Для тех, кто нуждается в помощи

Тамара Коркина

С 1 января 2015 года вступает в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Он заменяет собой два действующих ныне федеральных закона, принятых в 1995 году: № 122  – «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и № 195 – «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». О том, чем отличается новый закон от нынешних, рассказывает директор краевого Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов кандидат социологических наук Галина Шпак.

Ныне действующие законы были приняты в сложное для страны время – в середине девяностых годов. До принятия нового закона прошло почти 20 лет. Он направлен на дальнейшее развитие социального обслуживания россиян, на повышение его уровня, качества и эффективности.

Действие закона распространяется как на граждан РФ, так и на иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории нашей страны, а также на беженцев.

– Какие отличия вы как специалист сферы социального обслуживания увидели сразу?

– В законе вводятся такие новые понятия, как «получатель социальных услуг», «поставщик социальных услуг», «профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании» и другие. В новой редакции излагается понятие «стандарт социальной услуги», который вбирает в себя основные требования к объему, периодичности и качеству социальной услуги.

Социальное обслуживание основывается на заявительном принципе, то есть в его основе – волеизъявление человека. Желая получать социальное обслуживание, он либо сам пишет заявление, либо это делает его законный представитель, иные лица, органы и общественные организации. Форма заявления утверждена Минтрудом России.

Закон четко устанавливает обстоятельства, при которых люди признаются нуждающимися в социальном обслуживании. Среди них – в частности, полная или частичная утрата способности к самообслуживанию, к самостоятельному передвижению, к обеспечению основными жизненными потребностями из-за заболевания, травмы, возраста или инвалидности. Социальная служба придет на помощь, если в семье – инвалид, ребенок-инвалид, нуждающиеся в постоянном постороннем уходе, дети, находящиеся под опекой. Новый закон, скажу так, берет под защиту семьи с внутренними конфликтами, в которых есть лица с алкогольной, наркотической или игровой зависимостью, психическими расстройствами, семьи, в которых случается насилие. В поле зрения закона попали люди без определенного места жительства, без работы и средств к существованию. Они могут рассчитывать на социальную помощь.

– Индивидуальная программа оказания социальных услуг, о которой говорили в СМИ при обсуждении законопроекта, – что это такое?

– Закон предполагает индивидуальный подход к установлению социальных услуг каждому конкретному человеку, исходя из его потребности в них. Индивидуальная программа оказания социальных услуг – это документ, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки, перечень рекомендуемых услуг. Программа пересматривается в зависимости от изменения потребности человека в социальных услугах не реже чем раз в три года.

На основе индивидуальной программы заключается договор между поставщиком социальных услуг и гражданином либо его законным представителем. В договоре определяются предоставляемые социальные услуги, их стоимость, если они предоставляются за частичную или полную плату.

– Чуть подробнее – об оплате...

– Закон определяет условия предоставления социальных услуг на бесплатной и платной основе, а также категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно во всех формах социального обслуживания. Это – несовершеннолетние дети, лица, пострадавшие в чрезвычайных ситуациях, вооруженных межнациональных конфликтах. В нашем крае право на бесплатное получение социальных услуг на дому и в полустационарной форме социального обслуживания имеют участники и инвалиды ВОВ.

Социальные услуги предоставляются бесплатно, если среднедушевой доход получателя ниже или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно. Условия предоставления социальных услуг – бесплатно, за плату или частичную плату пересматриваются при изменении среднедушевого дохода получателей, величины прожиточного минимума и размера предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно.

– Что такое «размер предельного среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно»?

– Размер определяют региональные власти. В нашем крае он будет равен полуторной величине прожиточного минимума, установленного по основным социально-демографическим группам населения. Размер ежемесячной платы за социальные услуги рассчитывается на основании тарифов, но не может превышать пятьдесят процентов разницы между величиной среднедушевого дохода и предельной величиной среднедушевого дохода, установленной для предоставления социальных услуг бесплатно.

Тарифы на социальные услуги и контроль за их применением – прерогатива министерства труда и социальной защиты населения края. Хочу подчеркнуть, что новые условия предоставления социальных услуг не должны ухудшить положения тех, кто имеет право на их получение сегодня. Примерный перечень видов социальных услуг такой: бытовые, медицинские, психологические, педагогические, трудовые, правовые, срочные социальные услуги.

– Вы упомянули, что социальные услуги могут оказываться людям без определенного места жительства, без работы и средств к существованию. Каким образом?

– Речь идет о срочных социальных услугах: обеспечение бесплатным питанием, одеждой и предметами первой необходимости, содействие в получении временного жилья, юридической и экстренной психологической помощи и так далее.

Кроме того, закон вводит социальное сопровождение граждан при предоставлении социальных услуг. Оно предполагает содействие при получении подопечными медицинской, психологической, педагогической, юридической помощи. Здесь речь идет о межведомственном взаимодействии организаций. Мероприятия по социальному сопровождению отражаются в индивидуальной программе.

Закон особо оговаривает межведомственное взаимодействие при предоставлении социальных услуг. Основывается оно на регламентах, позволяющих организовать сотрудничество различных ведомств для достижения единых целей в обслуживании нуждающихся в помощи людей.

социальные услуги, пожилые люди, закон, беженцы

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Закон и порядок»

Другие статьи в рубрике «Общество»

Ростелеком. Международный конкурс журналистов