Две стороны одного круга

Елена Павлова

Две стороны одного круга
28 февраля, накануне Прощеного воскресенья, в Ставрополе прошел отчетный круг Ставропольского округа Терского казачьего войска. В качестве почетных гостей в его работе приняли участие руководители края и города, краевой Думы, ГУВД, ФСБ, крайвоенкомата, прокуратуры. Это хорошо, что они там были. Многие из приглашенных как раз за этот отчетный период не раз соприкасались с ситуацией в некоторых отделах — и не из праздного интереса, а согласно своим служебным полномочиям. Ситуация в казачестве неоднозначная. И круг, возможно, даже паче чаяния его организаторов, впечатление произвел тоже двойственное. С одной стороны - обнадеживающее, потому что были обозначены конкретные перспективы по утверждению позиций казачества — в том числе и по самым острым земельным вопросам. С другой — несколько удручающее, потому что те тенденции, которые проявились, если и имеют отношение к возрождению каких-либо традиций, то только не казачьих.

Хорошее

Начнем с хорошего. Позитивный настрой кругу задал губернатор Валерий Гаевский.
Он рассказал о том, какие предложения выскажет уже на первом же заседании Совета по делам казачества при Президенте РФ 12 марта. Они касаются необходимости внесения изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» — в плане доработки организационно-правового статуса казачьих обществ и наделения их достаточными полномочиями для организации ведения предпринимательской деятельности. Это позволит казачьим объединениям быть более самодостаточными, более эффективно работать с молодежью. Еще одна проблема, которая требует поддержки федеральной власти, — земля.
- В край вошли крупные финансово-промышленные группы, которые скупают землю. С одной стороны, это объективный процесс, развивающийся по всей России. С другой — то, что эти бизнесмены ведут себя зачастую не по-людски, абсолютно не считаясь с интересами селян, сбрасывая с баланса социалку и инфраструктуру, оставляя людей без работы... Процесс «обатрачивания» ставропольцев необходимо остановить. Я намерен обосновать необходимость совершенствования Земельного кодекса и Федерального закона «Об обороте земель сельхозназначения». В них, в частности, можно было бы включить норму о предоставлении земли в долгосрочную аренду казачьим обществам, взявшим на себя обязательства по несению государственной и иной службы.
Земельный вопрос вкупе с другими поднимался казаками на атаманском совете, прошедшем в присутствии губернатора, два месяца назад. На круге Валерий Гаевский на многие из них дал ответы. В краевой бюджет заложены средства на проведение капремонта двух казачьих лицеев, проработан вопрос об организации школы-интерната в селе Заветном Кочубеевского района, выделены средства на организацию музея истории казачества в Новопавловске...
В своем отчетном докладе атаман Ставропольского округа Александр Фалько тоже отметил ряд позитивных моментов. Это и конструктивное сотрудничество с краевой Думой, результатом которого стало принятие краевого закона о кадетском образовании, и создание в ряде населенных пунктов муниципальных казачьих дружин. Это и двенадцать мероприятий краевого масштаба, и установка Минераловодским отделом памятника генералу Ермолову.

