Дойти до сердца

Пушкин и Кавказ неразделимы. Свидетельство тому - не только многочисленные произведения поэта, посвященные этому краю. Имя его увековечено на Ставрополье в названиях улиц, библиотек, памятных, мемориальных мест. В краевом центре, у подножия Крепостной горы, открыт памятник поэту.

Пушкину посвящают свои произведения ставропольские писатели и поэты. Свой вклад в музыкальную Пушкиниану вложил в свое время ставропольский композитор Николай Зинченко. Памяти поэта посвятил он вокальный цикл «В гостях у Пушкина». Листая как-то журнал Центрального комитета комсомола «Костер» - это было еще в советские времена, - Зинченко встретил там цикл стихов ленинградской поэтессы Екатерины Серовой, кстати, очень удачно иллюстрированный художником Севастьяновым. Рисунки во многом дополняли содержание стихов цикла, который так и назывался «В гостях у Пушкина». Стихи сразу же привлекли внимание композитора своей искренностью, теплотой, сердечностью. Образы в стихах были очень трогательные и в то же время совсем простые, человечные. Зинченко почувствовал, что они могут ложиться на музыку. Читая стих за стихом, он уже слышал интонации и невольно напевал отдельные строки.

По опыту своей творческой работы Николай Зинченко знал, что композитору всегда нужен тесный контакт с поэтом. И он устанавливает с Екатериной Серовой творческое содружество. Пишет ей письма, в которых раскрывает свои музыкальные замыслы. Она внимательно их рассматривает, дает соавтору свои варианты.

Композитору было важно знать, насколько совпадают созданные им музыкальные образы с тем настроением, которое есть в стихах. Ему нужна была личная встреча с поэтессой, чтобы убедиться, что он стоит на верном пути. Тем более что она бывала в пушкинских местах в Псковской области, а Зинченко - только в Москве и под Ленинградом.

Вокальный цикл заинтересовал композитора своим интересным композиционным построением. Поэт показан в разные моменты его жизни, начиная от лет, где он общался со своей любимой няней Ариной Родионовной. Здесь же и прекрасное чувство поэта к Анне Петровне Керн. И заканчивается цикл тревожными днями декабрьского вооруженного восстания. А какие поэтические названия у песен цикла?! «У домика няни», «Аллея Керн», «Встреча», «Декабрьские дни». События декабря 1825 года стоят в финале, потому что Пушкин не мог быть равнодушным к политике, его волновала жизнь общества, в котором он жил.

Говоря о вокальном цикле, нельзя не упомянуть о его третьем соавторе - исполнителе. Им явился тогда солист Ставропольской краевой филармонии заслуженный артист республики Борис Бруснев. Сейчас он уже народный артист России. Что он вложил в песни этого цикла? Насколько сумел для себя открыть в них Пушкина?

- Бруснев очень серьезно и внимательно относится к новым произведениям, - признавался Николай Зинченко. - Меня очень поразило и в то же время обрадовало то, что у нас с ним были творческие споры. Вот, например, здесь, по логике, должно быть более динамично, а вот здесь подавать материал нужно более эмоционально. Конечно, у меня свое отношение к Пушкину, нашему гению. А у певца, видящего перед собой нотный материал, - свое, творческое исполнительское отношение к поэту. Такое содружество было очень приятно. Активно участвовал в работе над циклом и концерт-мейстер Александр Шипотовский.
Тогда же вокальный цикл был записан на пленку в студии краевого радио, для того чтобы давать его в эфир. Осуществили запись опытный звукорежиссер Михаил Ландин и оператор Анна Гугосьянц. Всей команде, плодотворно и с увлечением работавшей над этим произведением, оставалось только ожидать, что вокальный цикл дойдет до сердец радиослушателей и в основном до сердец почитателей Пушкина. А таковых у поэта очень и очень много. И это будет для всех самой высокой оценкой.

Виталий Задорожный.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1
Ростелеком. Международный конкурс журналистов