Движение вверх

.

Ставрополь, бесспорно, один из самых красивых городов юга России. Не раз признавался и самым благоустроенным. Клумбы и деревья, ухоженные в лучших традициях садово-паркового искусства, оригинальные арт-объекты, тротуарная плитка в осенних тонах стали уже визитной карточкой краевого центра. По мнению жителей, он также и в первой десятке экологически чистых городов страны, а ещё здесь живут счастливые люди.

Кроме того, активно внедряется новый тренд – Ставрополь туристический. Этому способствуют недавние археологические находки на Крепостной горе и возобновившийся интерес к уже известному Татарскому городищу. Град Креста вполне обоснованно претендует если не на звание туристической Мекки, то во всяком случае на статус важного туристического центра не только Кавказа, но и всей России. В общем, наш город – это действительно хорошее место для жизни. Правда, есть одна существенная деталь, которая портит почти идиллическую картину. Это – транспортные пробки.

 

Ставрополь обездвиженный

Такой мрачный нуарный образ может возникнуть, если немного опередить время и заглянуть в будущее, туда, где уже построены новые жилые массивы за музеем «Моя история» и Владимирской площадью, где уже возвысились новые «человейники» вдоль второй и третьей очереди проспекта Российского. Не сотни и тысячи, а десятки тысяч людей будут сконцентрированы на относительно небольшой территории, откуда им ежедневно придётся выбираться на работу. Собственно, такая ситуация уже сложилась. «Перспективный», «Олимпийский», другие микрорайоны, они же мини-города… Но Ставрополь пока справляется, хоть и с трудом, но пока переваривает массу транспортных потоков. А что же дальше?

Очевидно, что без качественного пересмотра маршрутной схемы города и оптимизации муниципальных маршрутов в недалёкой совсем перспективе Ставрополь станет намертво. И так же очевидно, что ключевым элементом в надлежащем транспортном обслуживании населения должен стать общественный транспорт большой вместимости. Только слепец не видит, что город перегружен автобусами малой вместимости, как элегантно называют вездесущие маршрутки. Надо отдать должное, скоординированность у водителей таких машин на высоте, они постоянно на связи, контролируют время выезда и движения по маршруту и, если надо, сообща «задвигают» конкурента. Увлекательный процесс перезвона за рулём и небезопасной погони за пассажирами выгоден ограниченному кругу людей, но город в целом очень проигрывает.

 

Альтернатива

За примерами того, как надо, далеко идти не приходится. У нас в России есть города-миллионники, отлично выстроившие систему транспортного обслуживания. Суть её проста: в уличной сети выделяются магистральные маршруты, движение по которым приоритетно отводится для транспорта большой вместимости. Маршруткам же предназначены второстепенные и окраинные линии движения. Количество единиц подвижного состава на маршруте зависит от пассажиропотока; в часы пик, естественно, движение интенсивнее. Ну и выделенные полосы для общественного транспорта, чтобы тому не приходилось воевать с личными автомобилями за место под солнцем на городской дороге. В общем, не бином Ньютона. Всё просто и понятно.

Почему так нельзя сделать у нас? В нашем городе есть участки улиц, на которых пересекаются до 90 процентов всех муниципальных маршрутов. Это даже не дублирование. Это какой-то «бермудский треугольник», воронка, в которую затягивает всё движущееся. Так быть не должно.

По поводу большого транспорта: он удобнее и эргономичнее, но в Ставрополе представлен практически изношенным и умирающим троллейбусным парком, а также немногочисленными автобусами категории М3 на единичных маршрутах. Вместительный транспорт был бы предпочтительнее для горожан, если бы не испытывал трудности с передвижением, а пока он проигрывает конкурентную борьбу юрким маршруткам. Но если бы вдруг, по мановению какой-нибудь всемогущей руки, в Ставрополе была организована разумная схема муниципальных маршрутов для перевозки жителей, то тогда встал бы вопрос, чем заменить изветшавший арсенал городского пассажирского транспорта?

 

Прекрасное далёко

Троллейбусы – это, положа руку на сердце, прошлый век. Новые троллейбусные маршруты не открываются в краевом центре, потому что это очень и очень дорого: нужно строить контактную сеть, тяговые подстанции, разворотные кольца, приобретать новые троллейбусы в конце концов (а это удовольствие стоит порядка 15 миллионов за одну штуку). Единственное преимущество «электрических динозавров» – их экологичность. Но время не стоит на месте, и сейчас уже вовсю используются автобусы нового поколения, работающие на компримированном природном газе. Они дешевле и по начальной цене, и по стоимости дальнейшей эксплуатации. Такие чудо-машины колесят по Москве, Казани и целому ряду других крупных российских городов, являясь альтернативой одновременно и морально устаревшим троллейбусам, и совсем не экологичным автобусам на бензиновом топливе.

Это самый реальный из возможных образов прекрасного будущего, вполне доступный по финансам и достижимый при желании. Может быть, когда-нибудь в Ставрополе появится надземное метро или муниципальная пассажирская авиация, что позволит горожанам в невесомой вертолётной кабине пересекать километры урбанистического пейзажа за считанные минуты. Но пока это лишь футуристические фантазии. Реальное движение вверх, рывок, освобождающий город из пробок, можно и нужно делать за счёт уже существующих технологий и приемлемых вариантов, самыми разумными из которых представляются оптимизация пассажирских маршрутов и приобретение современного транспорта для муниципальных нужд. Станем ли мы счастливыми свидетелями качественного прорыва в сфере транспортного обслуживания населения или окончательно превратимся в пленников инфраструктурной трясины, покажет не такое уж и далёкое наше общее будущее.

Евгения КРАСАВИНА.

Ставрополь туристический, транспортные пробки, транспорт

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»

Последние новости

Все новости