Добрая память о мастере и друге

Ольга Метёлкина

Сегодня, 16 января, замечательному художнику, почетному гражданину Ставрополя и Ставропольского края Павлу Моисеевичу Гречишкину исполнилось бы 93 года

Александр Бушнев с благодарностью хранит подарок Павла Гречишкина, Гречишкин
Ольга МетёлкинаАлександр Бушнев с благодарностью хранит подарок Павла Гречишкина

День рождения, безусловно, подходящий повод вспомнить об этом исключительно талантливом мастере пейзажа. Однако слова благодарности и восхищения в его адрес не перестают звучать круглый год как минимум с 1987 года – с тех пор, как Павел Моисеевич решил подарить родному Ставрополю 167 лучших своих работ. Со временем мастер значительно пополнил коллекцию, специально для которой была открыта галерея пейзажей П.М. Гречишкина. Ни до, ни после город еще не получал от художников столь бесценных даров. На сегодняшний день собрание галереи насчитывает 491 живописное полотно, 70 графических рисунков и внушительный архивный фонд художника. В постоянной экспозиции посетители могут увидеть 345 авторских работ. Знаю не понаслышке, что залы галереи никогда не пустуют. Ставропольцы сами любят бывать здесь не по одному разу и стараются познакомить гостей города с творчеством любимого художника.

Александр Степанович много фотографировал художника за работой, Гречишкин
Ольга МетёлкинаАлександр Степанович много фотографировал художника за работой

Накануне дня рождения П. М. Гречишкина мне посчастливилось увидеть полотно его кисти, которое никогда не было на выставках. Известно, что художник дарил множество своих работ. Так и это живописное полотно в 1977 году стало подарком к юбилею друга детства. Александр Степанович Бушнев с исключительной теплотой вспоминает о Павле Моисеевиче, с которым они родились и росли в Татарке.

– Несмотря на разницу в возрасте – я на пять лет моложе, нас многое связывало, – поделился Александр Степанович. – Мы учились в одной школе. До войны наши отцы вместе работали в лесхозе. И так случилось, что оба они погибли.

По-разному сложились судьбы односельчан. Павел Гречишкин в 1941 году был призван в Красную Армию. Александру Бушневу пришлось повзрослеть раньше времени. Старший из четверых детей в семье, он взял на себя мужскую работу в доме, к тому же, помогая матери, научился готовить.

Дороги односельчан вновь пересеклись уже после войны. Демобилизовавшись, Павел Моисеевич пошёл работать в художественные мастерские Ставропольского парка культуры и отдыха. Там его и нашел друг детства. Позже, даже находясь вдалеке от Ставрополя, Александр Степанович старался не терять связи с Гречишкиным. Жизненные пути-дороги действительно побросали его по стране. После окончания железнодорожного техникума Александра Бушнева направили на работу в Шауляй. Будучи уже вторым секретарём райкома ВЛКСМ и главой небольшого семейства, по комсомольской путёвке он отправился в Казахстан осваивать целинные земли. Там в судьбе А.С. Бушнева случился ещё один неожиданный поворот: прочитав его заметку, редактор местной газеты заявил, что ему нужны такие кадры, и настоял, чтобы Александра Степановича перевели с прежней работы в редакцию.

Павел Гречишкин и Александр Бушнев в мастерской художника  (фото из личного архива Бушнева), Гречишкин
Ольга МетёлкинаПавел Гречишкин и Александр Бушнев в мастерской художника (фото из личного архива Бушнева)

Всё это время не прекращалась переписка Бушнева с Гречишкиным. А когда в конце 60-х годов семья целинников вернулась в Ставрополь, они снова встретились, и Александр Степанович узнал, что значит  – выезжать на этюды вместе с Павлом Моисеевичем. В тёплое время года они отправлялись с палатками в Архыз. Гречишкин с утра до вечера писал этюды. Его друг рисовать не умел, но сама возможность быть свидетелем создания произведения искусства доставляла ни с чем не сравнимую радость. Некая сопричастность процессу заключалась ещё и в том, что Александр Степанович взял на себя кулинарные заботы. Вот когда пригодились навыки, полученные в детстве. «Что же из приготовленных Вами блюд, предпочитал Гречишкин?» – спрашиваю у своего собеседника.

– Павел Моисеевич очень любил мой борщ, – улыбается Александр Степанович. – Я готовил его по маминому рецепту, но немного усовершенствовал: картошку варил целиком, а потом хорошенько разминал. От этого борщ становился наваристее. А на свежем воздухе, с дымком, вообще объедение. Любил Павел Моисеевич и гречневую кашу. Без всяких добавок  – просто с растительным маслом. В еде он вообще был непривередлив. Я рад, что в тех поездках смог избавить его от забот по кухне, и он не отвлекался от работы.

Александр Степанович вспоминает, как вместе с художником ему посчастливилось выезжать на этюды в Архыз, в верховья Теберды, на Стрижамент. Листая альбом с репродукциями работ П.М. Гречишкина, он узнаёт знакомые места и полотна, эскизы к которым рождались у него на глазах: «Лесная прохлада. Архыз», «Северный Кавказ», «Река в Архызе», «Дни уходящей осени», живописные места леса возле Татарки...

Павел Моисеевич Гречишкин оставил о себе добрую, светлую память. Он был одарён не только мастерством живописца. Талантливейший художник, он обладал исключительным талантом человеческой доброты и безграничной щедрости.

Гречишкин, художник, история, люди

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление