Домен, что в имени твоем?

Геннадий Савелов

Домен, что в имени твоем?

Сегодня для многих Интернет  - не только источник информации, инструмент для работы, средство связи, но и место самовыражения и общения, а потому полезно знать базовые термины и понятия, используемые в глобальной Сети. Информация в Интернете доступна на сайтах, имена которых называют доменами. Именно о доменах и пойдет речь в данной статье.

Уровни и зоны

Система доменных имен строится по принципу иерархии. На вершине стоят домены первого уровня, а точнее, доменные зоны, которые могут обозначать географическую или профессиональную принадлежность, профиль организации и т.п. Например, зона «ru» обозначает то, что сайт российский, в зоне «edu» регистрируют сайты учебных заведений, в зоне «com» - коммерческие предприятия, «travel» - сайты турагентств, туроператоров и т.п. Надо сказать, что среди доменных зон есть весьма примечательные, например, до сих пор живет и здравствует доменная зона «su» — национальный домен верхнего уровня Советского Союза, который был зарегистрирован еще в 1990 году (об Интернете ставропольцы тогда и не слышали). Советский Союз распался, а доменная зона до сих пор жива, хотя ее и хотели упразднить.

Некоторые доменные зоны российские граждане и компании только-только начинают осваивать. В качестве примера можно привести доменную зону «pro», которая позиционирует себя как интернет-область для профессионалов различных сфер деятельности. Процедура получения домена  в зоне «pro» предусматривает проверку на правомерность пользования товарным знаком или брендом, а также подтверждение профессионализма специалиста либо компании. Пока в этой зоне много свободных привлекательных имен. 

Недавно мы были свидетелями начала регистрации доменных имен в кириллической зоне «РФ». Правда, несмотря на ажиотаж, сопровождавший ее открытие, она пока еще не столь популярна у пользователей и владельцев сайтов.

Вернемся к иерархии доменов. Доменами второго уровня являются сайты вида «имя.зона» (например «site.ru»). Как правило, домены второго уровня регистрируются на конкретные компании или частных лиц и являются классическим именем сайта.  Но у правила есть исключения  - существуют корневые доменные зоны второго уровня, означающие региональную принадлежность не просто к какой-то стране или объединению стран (как зоны первого уровня), а более конкретную географическую привязку. Например, зона «spb.ru» - означает привязку к Санкт-Петербургу или Ленинградской области, а «co.uk» к Великобритании, входящей в Объединенное содружество.  

Домены третьего уровня (за исключением региональных) и более низких уровней называются поддоменами. Крупные Интернет-компании нередко создают платформы, выделяют хостинг (место для физического размещения информации), позволяя частным лицам и организациям бесплатно создавать собственные сайты и блоги. Наиболее популярны такие бесплатные платформы, как Живой журнал для блогов (livejournal.ru), narod.ru (поисковая система Яндекс). 

Создать сайт или блог с доменным именем третьего уровня на бесплатном хостинге очень просто, однако следует помнить, что и сам Интернет-ресурс, и домен принадлежат не вам, а владельцам основного домена, которые могут в любой момент его отобрать.

Кто и как регистрирует домены?

Зарегистрировать домен может любой желающий. Достаточно определить свободное имя и подать заявку на имя регистратора. Реальная стоимость регистрации доменных имен невелика. Например, домен зоны «ru» можно зарегистрировать всего за 100 рублей. Правда, надо знать, где регистрировать. Регистрацией занимаются специализированные компании, наделенные правами проверять сведения заявителя и заносить в реестр. Во главе всего процесса регистрации доменов стоит некоммерческая организация  ICANN (Internet Corporation for Assigned Names and Numbers), регулирующая правила и порядок в сфере доменных имен во всем мире. 

На уровне государства правила ICANN могут дополняться собственной нормативной базой. Например, в России введено правило, что при регистрации домена гражданин обязан предоставить сведения о месте своего жительства, реквизиты паспорта и сканированное изображение этого документа (для идентификации владельца домена). В ряде международных и национальных доменных зон такие сведения сообщать необязательно. 

Следует помнить, что, зарегистрировав доменное имя, вы должны продлевать право на домен путем оплаты каждый год. Предоплата вперед не допускается.

Красивый домен – это капитал

Приобретение «красивого» домена является отличным вложением средств. Своевременно зарегистрированный и затем проданный домен может принести высокую прибыль. Существует развитый вторичный рынок перепродажи доменов, на которых «красивые» имена уходят за сотни тысяч, а порой и за миллионы долларов. Примерами могут служить домены Gambling.com и Poker.com, перепроданные в свое время более чем за 20 миллионов долларов каждый. Но рекорд принадлежит домену business.com, ушедшему с молотка примерно за 350 миллионов долларов. 

С ростом количества сайтов остается все меньше и меньше доменов с благозвучными названиями, обозначающими профессиональную или региональную принадлежность. И в этой ситуации профессионалы стали придумывать новые способы, добавляя дефисы (например, site-stavropol.ru), используя цифры (26site.ru) и открывая новые доменные зоны.

Так что, если проявить смекалку или обратиться за помощью к специалистам, всегда можно подобрать привлекательное доменное имя, которое будет удовлетворять вашим требованиям и, может быть, принесет вам прибыль в будущем.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Общество»

Ростелеком. Международный конкурс журналистов