Дошкольное образование: что было, что есть, что будет

Лариса Ракитянская
31 марта в Михайловске пройдет коллегия минобразования края по дошкольному образованию. Тема важная, и министр образования Алексей Шабалдас решил поделиться своим видением развития первой ступеньки непрерывной образовательной лестницы. Цель публикации Алексей Егорович обозначил так: надо посоветоваться с читателями. Ведь родители наверняка имеют собственную точку зрения и, возможно, еще до профессионального обсуждения внесут конкретные предложения. Их обязательно учтут специалисты, принимая важные решения.

- Алексей Егорович, как Вы оцениваете нашу систему дошкольного образования?

- Положительно. Мы неплохо работаем в области здоровьесберегающих технологий: есть краевая целевая программа, на ее исполнение было выделено за два последних года более 3 миллионов рублей из краевого бюджета. В результате значительно снизилась заболеваемость детей. Наш опыт одобрен как в ЮФО, так и во всей России. К примеру, в ДОУ № 76 города Ставрополя впервые в России идет реабилитация детей-инвалидов, включая колясочников, страдающих ДЦП, совместно со здоровыми малышами. Интересный опыт накоплен и в ряде других городов и районов. В ДОУ края работают 423 стадиона, 292 автоплощадки, 269 плавательных и плескательных бассейнов, 162 физиокабинета, 268 фитобаров, 5 соляных шахт. Ежегодно более 22 тысяч детей дошкольного возраста оздоравливаются летом.

У нас в дошкольном образовании трудятся отличные кадры – свыше 10 тысяч педагогов, 27 процентов из них имеют высшую квалификационную категорию.

- Но так ли уж все безоблачно?

- Нет, конечно. Сеть дошкольных учреждений в крае составляет 812 детских садов различных видов и типов, в которых воспитывается 81600 детей; 328 из них расположены в городах, а 464 – в сельской местности. Но число детсадов у нас сократилось заметно: в 1995 году в крае их было 1041. А сейчас более 219 детсадов перепрофилированы, проданы или закрыты по техническим причинам. Это привело к перегруженности ДОУ в Ставрополе, Пятигорске, Ессентуках, Железноводске, Александровском районе. Появились очереди. В то же время увеличилась рождаемость. Если в 2001 году родились 24 тысячи малышей, то в 2004 - уже 28. По прогнозам, в этом году на свет появятся около 30, а к 2010 году - 37 тысяч детей. И все они должны получить дошкольное образование, а значит, нам нужно будет увеличить количество мест в детсадах на 15 тысяч.

- Где их взять?

- Путь один, и мы его обозначили в Программе развития системы дошкольного образования края до 2010 года: поддерживать и развивать традиционные дошкольные учреждения. Надо расширять и вариативные формы организации дошкольного образования. Опыт есть: в крае активно внедряется сеть различной направленности групп кратковременного пребывания детей в детсадах. Наиболее приемлемым стало включение 'приходящих' детей в состав функционирующих групп, где они находятся в течение 3 – 3,5 часа. Открываются и дошкольные группы кратковременного пребывания детей при школах, особенно на селе, где мало детсадов. За последние годы количество подобных групп и контингент детей, их посещающих, увеличились в три раза. Только в 2003/2004 учебном году подготовку к школе прошли 5,7 тысячи малышей.

- Детский сад – школа – о такой 'смычке', наверное, мечтает каждая мама. Мы будем делать ставку на такую форму получения начального образования?

- Родителям надо понять, что подготовка к школе в любой форме – дело нужное. Правительство РФ 9 декабря 2004 года определило необходимость введения подготовительного класса - каждый ребенок должен иметь равные стартовые возможности при вступлении в систему общего образования. А снижение возрастных сроков поступления в школу с 5,5 и 6 лет позволит разгрузить детские сады. Требование министерства образования края: с подготовительными классами должны обязательно работать учителя школы, а занятия вестись в специально подготовленных классах. На них могут приходить и детсадовцы, и малыши из тех семей, где с ними занимаются дома.

И все же проблема останется. Вот почему исполнительная власть должна уже сейчас подумать о строительстве новых зданий или перепрофилировании школ.

- Алексей Егорович, все знают, что система дошкольного образования требует немалых затрат.

