наверняка продал отраву, – не хватает. Не пора ли нам ужесточить наказание за это преступление? Ввести прямую ответственность не только руководства, но и непосредственно продавцов? Ловить на живца, судить, сажать! По телевидению показывать и в газетах печатать. Совести нет – давить страхом. Да и детишкам стоит вольницу поубавить. Как минимум, если поймали с сигаретой или за выпивкой, в обязательном порядке ставить на учёт, вызывать родителей и информировать органы опеки и попечительства. Хоть какой-то, пусть маленький, но толк будет. Ну а если оставить всё, как есть, – что ж, мы получим то будущее, которого заслуживаем. 


Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление