Домик бабушки Лиды

Наталья Буняева
Лидия Абрамонма Терехова, гвардии сержант.
Лариса ДенежнаяЛидия Абрамонма Терехова, гвардии сержант.

Честно говорю, бабушкой назвала только потому, что моей сегодняшней героине 93 года. Почти. А если честно, то она мне фору даст и перегонит на любых жизненных дистанциях. Сегодня моя героиня – Лидия Абрамовна Терехова (Красинская).

Мы с моей коллегой Ларисой Денежной побывали у нее в доме, посмотрели, как живет ветеран Великой Отечественной: праздничная зеленая кофта просто «скривилась» от количества медалей. И даже орден есть – Отечественной войны и медаль – «За боевые заслуги». И множество фотографий, глядя на которые можно... Ну не знаю: мне хотелось плакать. Крошечная, кукольная какая-то девочка, худенькая до прозрачности, подвешивает бомбы под крылья самолетов... Гвардии сержант авиации. Только за это можно проклясть все войны, отнявшие у многих народов таких вот детей.

В 42-м ее призвали, и они ехали воевать в эшелоне, полном девчат. Если страна отдает войне женщин... Ну тут у меня свои соображения. Приехали они сперва на учебу в Грузию. Там девочек разделили на группы: Лидочка попала как раз в авиацию. И таскала потом тяжеленные смертоносные железяки до конца войны. Домой вернулась в июне 45-го. С мужем. Они были знакомы еще до войны, но нравы были строгие, а тут война: не до теплых летних ночей: он уехал на свою войну, она – на свою. А оба – на Отечественную, названную Великой. А потом как-то встретились. И Алексей женился на повзрослевшей своей подруге.

Ну вот теперь к главному. Домик, в котором живет Лидия Абрамовна, раньше назывался, по-моему, жактовским. Что это значит – я не знаю. Но сама прожила в таком лет десять... Строили супруги его сами: известный в спортивном мире Алексей Макарович Терехов, ну и Лидия помогала. Тогда давали определенное количество «соток». У них, похоже, шесть. И на этом крохотном пространстве нужно было и дом, и сарай, и огород разместить: времена были не самые сытые, пятидесятые годы. Кое-где еще голодали. Дом получился крошечный: две комнатки и кухня. Все вместе – ну может, метров 18. Не думаю, что ошибаюсь. В доме была вода, холодная. С горячей были проблемы: город после войны, все, кто посовестливее были, старались не обделить соотечественников. И газ провели. Все остальное – во дворе. Так и жили: воду грели, ходили в баню, была недалеко. Огород приносил урожай, деревья плодоносили... Тут же и дочь родилась, Ира. В общем, все скромно жили и не заглядывались на соседей.

Лидочка с товарищами у своего самолёта-штурмовика
Лидочка с товарищами у своего самолёта-штурмовика

Теперь жизнь уже сильно немолодой женщины не просто осложнилась. Она стала невыносимой. И как бы ни скромничали мама и ее дочь – я знаю, на своей шкуре испытано: все, что собирала Лидия Абрамовна на похороны (есть у наших стариков такая странная привычка), ушло на ремонт жилища, которое трудно назвать полноценным домом. Ну пусть бы он был маленьким! Но на проводку без слез и страха не взглянешь: какие-то скрутки, изолента... В крошечную и низкую кухню как-то «впихнули» унитаз, скромно прикрыв его пластиковой панелью. Горячей воды как не было, так и нет. Супруг умер еще в 1978 году, и с тех пор хозяйка домика сама бьется с жизнью.

Крошечные комнатки заставлены «всем нужным». Я серьезно! Ну как без старого пианино, если она всю жизнь работала аккомпаниатором для гимнасток? Кровать и диван, несколько шкафов, забитые всем, что когда-то грело сердце: альбомы, пожелтевшие газеты, да много чего...Лариса, увидев на окне герань, тут же начала приводить цветы в порядок, известный только ей: что-то ломала, снова сажала. Дочь Ирина, видимо, как и я, «хорошо» разбирается в цветах, вздохнула: «Теперь я могу читать!..» В комнатке заметно посветлело.

Редчайший документ эпохи: благодарность от самого Сталина, 3 мая 1945 года.
Редчайший документ эпохи: благодарность от самого Сталина, 3 мая 1945 года.

Все, что делают женщины, чтобы хоть как-то улучшить быт ветерану, фронтовичке, хрупкой, как стеклышко, – за свои деньги. Вот никак не дождутся, когда доделает им проводку нанятый для этого рабочий... А ведь дочь уедет. Как старенькая мама справится с ремонтом, с зимой, заглянувшей в маленькие окна?

Когда-то рядом с ними жил наш автор, почетный гражданин города, спортсмен Василий Скакун. Он помогал во всем, и между домами не было никаких перегородок. Теперь соседи другие, и между домами выросла стена. Как провести горячую воду? Бог знает... Там же надо копать, а кто возьмется искать эти трубы теплосети?

Как переживет эту зиму Лидия Абрамовна – не знаю. В баню идти ей уже не по силам – далеко. Теперь купание превратилось в целый ритуал: детская ванночка наполняется водой, большой таз устанавливается на табуретки, и так вот приводит себя в порядок женщина, которая считает, что просить... ну это как-то неудобно. Может, есть кто-то, кому еще хуже? Да. Есть. Но есть и масса людей, которые точно знают, КАК помочь Лидии Тереховой. Может, квартиру предоставить, есть же закон! Или напрячься да врезать эту чертову трубу в теплосети?

ветераны

Другие статьи в рубрике «История»

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление