Диалоги с животными

Сергей Гаврилюк

В Ставрополе в рамках Недели инновации прошла открытая лекция «Думают ли животные?»

Новокаледонский ворон в естественной среде обитания делает крючки из веток.
Новокаледонский ворон в естественной среде обитания делает крючки из веток.

На этот вопрос ответила доктор биологических наук, этолог, заведующая лабораторией физиологии и генетики поведения кафедры высшей нервной деятельности биологического факультета МГУ Зоя Александровна Зорина. Оказалось, вороны прекрасно понимают человеческие знаки, а шимпанзе различают слова и даже способны входить в контакт с собеседником с помощью жестов.

«Орудийные проблемы», или Почему попка не дурак

Посмотрите на вашего питомца, на птиц за окном или на примата в зоопарке. Нам привычна мысль, что животные могут быть забавными, вести себя так, будто они понимают происходящее вокруг. Но они на самом деле понимают, что происходит. Если поставить перед человеком проблему, он её решит. То же самое произойдет с животными: если они попадут в экстренную ситуацию, при которой им придётся искать решение, они его найдут, действуя не инстинктивно, а с расчетом.

Древнегреческий историк Фукидид приписывал воронам разборчивость, они не трогали чумные трупы. Есть даже басня, как ворон утолил жажду: на дне кувшина была вода, и дотянуться до неё было невозможно. Тогда птица стала бросать камушки в кувшин, пока вода не поднялась наверх. Думал ли ворон, что он делает, представлял ли заранее результат своих действий? Если да, то не проявление ли это разума у животных? До середины XIX века о мышлении животных серьезных разговоров не было, пока Чарльз Дарвин в «Происхождении видов» не подметил, что у них помимо инстинктов есть и мышление.

К началу XX века стало ясно, что одних наблюдений недостаточно, нужны эксперименты. В 1913 году Надежда Ладыгина-Котц, основоположница зоопсихологии в России, приобрела шимпанзе Иони и три года исследовала его поведение. Оказалось, что Иони у вырабатывались не только условные рефлексы, но и способность к абстракции. В 1914 году Вольфганг Кёллер провел ряд экспериментов над человекообразными обезьянами и сделал вывод об их способности к решению несложных задач и к «инсайту», когда животное вдруг осознает возможности окружающего пространства для решения проблемы.

Эксперимент с кормушками и "подсказкой".
Эксперимент с кормушками и "подсказкой".

Эти эксперименты проводятся до сих пор, усложняются и меняются. Так, например, если подвесить высоко в клетке лакомство, шимпанзе найдет способ его достать. Кёллер предлагал своим питомцам решить эти проблемы с помощью палок, коробок и иных орудий. Потому такие задачи назывались орудийными. Интересно, что обезьяна, видя высоко подвешенный банан, начинает собирать лестницу из коробок, не выпуская из рук длинную палку. Высоты готовой лестницы не хватит, чтобы достать банан, зато можно дотянуться с помощью палки. Животное определялог пространство вокруг, рассчитывало, чем можно воспользоваться, чтобы достать приманку, и какой длины должна быть палка или какой высоты — коробка. Отсюда были сделаны выводы, что человекообразные обезьяны обладают пространственным мышлением и рассчитывают параметры вещей вокруг.

В «нулевые» даже выходило шоу на чешском телевидении о жизни обезьян в зоопарке Праги. Интересно, что гориллы использовали стружки в качестве обуви, из коробок строили лестницы, чтобы смотреть в окна, как готовят им пищу. Некоторые додумывались затыкать фотоэлемент в фонтане, чтобы вдоволь напиться воды. И эти догадки переходили от старшего поколения к младшему.

Аналогичные эксперименты проводились и в России: они показали, что мышление присуще не только человеку, но и высшим животным. Одну и ту же задачу они выполняют разными способами и по-разному могут использовать орудия.

А что же низшие? Этой проблеме посвятил своё исследование биолог Леонид Крушинский. Он придумал испытание для пяти классов позвоночных и основывался на принципе экстраполяции. Перед животными стояла огромная ширма с отверстием, за которой находились кормушки. Стоило приступить к кормёжке, как миски разъезжались в разные стороны: самые догадливые, проследив за их движением, прибегали в конечный пункт за ширмой и завершали трапезу. Оказалось, что утки с экстраполяцией не дружат вообще, а вот дельфины и врановые прекрасно справляются с этой задачей.