- Да. Сегодня мы видим, как укрепляется материальная база детских садов. За последние 3 года выполнен капитальный ремонт за счет всех источников финансирования в 449 ДОУ на общую сумму 89 миллионов рублей. В бюджете края растет доля затрат на дошкольные учреждения. Если в 2003 году выделялось 923 миллиона рублей, то в 2004 г. – почти миллиард двести. А в этом году заложено 1376 миллионов рублей. Но, к сожалению, в городах и районах по-разному относятся к финансированию. В Буденновске, Лермонтове, Минеральных Водах, Благодарненском районе местные власти к краевым деньгам добавляют свои, но в большинстве территорий детям недоданы даже те деньги, которые были заложены в краевом бюджете. Это сказывается на качестве питания. У нас в крае есть все свои продукты, и потому очень тревожно, если дети получают от нормы только 74 процента мяса и рыбы, 69 - овощей и фруктов. Только в Ставрополе, Невинномысске, Кисловодске и Минераловодском районе дети получают полнокалорийный рацион питания.

- При этом родительская плата за детсад не снижается, а даже наоборот...

- Да. И это происходит на весьма негативном фоне: в России сейчас наблюдается изменение положения как граждан страны, так и ее системы образования. В новом федеральном законодательстве определено, что к вопросам местного значения муниципального района относится предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования. Отменено постановление Верховного Совета РФ от 6 марта 1992 года N 2464-1 'Об упорядочении платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях и финансовой поддержке этих учреждений', определявшее границу родительской платы: не более 20 процентов от затрат на содержание ребенка. С 1 января 2005 года органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок расчёта родительской платы: устанавливают ее процент от затрат на содержание ребёнка, определяют категории семей, нуждающихся в компенсациях по оплате из средств местного бюджета. Но мы ставим задачу улучшения финансового обеспечения не за счет роста родительской платы, а за счет объединения усилий как поселковых, так и районных муниципальных администраций, а также за счет внебюджетных услуг. Ведь рост цен влияет на процент охвата детей дошкольным образованием. Так, в Минераловодском районе оплата родителей увеличилась с 75 рублей в 2004 году до 160 рублей в 2005-м. Охват сразу уменьшился с 42 до 26 процентов. В Предгорном районе почти та же картина. Самая высокая оплата за детский сад в Новоалександровском районе, в Лермонтове, Кисловодске и Ставрополе.

- Как повлияют на развитие дошкольного образования изменения в местном самоуправлении?

- В соответствии с Законом РФ №131-ФЗ 'Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации' с 1 января 2005 года в крае управление дошкольными учреждениями передано с поселкового уровня на районный. Поэтому сегодня как никогда важно находить пути сближения и взаимного проникновения дошкольного и начального школьного образования – как в организационном, так и в финансовом плане.

Министерство образования края разработало концепцию развития образования края до 2010 года, где предусмотрена модернизация и реструктуризация дошкольного образования. В 2005 году правительство края внесет в краевую Думу предложения о внесении изменений в Закон 'Об образовании Ставропольского края', где будет предусмотрена статья, посвященная дошкольному образованию. Будут разработаны мероприятия, касающиеся реализации постановления Правительства РФ от 9 декабря 2004 года 'О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации'.

- И какие же это приоритеты?

- Нужна широкая экспериментальная программа. Каково содержание подготовительного класса? Какой будет структура управления учебным заведением 'школа - детский сад'? Что за программа кратковременного пребывания ребенка в дошкольном учреждении? Каждая территория должна внести свои предложения, а министерство готово выделять научную базу, финансы для успешной работы экспериментальных площадок.

Нужна и новая кадровая политика. Задачи тут просты: повысить зарплату работников ДОУ путем перевода оплаты труда на отраслевую систему; увеличить общее финансирование учреждений из разных источников. Нам надо позаботиться и об увеличении приема студентов по дошкольным специальностям в вузы и средние специальные педагогические учреждения. А еще предстоит непростой поиск педагогических и коммерческих средств привлекательности дошкольного образования для родителей с разным уровнем достатка.

В программе развития дошкольного образования края до 2010 года обращено особое внимание на то, что среди других регионов РФ край традиционно выделяется: у нас много населенных пунктов, где компактно проживают представители тюркских и кавказских этносов. Ставрополье занимает первое место среди регионов России по числу находящихся на его территории мигрантов. Это определяет особые задачи перед учреждениями дошкольного образования. Встает проблема русского языка. Нужны дополнительные методики, педагогические разъяснения для родителей по подготовке малышей к школе. Значит, предстоит издание специальных региональных учебников, методических рекомендаций. Особое внимание следует обратить на формирование личности в поликультурной среде - а это чувства доброты, дружбы, единства детей разных национальностей.

Думаю, что сегодняшний разговор на страницах газеты будет полезен. А те, кто захочет поделиться своими мыслями или что-то предложить, могут обращаться в министерство образования края по телефону 37-23-96.

Другие статьи в рубрике «Образование»



Последние новости

Все новости

Объявление