Спорное

– Государство и общество многого ждут от вас, - сказал, обращаясь к участникам круга архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан. - В наше непростое время всем живется нелегко. Самое главное в такие времена — сплоченность и единство в действиях. Хотел бы просить вас: пресекайте внутри ваших обществ любые лазейки в разделении вас на хороших и плохих, на своих и чужих. Казачество сильно, когда оно едино.
Очень актуальны слова владыки для ситуации в Ставропольском округе Терского казачьего войска.
– Мы столкнулись с новой проблемой, - сказал атаман Фалько. - Часть отколовшихся от войска групп присвоили себе Уставы казачьих обществ (Буденновск, Ставрополь). Они носят нашу форму, мешают работе, дискредитируют нас.
Не вдаваясь в дальнейшие подробности, докладчик предложил ходатайствовать об исключении отколовшихся из Терского казачьего войска.
Честно говоря, не знаю, почему окружной атаман назвал проблему новой. Она как новобрачная у Ильфа и Петрова: «Молодая была немолода». В Ставрополе этой «новой» проблеме уже четвертый год пошел. Два городских казачьих общества в краевом центре образовалось в декабре 2005 года (еще при окружном атамане Масалове). Я, например, своими глазами наблюдала весь этот процесс — с обеих сторон. Первопричиной раскола стало волевое решение о необходимости смены городского атамана, задававшего много неудобных вопросов, и методы, которыми оно продвигалось в жизнь.
Так и существует по сей день в краевом центре просто казачье общество Терского казачьего войска и казачье общество Терского казачьего войска Союза казаков России. Первые вторых именуют «раскольниками». А те ведут свою работу. Вот и 28 февраля, по иронии судьбы, когда руководство Ставропольского округа их обзывало с высокой трибуны именно этим словом и ходатайствовало исключить, казаки-«раскольники» встречали гостей на музыкальном подворье. Это был маленький вечер дружбы народов. Пели, танцевали, а потом пили чай с русскими блинами, осетинскими пирогами и немецкими кнедликами. Чем и кого дискредитировали — непонятно. Напротив, накануне Святого Прощеного воскресенья их добрый посыл был куда более логичным, чем совсем не добрые слова, которые звучали в их адрес с трибуны круга.
Впрочем, помянул всуе окружной атаман не только «раскольников» из Ставропольского казачьего общества. Таковые, по словам докладчика, есть и в Средне-Кубанском, Нижне-Кубанском, Свято-Крестовском... Уверил: с ними будет продолжена работа. Очень хорошо знаю, как развивалась ситуация в Нижне-Кубанском отделе — наблюдаю за этим лихим развитием в постоянном режиме больше года. В «раскольники» опять попали те, кто ставит неудобные вопросы. А руководство округа и войска этих людей вместе с их вопросами не только не слышит, оно их слышать не хочет.
И напрасно. Можно триста раз крикнуть с трибуны «Исключить!» и записать это столько же раз в протоколе. Люди от этого не дематериализуются, и проблемы, которые они обозначают, от этого не решатся. «Как можно казака из казачества исключить? - с усмешкой сказал по этому поводу один из «раскольников». - Если армянина откуда-нибудь исключить, он что — армянином быть перестанет? Не перестанет. А казак — и подавно».
Впрочем, руководство округа считает, вероятно, иначе. На круге прозвучало предложение ходатайствовать о выводе из Совета старейшин (такой совещательный орган создан при краевой Думе) Петра Федосова, предложив вместо него председателя совета стариков Месячко от Терского войска. Атаман Фалько аргументировал это предложение тем, что Федосов (дословно): «Не представляет там наши интересы». Но, как я потом уточнила у Петра Стефановича, в совет старейшин его войско и не рекомендовало, а рекомендовал Николай Голодников — председатель краевого Совета ветеранов...
Не все присутствующие сумели крикнуть по этому поводу «Любо!». Ну не понятны слова, произнесенные на казачьем круге: «не представляет наши интересы» в адрес автора множества статей и книг об истории казачества...
– Мы знаем Федосова как доброго казака. Чем он стал неугоден?!
В ответ на это атаман войска сурово поинтересовался, кто такой вышедший на сцену казак и из какого он отдела, а атаман округа как ни силился дать более или менее четкий ответ, но так и не смог.
– Федосов — это история! - донеслось из зала. - Оставьте вы деда в покое!..
Я хочу напомнить руководству терского казачества, сказал мне Петр Стефанович по телефону, что испокон веков все решения, которые касались любого казака, никогда даже не выносились на обсуждение круга, если казак отсутствовал. Это закон — исконная казачья традиция. Меня же никто не приглашал. Но дело не во мне. Просто тем, кто заявляет об участии в возрождении казачества, неплохо бы запомнить, что основой возрождения является уважение к казачьим традициям.
«Пресекать все лазейки в разделении на хороших и плохих, своих и чужих. Казачество сильно, когда оно едино», - хорошие слова сказал владыка Феофан. Еще бы к ним прислушались! А заодно — и друг к другу!


P.S. Мы готовы дать развернутый материал по теме. Предоставив на одной полосе слово и руководству войска и округа, и тем, кого они называют «раскольниками». Не надо огульных обобщенных обвинений — давайте факты. В споре, говорят, рождается истина. Так будет честнее. Открытый диалог — это гораздо меньшее свидетельство раскола, чем закулисные игры и использование административного ресурса. Казачество — не партийный орган, репрессивные меры его рядов не скрепят. А замалчивание — это как раз и есть та «лазейка», которая работает на раскол.

Другие статьи в рубрике «Происшествия»



Последние новости

Все новости

Объявление