Среди птиц самые высокие результаты в подобных исследованиях показали попугаи и вороны. Например, грачи интересно справляются с задачей, описанной Плинием. Ученые ставят перед птицей пробирку с водой, а на дне небольшое ведёрко с лакомством. Достать его клювом не получится, нужно что-то придумать, и грач находит небольшую проволоку, изгибает её конец и цепляет добычу. Если новокаледонская ворона даже в природе добывает пищу именно таким способом: изготавливая из палочек четыре вида орудий, то грач не приспособлен к таким действиям в принципе. Но птица решила проблему.

Зоя Александровна рассказала об интересном эксперименте, проводимом над воронами. Перед птицей стоят две накрытые кормушки, в одной лежит червяк. Чтобы угадать, в которой, птице дается подсказка: между кормушками есть картинка, которая соответствует одной из крышек. Выбери нужную — и червяк твой.

Постепенно эксперименты усложнялись, менялись рисунки и принцип расположения предметов на них. Например, на подсказке есть шесть синих квадратов, а на крышках точки или овалы. Вороны «считали» количество предметов на подсказке и выбирали нужную кормушку.

Чтобы окончательно убедиться в том, что птица не «обманывает» рефлексами ученых, на подсказках появились буквы «S» и «V». S – одинаковые предметы, V — разные. Птицы быстро научились различать эти буквы и стали с легкостью отличать крышки с разными или одинаковыми предметами. Причем комбинации были наподобие тех, что человек видит в IQ-тестах. Обычно даже люди не справляются с некоторыми.

Как обезьяна обозвала воспитателя «грязным Джеком»

Братья наши меньшие умеют оценивать ситуацию, делать выводы и рассчитывать свои действия. Но могут ли обобщать информацию, формировать понятия и использовать их для определения объектов? Речь идёт о сигнальной системе, например, языке. Человекообразные обезьяны могут формировать довербальные понятия «число-сходство», значит, можно научить их и большему. Сигнальная система животных может описать только происходящее здесь и сейчас, будущего и прошлого они не знают. Но могут обозначить с помощью человеческой сигнальной системы. Шимпанзе или бонобо, конечно, не заговорят в силу физиологических особенностей, но использовать жесты и соответствующие им звуки смогут.

Бонобо Канзи.
Бонобо Канзи.

В 1966 году Аллан и Беатрис Гарднеры приобрели шимпанзе Уошо и стали учить его английскому языку для глухонемых, амслену. За три года Уошо выучила 160 слов, а в 1972 году языку жестов стали обучать более десятка шимпанзе. Обезьяны научились контактировать с людьми и строили простейшие предложения в духе «Дай красное яблоко», «Дай, пожалуйста, сладкое», некоторые даже научились ругаться и шутить. Например, горилла Коко называла себя «хорошей птичкой», а одного из своих воспитателей назвала однажды «грязный Джек».

В ходе исследования был установлен факт, что обезьяны могут сами давать названия предметам, придумывая им свои жестовые обозначения, например, зажигалка - металл, горячо, огурец - банан, зелёный, лебедь - птица, вода. Последнее Уошо «придумала» во время прогулки на лодке, заметив лебедей на поверхности.

Не только языку жестов, но и выдуманному языку пиктограмм учили шимпанзе. Эрнст фон Глазерсфельд в 1970-е годы разработал язык йеркиш специально для обучения антропоидов. Перед обезьяной ставилась клавиатура с пиктограммами, каждая из которых обозначала слово. Самый яркий пример такого обучения — бонобо Канзи, воспитанник приматолога Сью Сэведж-Рамбо. Причем интерес к йеркишу он проявил ещё в детстве, когда его мама обучалась языку лексиграмм. Детеныш постоянно следил за мамой и учился у неё и в итоге стал более продуктивным «учеником». До сих пор Канзи считается самым умным шимпанзе, и по интеллекту он сравним с трехлетним ребёнком.

Подобные исследования сталкивались с критикой со стороны скептически настроенных учёных: обезьяна может получать подсказки и просто повторять движения человека. Однако были зафиксированы случаи, когда шимпанзе оставались одни и использовали жесты для передачи информации.

Итоги экспериментов и обучения шимпанзе показали, что их мозг способен к обобщению, формированию понятий и демонстрирует промежуточную доязыковую сигнальную систему -предтечу нашего общения. Но в естественной среде обитания эти функции не находят своего применения. Возможно ли, что и мозг не проявляет свои способности до конца, как это вышло с Уошо или Канзи?

Итак, ваша кошка, скорее всего, прекрасно вас понимает, знает точно, как достать корм с дальней полки, а собаке точно известно, куда вы в прошлый раз положили поводок. А если сосед назовёт вашего попугая глупым, предложите ему головоломку с двумя кормушками и одной подсказкой. Вдруг не угадает?

 

мышление, Животные

Другие статьи в рубрике «Наука и технологии»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление